Работая в покраске автомобилей, я нередко предлагал начальнику завести корпоративные аккаунты в соцсетях и публиковать там результаты нашего труда, на радость клиентам. Предложение было встречено без особого энтузиазма – товарищ начальник уверенно сказал, что в «Контактиках» зависают одни детишки, а это – мягко говоря, не наша целевая аудитория.

Сейчас мир изменился. Только ленивый не использует социальные сети для малого бизнеса. И самое удивительное, что те самые «детишки» – мое поколение (30 с хвостиком) – рассматривают подобный контент как чуть ли не единственную честную и качественную рекламу своего дела.

Вот только для раскрутки любой группы в среднестатистической соцсети вам нужно сначала пригласить туда людей (потенциальных клиентов), а дело это – совсем не дешевое.

Есть только одна соцсеть, в которой вы можете рассчитывать на бесплатный трафик – «Яндекс.Дзен».

Интересует ли аудиторию «Дзена» серьезный контент о работе и бизнесе?

Есть весьма популярное мнение, что «Дзен» – площадка исключительно мусорная и желтушная, и популярностью там пользуются котики, юмор, политика, сплетни про звезд и девчонки в нижнем белье...

Однако я проводил весьма серьезное исследование «Дзена», одновременно раскручивая 10 каналов различной тематики, и могу доказать, что товарищи-люди сильно заблуждаются.

Сейчас у меня остался единственный канал – личный блог о заработке в интернете, инвестициях, работе и деньгах в принципе.

Так вот, самыми читаемыми оказались серии статей, где я устраивался на работу и рассказывал подробно, как происходит рабочий процесс.

Канал на «Яндекс.Дзене» в помощь малому бизнесу

Вы видите график посещаемости: первый всплеск аудитории случился, когда я устроился на завод варщиком томатного сока и описывал техпроцесс, второй вызвала буквально пара статей про автосервис, третий связан с тем, что я устроился почтальоном вместо разминки по утрам и подробно рассказывал тонкости и нюансы работы.

Все посты, где автор пишет про что-то, что он делает руками, вызывают реальную вспышку интереса аудитории.

Канал на «Яндекс.Дзене» в помощь малому бизнесу
Ни котиками, ни юмором, ни желтушными сплетнями не добиться подобного результата. Людям реально интересен ваш труд.

Почему?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: аудитория «Дзена», по сравнению с любыми другими социальными сетями, наиболее возрастная.

Канал на «Яндекс.Дзене» в помощь малому бизнесу

Да, людям от 45 действительно интересна тема работы и бизнеса.

Я активно занимаюсь рекламой чужих дзен-каналов, и авторы обращаются ко мне дважды в день. Я могу с абсолютной уверенностью сказать, что блоги электриков, сантехников, мастеров по ремонту компьютеров, владельцев фитнес-клубов и других представителей малого бизнеса, работающих на заказ, всегда популярнее большинства других. Как правило, меньше 3 000 подписчиков на подобном канале, который подходит к своему контенту с душой, я еще не встречал.

Что может дать «Дзен» малому бизнесу?

  1. Дополнительный доход

Однажды на меня в комментариях набросилась девушка – стала критиковать за то, что я веду блог о «Дзене» вместо того, чтобы заниматься реально полезным делом, и обмолвилась, что есть на «Дзене» канал настоящего бизнесмена, «рабочей лошадки», который «в лучшую сторону разительно отличается от моего».

Я с интересом зашел посмотреть и обнаружил, что автор этого блога держит небольшой магазинчик, во время коронакризиса убыточный, жалуется на тяжелые будни предпринимателя, распаковывает мелкие подарочки от подписчиков, пишет о покупках и будничных делах – ерунда, в общем. При этом аудитория такова, что зарабатывает данный товарищ с блога (по моим подсчетам) не менее 50 000 рублей в месяц.

То есть, пока магазин ничего не приносит, девушка легко выживает на доход с «Дзена», позиционируя себя как предприниматель. Читатели в восторге.

  1. Репутация

Когда я написал статью о малярке, несколько человек в личке стали просить совета по технологическому процессу, и еще двое заинтересовались, можно ли приехать ко мне на ремонт.

А ведь это была даже не серия материалов и не канал о бизнесе – всего лишь одна статья.

Еще знаю пару авторов, которые, благодаря своим постам про инвестиции и бизнес, платно консультируют клиентов, которых находят на «Дзене».

Разумеется, для того, чтобы заработать репутацию, нужно хорошо разбираться в теме и уметь писать (пусть не как братья Стругацкие, но хотя бы без ошибок).

Минусы и проблемы «Дзена» для малого бизнеса

  1. Отсутствие выборки аудитории

Да, к сожалению, «Дзен» не позволяет провести выборку аудитории, которой алгоритм показывает ваш блог.

Грубо говоря, аудитория абсолютно не целевая.

Вы не сможете настроить свои показы ни по городам, ни по интересам, ни по возрасту потенциальных читателей.

К вам просто хлынет толпа людей, на 99 % не заинтересованных в ваших услугах. Скорее – просто любопытных.

С другой стороны, если вы производите товар ручной работы, или предмет вашего труда – интеллектуальная собственность, доступная для продажи в интернете, «Дзен» для вас может превратиться в настоящий кладезь клиентов.

  1. Токсичность

Люди, которые крутятся в своем небольшом кругу родственников, друзей и постоянных клиентов, даже не подозревают, насколько в своей общей массе люди озлобленны и глупы.

Если ваш канал начнет набирать популярность, вы получите такой поток негатива, что уронить свою самооценку в пропасть – плевое дело.

Правильно реагировать на хейтеров – настоящее искусство.

Ладно, шучу. Вам нужно лишь научиться удалять комментарии и банить всех несогласных к чертовой матери, не испытывая при этом моральных терзаний. Ничего личного – просто бизнес.

Канал на «Яндекс.Дзене» в помощь малому бизнесу

Если вы представляете собственный бизнес, а не просто ведете хайповый блог на «Дзене» ради рекламы, то отвечать следует лишь на конструктивную критику, соблюдая корпоративный этикет. Ваш канал – лицо компании в интернете, поэтому гнаться за дополнительными показами с помощью ругани в комментариях в долгосрочной перспективе не принесет вам пользы. Клиент всегда прав. И, ругаясь, вы показываете потенциальным клиентам свой непрофессионализм.

Если вы не можете ответить на критику вежливо и конструктивно, либо вместо критики как таковой вас просто смешивают с грязью, лучше заблокировать пользователя и удалить комментарий, чем вступать в такую «дискуссию».

Советы предпринимателю на «Дзене»

И напоследок хочу дать несколько советов, как раскручивать канал, тесно связанный с вашим бизнесом.

Ваше лицо – лицо бизнеса

Никаких обезличенных статей. Это не работает. Время копирайтеров по 50 рублей за тысячу знаков давно кануло в лету. Пришло время блогеров!

Аудитория должна знать, как к вам обращаться, знать, кто вы, как выглядите, сколько работаете, сколько берете за свои услуги, что цените и ненавидите в людях, что думаете о Путине и Навальном и что хотите на завтрак.

Утрирую, конечно, но личность всегда вызывает интерес – кто-то будет восхищаться, кто-то бросать камни. Вас будут упрекать в политической позиции, бородавках на щеке, непрофессионализме и один черт знает в чем еще. И ваша задача – общаться с людьми, объяснять им свои взгляды, посылать их, куда следует.

В общем, показывать, что вы – нормальный человек и открыты к общению.

Ложка хайпа в бочке профессионализма

Основную часть контента должен составлять полезный контент о вашей работе.

Но без хайповых статей раскрутиться будет труднее.

Расскажите людям, как вы запускали бизнес, как грызли хлеб и запивали его водой, делая бесплатно первым клиентам, как налоговая и приставы стучались к вам в двери, а банки не хотели давать ИП-шнику первый кредит, и пришлось взять денег у тещи.

Расскажите, как вам угрожали, как жаловались клиенты как и многочисленные проверяющие хотели получить взятку. Расскажите, какие законы издал Путин, чтобы брать с вас больше налогов и вставлять палки в колеса.

Расскажите, как тяжело вам было найти работников, как они пили, гуляли, дрались и хотели приличную зарплату, вместо копеек, которые вы им предлагали, расскажите, как взяли двоюродного брата сына тети по блату, и он запорол вам всю малину.

Расскажите смешные случаи и перлы клиентов, которых психиатры в свое время не поставили на учет.

Вам нечего рассказать? Не может быть! Вы вообще там бизнесом занимаетесь или мнете то, что человеку деловому мять не следует?

У каждого благопристойного предпринимателя хайповых историй в копилке – вагон и маленькая тележка.

Не стоит превращать свой канал в желтушную газету и творить только хайп – этим вы покажете свой непрофессионализм и создадите неправильную репутацию, но яркие и острые заголовки должны регулярно подниматься.

Работает это так. Люди видят хайп, заходят почитать, получают удовольствие, видят, что у вас качественный полезный канал и подписываются.

Реклама – двигатель прогресса

Закажите рекламу у других блогеров на «Дзене».

Найдите несколько человек с приличной аудиторией. Приличной – это от 200 тысяч и не менее 10 000 подписчиков. Предложите им свой товар на обзор и попросите написать про вас и оставить на ваш блог ссылку.

Только без заказных слащавых статей. Дайте людям волю. Пусть ребята лично познакомятся с вашим бизнесом и расскажут аудитории свои выводы не в форме рекламы, а в формате эксперимента.

Когда меня просят порекламировать очередные обучающие курсы за деньги, я всегда отвечаю: дайте мне пройти ваш курс, и я расскажу людям, насколько он был для меня реально полезен.

Ищите именно таких блогеров. Честность стоит дороже, чем многие могут себе представить.

Не важно, сколько собак лает. Караван должен идти

Я думаю, не стоит еще раз говорить вам, что не все люди умны и воспитанны, и действовать нужно твердой рукой и ледяным сердцем.

Собрались, настроились, прочитали комментарий хейтера, сделали каменное лицо, нажимаем «заблокировать», «удалить». Работаем дальше.

Вы не виноваты в моральных проблемах комментаторов, у вас не должно быть времени вступать с ними в перепалку и спускаться до оскорблений.

Страдать тоже не нужно.

Пишем каждый день

Если вы хотите быстро раскрутить канал, то в идеале должно выходить минимум 5 статей в неделю.

Если для вас это сложно и времени нет, можно воспользоваться услугами того, кто действительно умеет писать и готов делать это с удовольствием и каждый день.

Но ярче всего каналы о бизнесе получаются у тех, кто выстрадал сам и готов поделиться этим с подписчиками.

Вывод

Да, я на полном серьезе считаю, что в современном мире не представлять свой бизнес в социальных сетях – это просто кощунство. И пока что «Дзен» остается одним из лучших вариантов такого представительства за счет бесплатного трафика, взрослой аудитории и пока еще небольшой конкуренции среди авторов. Если вы продаете товар, который можно скачать в интернете, отправить по почте или оказываете услуги онлайн – качественный канал на «Дзене» способен в разы увеличить ваш доход. И, конечно, на подножном корму... Простите, на доходе с раскрученного канала можно легко продержаться, преодолевая в работе временные трудности.