Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Кейс: как мы в TexTerra разрабатывали миссию компании Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Если есть компания, то у нее есть и корпоративная культура – как у каждого человека есть характер и присущие только ему черты. Но если эта культура не сформулирована, не выражена простыми словами – то не на что и ссылаться, когда хочется сказать: «Мы так не делаем». Или: «Мы – вот такие». В конце 2022 года нам исполнилось 15 лет; корпоративная культура за это время сформировалась и пора было ее «причесать» и формализовать.

И вот что и как мы за три месяца придумали и реализовали.

Результаты

  1. Сформулировали в одной фразе миссию компании, и в шести принципах – корпоративную культуру.

Итоговая миссия:

Вместе с вами мы делаем бизнес в интернете простым, комфортным и успешным.

Итоговые принципы внутренней корпоративной культуры:

  • Если говорим – то делаем (а не мусорим словами).
  • Вначале делаем – потом боимся (а не тормозим в растерянности).
  • Если видим ерунду – исправляем (а не проходим мимо).
  • Если делаем ошибки – не бьем (а исправляем и делаем выводы).
  • Если спорим – то на равных (а не «я начальник, ты – не очень»).
  • Если стресс – проживаем его и все (а не страдаем до утра).
  1. Распечатали материальные носители с миссией и принципами – для офиса и сотрудников: календари, наклейки, баннеры.
  2. Начали цитировать сформулированные принципы в работе. Пока часто с иронией, но через год они врастут в фундамент.
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Проблема

Сотрудники, которые проработали в компании хотя бы полгода-год, имеют довольно четкое представление о том, кто мы, какие мы, куда мы идем, какова корпоративная культура и ее главные точки. Например: с клиентами и руководством мы работаем в паритете. Или: за ошибки, сделанные по неопытности, новичков не ругаем, даже если они нанесли компании материальный ущерб.

Но чтобы быстро погрузить в эту атмосферу новых сотрудников (или иногда напомнить опытным!), нужно было какое-то ее выражение в тезисах, историях, утверждениях.

Задачи

  1. Прийти к общему пониманию того, кто мы – и зачем нужны рынку, клиентам, миру и друг другу.
  2. Прийти к общему пониманию того, какие у нас рабочие и социальные установки.
  3. Красиво, просто и понятно «упаковать» первый пункт в миссию, а второй – в принципы. Важно: миссию при этом следовало сформулировать так, чтобы она хорошо звучала как обращение и к партнерам, и к клиентам, и к сотрудникам, и к руководству компании, и к посетителям сайта.

Ход работы

1. Определение смыслов, которые мы хотели заложить в миссию

Этот этап – отличный кейс создания с нуля глобальной сущности: мы ведь не выбирали готовую «красивую фразу», а шли от собственных потребностей. Делали это методом обычного мозгового штурма – записывали все идеи от бредовых до гениальных. Вышел вот такой список важных для нас тезисов:

  • Польза: мы хотим быть полезными, нам важно это ощущение.
  • Помощь: мы помогаем бизнесу, снимаем боль клиента, решаем проблему.
  • Потребности клиентов: какие из них мы закрываем своей работой?
  • Деньги: мы не только зарабатываем, но и вкладываем душу в свое дело, самовыражаемся, развиваемся.
  • Взаимность: мы считаем, что взаимообогащение — и это не только про деньги, это и про развитие, и про опыт, и про самовыражение.
  • Вера: нам важно доверие клиента.

Дальше следовало «упаковать» эти шесть тезисов в одну фразу.

2. Формулировка миссии

Антон Блинов, руководитель TeachLine – учебного центра TexTerra (участвовал в обсуждении миссии):

«Честно говоря, я не верил, что мы вообще придем к общей формулировке».

Александр Хлынов, редактор TexTerra Daily (не участвовал в обсуждении миссии):

«Когда увидел итоговую формулировку миссии, подумал: “Ну, правильно! Ну а как иначе? Чего тут еще скажешь?”».

Оцените по этим двум высказываниям, какая была проделана работа! От полного непонимания – до принятия всей командой.

И действительно, несмотря на то, что мы годами мирно работаем вместе (то есть, видимо, действительно сходимся в понимании того, как стоит жить и трудиться), в первоначальных формулировках мы сильно расходились.

Состав участников обсуждения менялся и дополнялся, но к формулировке миссии мы привлекли всех, кто участвовал хотя бы на одном совещании. От каждого пришел минимум один вариант, а дальше мы выставили их на голосование.

В финал прошли три:

  • Мы верим, что бизнес – не только про деньги, поэтому помогаем вашему бизнесу стать ближе к своим клиентам.
  • Цифровой маркетинг, который приносит пользу.
  • Вместе с вами мы делаем бизнес в интернете простым, комфортным и успешным.

И уже после обсуждения рабочей группой большинством голосов победил вариант номер три:

Вместе с вами мы делаем бизнес в интернете простым, комфортным и успешным.

3. Определение «облаков» – кластеров, над которыми хотелось поработать

Вот какие области мы хотели закрыть созданием миссии и принципов (но, может быть, вашей компании этот список тоже подойдет!):

  • Коммуникации: с клиентами, между отделами, между начальником и подчиненным, друг с другом.
  • Управление: проектами, бизнес-процессами, людьми, собой, своим развитием и обучением.
  • Мотивация к работе – материальная и нематериальная.
  • Отношение к стрессу и проблемам.
  • Отношение к ресурсам компании.

4. Формулировка принципов – от набросков до итога

Если с определением областей прошло гладко, то на формулировку смыслов мы потратили несколько обсуждений.

Оказалось, что проговорить с коллегами «словами через рот» принципы, которые и так вроде бы соблюдаются – полезная практика. Потому что вдруг выясняется, что а) все эти принципы понимаются по-разному, б) в действительности они не соблюдаются так строго, как этого хочется и как могло казаться.

Вот пара примеров.

  1. Одним из первых на обсуждении появился тезис о неравнодушии в сырой (очень сырой!) формулировке «Увидел х#%ню – исправь!». Мало того, что вопрос встал по поводу того самого слова, так еще появилась проблема ответственности. Если кто-то увидел неидеально отлаженные процессы, должен ли он вмешаться? Этично ли это? Адекватно ли это (поскольку всех нюансов работы другого можно и не знать)? Готов ли, в конце концов, этот человек взять на себя ответственность за исправление ошибок?..

Выяснилось, что разные люди в компании имеют на эти вопросы очень разные ответы. Мы оттолкнулись от формулировки принципа – но пришли в итоге к обсуждению того, а как оно у нас есть на самом деле и как делать стоит и не стоит? (И только потом уже упаковать «идеальный» алгоритм в принцип).

В итоге мы остановились на следующем компромиссном смысле: вежливо высказаться всегда можно и нужно, а если мы видим что-то безоговорочно требующее исправления – то и приложить к нему все усилия. Это касается и опечатки на сайте (нужно попросить исправить админа сайта), и условной открытой хлебницы в офисе (нужно закрыть ее самому).

Большая часть наших сотрудников работает вместе в коворкинге, поэтому офлайн-культура для нас тоже важна – и принципы ее также учитывают.

  1. До обсуждения принципов мы интуитивно чувствовали, что отношение к стрессу у нас, наверное, правильное или почти правильное: мы его вроде бы не боимся и, кажется, умеем проживать.

Но то, что не сформулировано – для человека не существует. Не существовало и у нас, оказывается, единого корпоративного отношения к такой неотъемлемой части работы, как стресс.

Опустим многочисленные дебаты, но от убеждений «стресс – это обыденно/нормально/полезно» мы все же пришли к смыслу «стресс – это неизбежно, его влияние на нас стоит признавать и учитывать, но нужно учиться проживать его, а не пестовать».

Кстати, при презентации принципов рабочая группа получила больше всего благодарностей именно за этот пункт и его бережный смысл.

Посмотрите на самый сырой список пунктов – на то состояние, в котором эти смыслы жили у нас в головах: многие из них нечеткие, непонятные, противоречивые. В скобках – коротко показываем суть обсуждений будущего принципа.

  • Мы не боимся (нет, иногда мы боимся, и это нормально).
  • Нужно быть честным, даже если это больно (где грань между «быть честным» и «лезть не в свое дело»?..).
  • Каждый имеет право на ошибку (значит ли это, что никаких санкций за ошибки не должно быть в принципе?).
  • Стресс – это наша обыденность (культ страдания и преодоления-во-что-бы-то-ни-стало – такой себе вектор).
  • Стресс необходим для развития, развитие без него невозможно (иногда да, но в целом новому можно учиться с удовольствием и в комфорте, а не от безвыходности и в стрессе).
  • Мы развиваемся (пункт оказался настолько базовым для работающего головой человека, что мы решили просто выкинуть его).
  • Увидел х#%ню – исправил (про это рассказали выше).
  • Инициатива не наказуема (вообще – да, но ведь выдвигать предложения нужно вместе с предложением поучаствовать в реализации инициативы и взять часть ответственности за результат).
  • Сказал – сделал.
  • Нужно соблюдать паритет с клиентами, с коллегами, с миром.

Заметьте: только два последних утверждения не вызвали разногласий!

А вот что получилось на выходе, когда нам удалось вложить по несколько смыслов в один принцип и привести все их к единообразию:

  • Если говорим – то делаем (а не мусорим словами).
  • Вначале делаем – потом боимся (а не тормозим в растерянности).
  • Если видим ерунду – исправляем (а не проходим мимо).
  • Если делаем ошибки – не бьем (а исправляем и делаем выводы).
  • Если спорим – то на равных (а не «я начальник, ты – не очень»).
  • Если стресс – проживаем его и все (а не страдаем до утра).

Гораздо круче и понятнее, м?

Дарья Капитонова, SMM-маркетолог TexTerra:

«“Если делаем ошибки – не бьем (а исправляем и делаем выводы)”.

Для меня это воодушевляющий принцип, так как на предыдущем месте работы каждая опечатка, а они у меня стабильно случаются раз в пару недель/месяц, была поводом для драконовского разноса на тему: “Как ты могла совершить ТАКОЕ?!”. Понимание, что за ошибку не убьют, дарит желание пробовать новое)».

«Раскатка» миссии и принципов на компанию

Следующий непростой этап – знакомство с формулировками той части сотрудников, что не участвовали в обсуждении. Вот что мы сделали.

  1. Презентовали миссию и принципы на корпоративной болталке.
  2. Вывесили их на сайте.
  3. Написали о них во внутрикорпоративной еженедельной рассылке.
  4. Занесли их в «Базу знаний» в Bitrix24 – нашем корпоративном рабочем инструменте.
  5. Распечатали наклейки и календари для столов.
Корпоративный календарьКорпоративный календарь

А вот так это выглядит офлайн:

Корпоративный календарь и наклейка
  1. Повесили баннер на проходном месте.
  2. Задизайнили обои для десктопов и смартфонов:
Обои для рабочего стола Обои для рабочего стола Обои для рабочего стола Обои для рабочего стола Обои для рабочего стола Обои для рабочего стола
Смотреть галерею
  1. Добавили миссию и принципы в описания наших вакансий на HH.ru.
  2. Попросили руководителей использовать принципы в работе – и как собственные мотивы поступков, и как отсылки в диалогах с подчиненными.

Некоторые сотрудники, впрочем, подхватили это быстрее руководителей:

Александр Хлынов, редактор TexTerra Daily:

«По принципам я сразу решил: “Прикольно – буду в переписках цитировать в тему”».

  1. Написали этот кейс. Во-первых, он может быть полезен кому-то, кто хочет выстроить корпоративную культуру у себя в компании, во-вторых, нам хочется, чтобы его прочитали наши собственные коллеги и прониклись еще разок:)

Использование в работе: как оно – спустя несколько недель?

Среди шести пунктов почти сразу же выявились принцип-герой и принцип-антигерой, если можно так сказать. «Вначале делаем – потом боимся» оказался любимчиком и вдохновителем, давшим старт многим процессам. А вот тезис «Если говорим, то делаем» заставил многих признать, что он зачастую не выполняется.

Мы попросили сотрудников дать честный фидбек по результатам внедрения принципов, и вот что они рассказали, почти не кривя душой.

Ольга Безматерных, HR-директор TexTerra:

«Заметила, что пока самый провальный пункт у нас – “Если говорим, то делаем”. До того, как это облачили в принцип, не думала, что это такая проблема. Сейчас прямо вижу. Пообещать уложиться в дедлайн и не уложиться – норма, пообещать что-то сделать и не сделать – норма. С одной стороны, печальное наблюдение, с другой – дополнительный фокус на проблему.

А самый крутой принцип, который помог лично в нашем отделе сдвинуть некоторые процессы с мертвой точки – “Вначале делаем, потом боимся”)».

Святослав Грошев, арт-директор TexTerra:

«Пытаюсь вылечить свою главную боль… Поэтому сделал акцент на один важный для меня пойнт “Если говорим – то делаем”. Стоит даже на телефоне постоянно перед глазами».

Дарья Завьялова, выпускающий редактор TexTerra:

«Я тоже отметила принцип “Если говорим, то делаем” как наименее выполняющийся в компании. Но в совершенно другом смысле – не то чтобы кто-то пообещал и не сделал, такого я как раз не наблюдаю. Но у нас умирает слишком много инициатив и начинаний. Мы что-то обсуждаем, все загораются, быстро делают какой-то минимальный продукт, а дальше появляется новая инициатива, которую все подхватывают… и на доделку предыдущей уже нет сил и желания. Как человек, который занимается нашим сайтом, чаще всего вижу это на примере активностей типа “А давайте сделаем еще вот такую крутую штуку”. Инициаторы активно помогают мне информацией пару дней, а потом я остаюсь наедине с недоделками – и в итоге тоже часто бросаю.

Благодаря тому, что этот принцип у меня теперь всегда перед глазами, я каждый раз спрашиваю себя – могу ли я довести до конца новое большое дело? Есть ли у меня силы пинговать всех вовлеченных в проект людей, чтобы мы сделали что-то дальше первого минимального продукта?

И количество недоделок у меня уже заметно сократилось, потому что я теперь могу вовремя тормознуть себя и других. Но если уж взялись – то закончим, потому что “Если говорим – то делаем”».

Читайте также:

«Вы нам не подходите»: 10 частых фейлов на собеседовании

10 самых крутых российских стартапов 2022 по версии Forbes

7 ошибок компании, которые заставят вас бежать из нее

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 389
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
964
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 050
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.