«Как же я рад приходу самоизоляции!» – посты примерно такого содержания все чаще появляются в сети от людей, начавших работать из дома. Авторов подобных сообщений ругают, призывают к ответственности. Им обещают всевозможные кары за неуважение к горю пострадавших. Однако многим пандемия дала возможность по-новому взглянуть на привычные вещи.
Спасибо коронавирусу за...
Новоиспеченных фрилансеров понять можно: куча эмоций, опыта и, чего уж греха таить, свободнее стали люди. Если начать приводить весь список благодарностей, интересная статья превратится в нудный лонгрид. Я решил сравнить самый яркий опыт «новичков» и «старичков», чтобы наглядно показать, что именно меняется в голове человека, когда он начинает работать дома.
... за растянутые футболки
Фрилансеры переносят самоизоляцию довольно просто: мы с коллегами привыкли «хромать до офиса» в растянутых семейных трусах. Думаю, девушки целомудренно добавят еще и футболку. От отсутствия делового стиля офисник приходит в восторг, и долго там остается.
Я понимаю радость новичков: отказ от «правильной» одежды – самый большой элемент свободы удаленщика. Именно дичайший домашний дресс-код обеспечивает тонкое душевное равновесие юного организма фрилансера. Каждый образ формировался годами, утверждая детали гардероба. Не смотрите на уставшее и обрюзгшее тело «опытных» домашних работяг – в этом вина неудобной табуретки. В душе мы молоды, душа за нами не поспевает.
Любая кризисная ситуация – это шанс изменить привычки, заставить мозг работать по-новому. На Черном море волны не такие большие, но если накроет, то протащит мордой по берегу и набьет трусы галькой. Местные грузины уже давно не купаются во время больших волн. Я же кайфую от этой мощи, стихия будоражит воображение.
Именно поэтому наибольшее количество восторженных отзывов о хоум-офисе сводится к свободе в выборе одежды. Радуйтесь, родимые, привыкайте. Только не забывайте, что это закончится, и начнутся старые проблемы в офисе (о которых можно поговорить с опытными коллегами в комментариях ниже).
...за любимых, что рядом
Обожаемые супруги, смех детей, длительные вечерние беседы – что может быть лучше, когда семья под одной крышей. Кажется, эту «благодарность» писал человек, который не в полной мере ощутил присутствие родных рядом. Я знаю людей, начавших работать дома, для которых общение с домочадцами стало ударом по неокрепшей психике. Сейчас пострадали даже «старички» – рядом же теперь ВСЕ!
До кризиса фрилансеры оставались наедине с мыслями, когда супруги уходили на работу, а дети в образовательное учреждение. Теперь каждый член семьи заглядывает через плечо и внимательно следит за KPI труда. Зря потраченное время в соцсетях – это несостоявшаяся игра в шахматы с ребенком или просмотр фильма с любимым человеком.
Ведь было же население, способное часами добираться до работы и вопить о невозможности общаться с семьей. Это же население сейчас возмущено тем, что приходится сидеть дома и видеть горячо ненавистные лица любимых людей.
Кажется, вышла какая-то антиблагодарность, но, думаю, человечество разберется с проблемой. С самого начала странствий моей семье пришлось долго привыкать находиться в одной комнате. Как бы сложно ни было, близкие люди рядом – это всегда поддержка и помощь. Теперь я спокойно работаю дома, общаюсь с женой и сыном, много гуляю с ними, разговариваю и уделяю все внимание любимым людям.
...за равноправие
Благодарность вирусу, как новое психологическое состояние, может казаться некой формой Стокгольмского синдрома – эдакий «Коронавирусный синдром». Многие фрилансеры благодарны вирусу за то, что они продолжают работать дома, не доказывая право на удаленный труд.
Еще три месяца назад офисник считал, что жизнь свободного художника сводится к привычке жить, слегка работая и мало зарабатывая. Теперь факт самоизоляции как бы намекает всем, что те, кто не хочет научиться работать как фрилансер, получат по почкам от сурового тренера по имени Кризис.
Но и тертым удаленщикам не поздоровилось. При наличии возможности выходить из дома в докризисные времена мы как-то умудрялись улизнуть от тренера Кризис, ссылаясь на похороны любимого хомячка. Запертому дома фрилансеру приходится искать утешение у домочадцев (при наличии) или у вентилятора, похожего на большую уставшую муху. Ни первые, ни второй сочувствием не обладают. Первые требуют зарплату (или «устраивайся на нормальную работу»), второй – оплатить счет за электричество.
Ситуация похожа на недостроенный коммунизм: отобрать свободу и поделить поровну, но ни у кого ничего не останется. Наверное, это и есть поровну. Да, многим все-таки приходилось ездить на работу, но это был оправданный риск: металл сам себя лить не будет, здоровье подорожником не поправить, а хлеб не желает расти на елках.
Выводы
Благодарности оказались либо противоречивыми, либо преждевременными. Свобода в одежде – хорошо: отсутствие психологических барьеров помогает работать продуктивнее. Домочадцы под боком – спорно, не каждый привыкнет к постоянным одергиваниям. Равноправие – хорошо, но некоторым оно как кость в горле. Несмотря на неоднозначность мнений, находятся люди, которые верят, что именно это и есть зачатки их мира мечты.
Неужели наступил «мир мечты», и...
Давайте ненадолго отключим привыкший к оптимизированному тексту мозг и включим фантазию. Говорить «спасибо» пандемии чудовищно, но офисным сотрудникам-интровертам кажется, что они попали в утопический «мир мечты». Не нужно ходить на работу, на улице мало народа, в общественных местах просят соблюдать дистанцию, очные контакты сведены к минимуму, гонорары приходят на карту, много общения с семьей и детьми.
Фрилансеры-интроверты, к коим я причисляю и себя, теперь не в положении меньшинства. Все живут той же жизнью, что и мы. Вспомните, сколько раз за день фрилансеру повторяют найти «нормальную» работу. Не может простой работяга спокойно взирать на развалившуюся на диване тушку, которая зарабатывает больше, легче, интереснее.
Но есть нюанс – мир мечты трудно сопоставим с реальностью. Единичные бонусы в виде пустынных улиц – это не правило, а частность. Ниже я постарался проанализировать три ожидания людей, не совсем понимающих суть удаленной работы.
...и можно жить где угодно
Мечта офисника – безграничные перемещения по миру. Каюсь, фрилансеры, воспевая прелести жизни где угодно, внесли немало сумбура в головы людей. Удаленка и работа из любого места планеты – не одно и то же:
- сложно приспособиться к новому рабочему месту;
- сложно выработать привычку вовремя трудиться и отдыхать;
- сложно жить в съемном жилье в положении фактического бомжа.
И еще десятки таких «сложно». К непрекращающемуся пути готов далеко не каждый человек. Многих держит семья, обязательства, здоровье и просто трусость.
Понимаю, удаленная форма труда нравится тысячам, но их вряд ли наберется больше 30 % от общего числа работников. Человек – животное социальное, нуждающееся в общении с себе подобными. Временно обитая в тихой деревушке на берегу моря, я даже иногда скучаю по движухе Москвы.
Для тех же, кто верит в новые возможности, самоизоляция – это репетиция реальной жизни «в пути». Возможно, в скором времени мир обогатится на двух-трех безумцев, которые решат обойти планету, потому что границ нет. Хотя...
Думаю, после установления хоть маломальского порядка, мир какое-то время будет закрыт. Человечество, взращенное на опыте произошедших пандемий и фильма «Чужой», реально боится появления неубиваемой твари из тела соседа.
...и можно зарабатывать творчеством
Вот это совсем смешно. Свободный художник зависит не только от своего профессионализма, но и от платежеспособности заказчика. Ребята, в кризис работодатель заплатит за очень конкретный продукт, который поможет решить его задачи, а не за абстрактные рассуждения о космосе, вечности и вообще.
Мне, как и многим фрилансерам, гораздо тяжелее, чем бюджетным работникам, например. Сейчас как никогда оказался важен ручной труд. Моя мама работает на почте в деревне. Несмотря на все запреты, карантины и самозапирания в доме, ей никто отгулов не давал. Каждый рабочий день: доставка писем, пенсий, продуктов и необходимых товаров по деревням – все это легло на плечи моей мамы и ее коллег.
Уверен, у вас будет много историй, которые бы так же живописно иллюстрировали странность ситуации на рынке труда. Напишите их в комментариях.
Суть главы в том, что не стоит надеяться на чудо. С каждым приходом тренера Кризис, кто-то теряет, а кто-то находит. Думаю, стоит научиться принимать стратегические решения и вкладывать силы не в самокопание, а в образование.
...и мы станем спокойнее
В самом начале самоизоляции нас пугали всплеском насилия в семьях, неминуемыми разводами после отмены карантина и ростом неудовлетворенности жизнью. Но согласно исследованию, последние события положительно повлияли на людей с различными психологическими расстройствами.
Не могу утверждать, что нужно отпустить всех душевнобольных по домам. Хотя я знаю лично несколько человек, которые признались в приватной беседе, что им становится легче: многие тревоги уходят, улучшается сон, появляется желание двигаться дальше и жить.
Все мы по-своему невротики: а как я выгляжу, а что скажут люди, а кто крайний за криптой. Если пошире развести привычные шоры, то чувство одиночества окажется всего лишь отсутствием интереса к собственной персоне. Не любит простой человек себя: корит, пилит и высмеивает за неумение спокойно и плодотворно работать. В итоге получаем несчастных, которые не могут справиться с тревогой, отравляя жизнь и себе, и другим.
Параллельно в сети читаю похожие посты «новичков и старичков» про очередное психологическое явление – неосознанная боязнь свободы. За три месяца граждане болезненно прошли отрицание и гнев. Теперь, во время фазы принятия, некоторые полагают, что первое время им будет страшно показываться в общественных местах, чтобы не подцепить вирус.
Надеюсь, это всего лишь страх из-за дремучего первобытного невежества. Как в самом начале публику обязывали носить лицевые маски, которые не защищают, так и сейчас человек уверенно превращается из «хомо сапиенс» в «хомо конфузус»: мы растеряны и подавлены потоками «желтой» информации.
Новая жизнь невозможна без преодоления старых страхов. Если взглянуть на вопрос более широко, в «старом» мире мы боялись и довольствовались малым: редко брались за новые идеи, создавали так себе продукт вместо Wow!, не хотели расстраивать близких по мелочам и выполняли нелюбимую работу.
Выводы
Давайте сразу оторву вам пластырь вместе с волосами: не будет всеобщего счастья просто так. Ни свободного перемещения, ни интересных заказов, ни внутреннего умиротворения. Для людей, полных тревог, ситуация только усугубиться. Предприимчивые и сильные люди смогут взять свое.
Думаю, пришло время принять этот карантин как период «очищения и единения с собой». Мы заперлись не для того, чтобы продолжать делать все «по-старому». Нужно найти в себе силы и мудрость, и выйти на новый качественный уровень. Поверить, что работать на удаленке реально, на производстве – престижно, в офисе – важно.
Домашнее задание
Если вы дочитали до этой строчки, прямо сейчас подойдите и взгляните на себя в зеркало. Идите, потом продолжите.
Встань и подойди к зеркалу! Да, мы уже на «ты». Нет, не...офигел – не выражайся.
Я жду.
Просто возьми и подойди к зеркалу!
Вот, на вас (переходим обратно на «выкание») отражается человек, который прочитал настолько много статей и «экспертных мнений», что разучился слушать себя. Не важно, о чем говорят люди в интернете или выдал нагора я. Главное, сделайте свои выводы.
Я благодарен коронавирусу, что за три месяца сумел, наконец-то, увидеть себя настоящего. Не идеального, но своего, родного себя.
А те, кто не подошел к зеркалу, хитрюшки, – встали и пошли любоваться на чудо!
А что потом: жить по-старому или где?
Для одних самоизоляция стала испытанием волевых качеств, для других наступил локальный «рай», который заканчивается. И всем предстоит вернуться к жизни «по-старому». Армия интровертов снова встретится на улице, создав ядерное смузи из нервных расстройств, обострившихся фобий и ослабленных сфинктеров. Жуткое зрелище.
Вы же все помните, как это волнительно столкнуться с неожиданной нежностью соседа в забитом до отказа вагоне метро. Все эти легкие касания, попытки извиниться за отдавленные конечности и амбре. Летние консервные банки общественного транспорта пахнут отнюдь не свободой – это стойкий пряный аромат пролетариата, полагающего, что его ждут на работе.
Ваш покорный слуга работал ночным кондитером. Удаленно испечь семьсот коржей в домашней духовке возможно, но только в союзе с тремя такими же нелегалами. Именно поэтому тысячи человек все еще часами едут трудиться. Когда я был вебмастером или, как сейчас, автором текстов, работа прекрасно работается с расшатанного стула.
Я очень надеюсь, что новый дивный мир наступит с понимания баланса. Наличие человека «на месте» будет аргументированной необходимостью. Компании, допускающие работу из дома, будут использовать эту возможность на 100 %.
Как бы, заключение
С благодарностью самоизоляции не все так однозначно. Многие мои знакомые издатели, журналисты взвыли, потому что работы оказалось в два раза больше. В то же время тысячи человек писали посты о том, что вот у них отпуск, вот они дома, а вот смотрят сериал.
Я тоже долгое время типа ходил на работу, занимаясь бизнесом, а с недавних пор начал работать удаленно. Вы знаете, сложно понять, что лучше. Ходить куда-то каждый день утром, особенно, когда ты помоложе, не так плохо. Но шесть лет без выходных – нехилый такой адок. Сейчас мне комфортно.
«Мир мечты» пока не наступил. Рано или поздно все придет в норму, и снова интровертам придется объяснять, почему мы сидим дома и, вообще, когда найдем нормальную работу. Но за тот краткий период, многие задались вопросом: «На кой я это делаю»? Я не знаю, что посоветовать людям. Наверное, оставаться спокойными и сильными. Если вы замечали, сильный всегда спокоен.