Самозанятость бывает ложной и истинной. При истинной нестабильная работа – проблема. Но чувство контроля над собственной жизнью бесценно.

Маленький лайфхак: если вас достают банкстеры звонками с предложениями кредитов — весело сообщите им, что вы самозанятый, то бишь гордый плательщик налога на профессиональный доход. Произойдет волшебство — от вас немедленно отстанут и прекратят звонить.

Парадокс: число самозанятых в России к 2023 году достигло 6,5 миллионов человек — это примерно 8,67 % от всей имеющейся, по официальным данным, рабочей силы — целый социальный класс! Но отношение к экономическому статусу плательщиков налога на профессиональный доход бытует снисходительное и даже пренебрежительное.

Мол, это ж прекариат — «социально неустроенные люди, не имеющие гарантированной занятости». Экономисты остаются консервативными, несмотря на мощный рост во всем мире доли так называемой гиг-экономики. Например, в США еще в 2018 году 36% работающих были временными независимыми подрядчиками — самозанятыми специалистами…

У рационального участника экономических отношений возникают закономерные вопросы: а оно того стоит — идти в самозанятые? Как понять, хорошо это или плохо в социально-экономическом смысле? Как там с простым человеческим счастьем на том берегу? Попробуем разобраться…

Британский прекариат чувствует себя лучше, чем те, кто в найме

В 2009-2015 годах в Великобритании были проведены 6 волн исследований уровня благополучия фрилансеров — именно тех, чья работа непостоянна и функционально нечетко определена. Изучив результаты на масштабной выборке в 40 000 домохозяйств, ученые пришли к поразительному выводу:

«непостоянные» фрилансеры значительно больше удовлетворены тем, как они проводят свободное время, чем работодатели и наемные работники. Кроме того, фрилансеры более довольны своей работой, чем те, кто трудится за зарплату.

Уровень удовлетворенности трудовой деятельностью у самозанятых фрилансеров соответствует уровню довольства работой тех, кто нанимает — работодателей. Также у тех и других примерно одинакова степень удовлетворенности своим здоровьем.

Ученые отмечают, что фриланс оказывается привлекательным вариантом на рынке труда с точки зрения улучшения баланса работы и нерабочей жизни по сравнению с наймом.

Также обнаружено, что уровень стресса у фрилансеров ниже, чем у работодателей и тех, кто трудится за зарплату.

Маленькое замечание для точности: в Британии существует подкласс самозанятых, которые имеют право нанимать небольшое количество работников. Так вот результаты, о которых идет речь, характерны именно для самозанятых-одиночек, представителей того самого прекариата.

Кстати, в Австралии тоже получены данные о том, что фрилансеры довольны балансом работы и личной жизни больше, чем работодатели. Ученые предполагают, что причиной довольно высоких уровней ощущения собственного трудового благополучия вызвано наличием у самозанятых гибкого трудового графика.

В России фрилансеры занимаются «самоэксплуатацией»

Переместимся из Британии в РФ и окрестности. Изучив данные специализированных опросов с солидной выборкой в 4239 фрилансеров из России и ближнего зарубежья, социологи обнаружили, что с гибким графиком у нас и у соседей все очень непросто:

  • среди фрилансеров гораздо больше как тех, кто перерабатывает, так и тех, кто недорабатывает в сравнении со стандартными 40 часами в неделю;
  • каждый третий фрилансер работает не более 35 часов в неделю, а каждый второй, наоборот, — более 45 часов;
  • 27% фрилансеров трудятся свыше 60 часов в неделю, то есть более, чем в 1,5 раза больше, чем по стандартному графику, а с наемными работниками в нашем макрорегионе такое случается редко (8%);
  • продолжительность рабочего времени у фрилансеров-мужчин в среднем значительно больше, нежели у женщин. Однако разница в часах занятости у наемных мужчин и женщин такая же.

33% фрилансеров из РФ и ближнего зарубежья сообщили, что им приходится работать практически все выходные и праздничные дни, и еще 44% делают это несколько раз в месяц.

17% трудятся по ночам, и еще 24% засиживаются за работой допоздна несколько дней в неделю. Никогда не позволяют себе работать вечером и ночью лишь 10% фрилансеров из России и соседних стран.

Только 22% наемных работников в РФ и окрестностях сталкиваются с тем, что вынуждены время от времени работать в неурочные часы и на выходных. Среди фрилансеров же таких почти две трети (64%).

Любопытно, что и российские, и зарубежные исследования не обнаруживают у самозанятых с гибким графиком каких-либо устойчивых паттернов использования рабочего времени. Другими словами, все трудятся в течение дня как попало…

Российские социологи называют это явление «ловушкой гибкой занятости» и считают, что в РФ и ближнем зарубежье фрилансеры слишком часто вкалывают в режиме «самоэксплуатации».

Теперь обратимся к балансу «работа-личная жизнь». Здесь ученые исследовали данные на выборке в 1891 человек. Результаты неоднозначные. С одной стороны, работа в выходные и в неурочное время у фрилансеров приводит к ухудшению восприятия качества жизни в свободное время.

С другой стороны (цитата):

«в случае, когда работа является центральной ареной самореализации, увеличение трудовой нагрузки (в том числе работа ночью) может способствовать повышению удовлетворенности балансом».

Однозначно установить удалось немногое — значимо более низкий уровень удовлетворенности балансом «работа-личная жизнь» демонстрируют фрилансеры:

  • имеющие несовершеннолетних детей;
  • совмещающие фриланс с работой в штате организации;
  • имеющие невысокий уровень дохода и неудовлетворенные своей работой в целом.

Российские социологи из всего узнанного об отечественных самозанятых делают следующие выводы:

  • как правило, фрилансеры чувствуют себя хозяевами своей жизни, имеющими возможность распоряжаться временем по своему усмотрению;
  • самозанятые вынуждены платить за это свою цену: время от времени (или постоянно) перерабатывать, трудиться в выходные, в вечернее время и ночью;
  • самозанятость порой оказывается «жадной до времени» человека, и свободный рынок может накладывать на баланс «работа-личная жизнь» более сковывающие ограничения, чем наемный труд в компании.

А как в мире в целом?

Группа ученых из Германии и США недавно представила обзорное исследование «Самозанятость и субъективное благополучие», проведенное при поддержке некоммерческой «Глобальной организация труда» (входит в состав Международной экономической ассоциации, созданной по инициативе ЮНЕСКО).

Ученые пришли к выводу, что, несмотря на то, что самозанятые чаще всего зарабатывают меньше, чем наемные работники, они больше удовлетворены своей работой.

Также выяснилось, что люди, трудящиеся за зарплату, более подвержены стрессу и несут бремя более высоких требований к работе.

Общая удовлетворенность собственной жизнью у самозанятых может быть как выше, так и ниже, чем у работников по найму. Это связано с экономической и профессиональной неоднородностью гиг-экономики.

Субъективное благополучие самозанятого сильно зависит о того, в какой сфере он трудится. А еще от того, как устроена экономика страны, в которой живет самозанятый, и насколько эффективны ее институты.

Одним из важнейших факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью самозанятого — это то, насколько добровольна его самозанятость.

Если человек бросает работу по найму и идет во фриланс по собственной воле, он чувствует себя более благополучным, чем ранее. Если самозанятость была вынужденной, то уровень субъективного благополучия не повышается или становится ниже, чем у наемных работников.

Резюме: самозанятый самозанятому рознь

Условия, приводящие к удовлетворенности жизнью фрилансера, работающего на себя, как видим, достаточно сложны. Скажем, вы будете счастливы, если ваша самозанятость позволяет вам самореализоваться. Но при этом вы должны быть профи в востребованной области, в вашей стране желательно наличие сильных экономических институтов, и вы должны выбрать самозанятость добровольно, а не под угрозой безработицы.

В России фрилансерство двулико. В условиях, когда, начиная с 2013 года, экономические институты стагнируют и даже деградируют вместе с уровнем реальных доходов населения, самозанятость миллионов — скорее вынужденная мера.

Российские компании, несмотря на строгий надзор, массово используют скрытый найм, передавая часть работы в руки плательщиков налога на профессиональный доход. Таким образом, бизнес сокращает налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. В этом случае самозанятые являются таковыми лишь на бумаге.

Мотивация к самозанятости в нашей стране слишком часто негативная: или безработица, или «оформление — самозанятость», о чем прямо пишут в тысячах объявлений о вакансиях. Армия плательщиков НПД в 6,5 миллионов человек, в значительной мере, представляет собой общность бесправно «нанятых» работников, а вовсе не профессионалов, свободно выбравших путь фрилансера.

По некоторым научным данным, в 2020 году из 1 миллиона зарегистрировавшихся самозанятых примерно 400 000 были бывшими сотрудниками компаний, продолжившими на них работать в новом качестве.

С другой стороны, истинных свободных профи также довольно много, и они действительно удовлетворены балансом «работа — личная жизнь» и собственной экономической автономией.

Словом, в России не так страшна «ловушка гибкой занятости», как фиктивный найм под видом самозанятости. Выбирая профессиональный путь и статус участника экономических отношений, россиянин должен четко отделять истинную самозанятость от ложной.

Истинным фрилансерам у нас живется скорее хорошо. Лишь порой, кое-когда, — немножко плохо. Ну, а ложным — понятно как…

Читайте также:

Как эволюционировал рекрутер: от «тетки в окошке» до маркетолога

Кейс: как мы в TexTerra разрабатывали миссию компании

«Все тлен, делаю какую-то фигню»: творческий кризис у профессионалов