Март 2020 стал страшным сном для бизнеса. Страдают рестораны, туризм, мероприятия, спорт… Упал рубль, коронавирус добрался почти до всех стран мира. Что делать? Увидеть возможности, которые несет ситуация вместе со всеми проблемами.

TexTerra хочет немного успокоить вас и дать несколько советов с примерами от брендов, плюс рассказать про актуальные инструменты для организации удаленки. Мы не обещаем, что все это сработает. Но вдохновляться и действовать точно лучше, чем паниковать и стоять на месте.

Введите ситуативный маркетинг

Используйте коронавирус как «горячую кнопку». Вирус – тема года, людей цепляют заточенные под нее материалы. Забудьте на время про принципы и поймите, что это нужно для выживания бизнеса.

Не обязательно использовать слово «коронавирус» – отлично сработают иллюстрации с намеком, даже если в сопровождающем тексте не будет развития темы. Используйте на картинках гречку и туалетную бумагу, надевайте маски на героев фотографии.

Издательская группа «АСТ» запускает кампанию #времякниг с такой картинкой:

Читатель поймет, что за маской Стивен Кинг

Производитель презервативов Vizit придумал провинцию Ган Дон и надел на пачку китайский головной убор. Пост собрал 21 000 лайков, 500 комментариев и 150 репостов во «ВКонтакте» – в 3 раза больше, чем обычно.

Производителя знают за смелые рекламные кампании

Но помните, что тема скользкая, и вместо поддержки можно получить негатив. Не опускайтесь до создания неадекватно дорогих тематических продуктов и «волшебных» лекарств. Плохой пример ситуативного маркетинга – продажа амулетов от коронавируса на Avito.

Такие объявления удаляют и сами администраторы Avito

Дополните свое предложение продуктами и услугами, которые актуальны сейчас

У вас магазин? Выставляйте продукты, которые сейчас актуальны, рядом с кассой, пусть работники предлагают их с каждой покупкой. Поставьте баннер на сайте. Докупите в ассортимент антибактериальные салфетки, маски и дезинфекторы, даже если это не совсем ваша сфера. Это то, что сейчас нужно людям.

В интернет-магазине «Окей» на главном баннере – туалетная бумага.

Туалетная бумага – продукт с повышенным спросом

А в разделе напоминаний – влажные салфетки:

Еще один продукт с повышенным спросом

«Ашан» предложил посетителям «Тележку апокалипсиса». Там гречка, макароны, туалетная бумага и другие товары первой необходимости.

Можно прийти, взять тележку и сразу пойти на кассу

И, конечно же, в топе доставка на дом. «Л’этуаль» сообщил о возможности на главной странице:

Если есть возможность сделать доставку бесплатной – идеально

У вас информационный продукт или сервис? Заточите его под текущую реальность и транслируйте актуальное сообщение.

Сервис по программному обеспечению Kontentino расширил свою целевую аудиторию и предлагает упростить удаленную работу всем, кому сейчас сложно организовать процессы.

Перевод: Сложно общаться с командой на удаленке на тему социальных сетей? Мы решили эту проблему. Пригласите всех в Kontentino

Дайте людям возможность бесконтактной доставки

Чем меньше контактов между людьми, тем лучше. Это обезопасит и клиентов, и курьеров. Вместо того, чтобы передавать посылки в руки заказчиков, можно оставлять их у двери или в указанном месте. Важно: нужно выбирать время, когда покупатель готов оперативно забрать заказ.

В начале марта одним из первых бесконтактную доставку организовал сервис из Петербурга «Готово».

В посте в Instagram сервис объяснил, как еду готовят и доставляют клиенту с учетом новых санитарных правил

Обязательную бесконтактную доставку также ввели сервисы «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка».

Курьер не бросает посылку, а ждет, пока заберут

Важно: у вас должна быть возможность оплаты заказа на сайте, либо возможность оперативно выписать и отправить счет.

Если у вас продуктовый магазин или вы продаете что-то, что может понадобиться людям срочно, позаботьтесь, чтобы на сайте была информация о дате и времени доставки.

На странице «Перекрестка» можно выбрать день и время доставки:

Покупатель может не волноваться, что продукты привезут в неудобное время

Также есть предупреждение, что курьер может задержаться:

Это честно по отношению к покупателю

Освойте онлайн-форматы и новые инструменты

Школы и университеты по всему миру переходят на онлайн-обучение, тренеры из спортзалов дают уроки в мессенджерах и через видеоприложения, премьеры фильмов переносят в онлайн-кинотеатры, продуктовые лавки и рестораны загружают на сайт свой ассортимент и меню с доставкой. Конечно, часть профессий, продуктов и услуг не адаптировать, но давайте посмотрим, какие варианты и инструменты для этого есть.

Сервисы доставки – для ресторанов и кафе

Если у вас ресторан, зарегистрируйте его во всех возможных сервисах по доставке еды, пусть заказы приходят из каждого:

Delivery Club

Яндекс.Еда

Resto Club

Podnesi.ru

Zakazaka.ru

В каждом городе есть свои сервисы, их можно найти по запросу «Доставка еды из ресторанов *название города*».

Обращайте внимание на возможности бесконтактной доставки

Также не забудьте выставить на собственном сайте актуальное меню и подключить возможность заказа на дом.

Инструменты для онлайн-конференций и подготовки видео – для учебных заведений, спикеров, тренеров

Найдите приложения для онлайн-трансляций с удобным интерфейсом и подходящими функциями. Вам могут пригодиться:

Zoom – одна из самых популярных программ для видеоконференций, звонков и проведения вебинаров. Его любят за широкий функционал и бесперебойную работу. Можно создать бесплатную учетную запись.

eTutorium – платформа для проведения вебинаров и онлайн-курсов. Хорошее качество трансляции. Вебинары записываются и сохраняются автоматически. Видео можно как смотреть онлайн, так и скачать. Круглосуточная техподдержка. Зрители могут смотреть видео со смартфонов и планшетов без установки приложений. Здесь есть доска для рисования, опросы и множество других функций. Первые 14 дней бесплатно, затем – от 67$ в месяц.

Movavi – запись видео с экрана. Программа создает скриншоты. Записывает вебкамеру и микрофон. Снимает рабочий стол и работу в программах. Файл можно сохранить как видео или GIF-анимацию. В бесплатной версии ставит водяной знак.

Да, вебинарные приложения делают запись урока. Но всегда есть шанс, что возникнут технические проблемы. Поэтому лучше перестраховаться и сделать дублирующую запись.

Loom – расширение для Google Chrome, которое позволит предварительно записать урок. Можно записать как лицо, так и экран. Особенность в том, что Loom делает запись именно браузера Google Chrome. Поэтому, если вы собираетесь использовать в записи презентацию, то открывайте ее через Chrome, например в «Google Документах». Сейчас расширение можно использовать бесплатно.

Рекламировать онлайн-занятия стоит с помощью контекстной и таргетированной рекламы. И не только для жителей России, но и для других стран, где много русскоязычных: Украина, Белоруссия, Казахстан, Эстония, Латвия. Преимущество выхода в онлайн – возможность собрать аудиторию из разных городов.

О том, как это делать, можно прочитать в наших статьях «Что такое таргетинг «Вконтакте» и как его настроить» и «Таргетинг в Facebook: Как находить свою аудиторию для рекламы».

А можно обратиться за таргетированной рекламой к нам в TexTerra.

Конструкторы сайтов и сервисы онлайн-платежей – для магазинов и шоурумов

Если у вас нет сайта, начните с него. Есть простые конструкторы, на которых можно создать сайт без навыков программирования.

Tilda – интуитивный конструктор сайтов. Подойдет, если у вас небольшой ассортимент. Есть полноценная корзина покупок с вариантами доставки и оплаты.

WIX – один из самых мощных и функциональных конструкторов. Простой и понятный интерфейс, большой выбор шаблонов.

Следующий шаг – подключить платежную систему. Можно использовать сервис «Яндекс.Касса», Robokassa или PayAnyWay.

Заработайте хорошую репутацию, соберите базу клиентов и подписчиков

Если нет возможности продавать по прежней цене или вообще нет возможности продавать – уделите время тому, чтобы усилить свое доброе имя. Например, если вы ресторан, а повар все равно находится на рабочем месте и получает зарплату – можно делать скидки тем, кто тоже попал в нелегкую ситуацию.

Пример из Европы. Рестораны Латвии при поддержке местной холдинговой компании собирают бесплатные комплексные обеды для врачей:

Ресторан может предложить хорошие условия в обмен на упоминание и обеспечить работой коллектив

А заправочные станции Circle K в Латвии дарят медикам кофе:

Акция вызвала резонанс в соцсетях: люди делились постом и благодарили компанию в комментариях

Airbnb объединяется со своими арендодателями, чтобы предоставить безопасную среду для людей, которые борются с коронавирусом:

Предоставить жилье может каждый

Турецкий шеф-повар и ресторатор Бурак Аздемир, известный за свою добрую и искреннюю улыбку, собрал продукты из своего ресторана и развез нуждающимся:

Доброе видео на Instagram

Если вы проводите курсы или предлагаете сервисы по подписке, то дайте людям что-то бесплатно. Сейчас многие работают из дома и никуда не выходят, у людей освободилось время для обучения.

Платформа онлайн-образования Coursera открыла бесплатный доступ к курсам для студентов:

Часть студентов может продолжить учиться платно в будущем

Pornhub не остался в стороне. Сперва они дали бесплатный премиум-доступ жителям Италии, а теперь всему миру. При подписке нужно зарегистрироваться – это шаг, который некоторым пользователям сделать лень. Но с дополнительной мотивацией в виде бесплатного месяца, многие наконец заведут аккаунт.

Платформа объясняет акцию тем, что заботится о приятной самоизоляции людей

А тем временем Илья Лагутенко дает онлайн-концерт:

Если вы задавались вопросом, что теперь делать музыкальным группам

А коммерческий банк «Точка» рассказывает про послабления для предпринимателей:

Всем нам сейчас нужны хорошие новости

Переведите сотрудников на работу из дома

Во многих европейских странах в связи с пандемией коронавируса введен карантин – отменены мероприятия и сборы любого масштаба, закрыты кафе и рестораны, офисы переходят на удаленную работу из дома. В России это теперь тоже почти обязательно и многие компании объявляют удаленку сами. Дома могут работать сотрудники «Яндекса», «Билайна», «Ситимобила».

У удаленки большой плюс – если заболеет кто-то из коллектива, болезнь не передастся остальным. Никто не знает, на сколько затянется ситуация, и не повторится ли она в будущем. Ваши сотрудники должны быть готовы к тому, что выполнять задачи придется вне офиса.

Вот небольшой чек-лист, который поможет убедиться, что сотрудник готов работать из дома:

  • есть рабочий ноутбук или доступ в сеть компании через VPN;
  • есть гарнитуры для созвонов – наушники, микрофон, веб-камера;
  • скорость интернета сотрудника позволяет справляться с задачами быстро;
  • на компьютере установлены лицензионные версии всех программ, которые нужны для работы;
  • есть доступ к корпоративной почте и жизненно важным документам;
  • выполняются требования ТК РФ о дистанционной работе;
  • есть четко прописанные правила: как учитывать часы работы, какой объем задач нужно выполнять, как сотрудник будет выходить на связь.

Что можно прописать в последнем пункте? Что у сотрудника должна быть организована отдельная комната, подключен хороший интернет. Работа с телефона не допускается. Сотрудник не занимается личными делами в рабочее время. Он обязан объяснить родным, что не может отвлекаться даже на 5 минут.

При этом помните, что контролировать присутствие сотрудника у компьютера сложно, проще контролировать выполнение задач и отчетность. Ставьте задачи и спрашивайте результат. Если контролировать присутствие – люди могут просто создавать видимость работы.

Инструменты, которые помогут наладить работу из дома

Trello – менеджер задач с почти неограниченным бесплатным доступом. Это одна из самых популярных систем управления проектами в режиме онлайн.

Для организации используют доску, списки и карточки. Задачи разбиваются по типам, например:

  • запланированные,
  • текущие,
  • выполненные.

В редакции Texterra тоже используют Trello:

Так выглядит доска для работы с авторами блога (задачи скрыты)
Также здесь можно вести контент-план для соцсетей с картинками и текстами

Календарь Google – простой и удобный способ организовать время. Есть возможность делиться календарем с коллегами, чтобы коллеги были в курсе, когда вы свободны для созвонов.

Slack – многоканальный корпоративный мессенджер. Идеальный способ собрать всю команду вместе. Здесь можно обсуждать сразу несколько проектов, разделив их на разные чаты: публикацию новой версии сайта, последние новости компании или корпоратив. Все структурировано по каналам, а для прямого общения есть личная переписка. Есть бесплатная версия.

Можно слать файлы, интегрировать с другими приложениями, устраивать аудио- и видео-звонки

Creately – сервис для совместной работы с диаграммами. Предлагает пользователям тысячу шаблонов геометрических фигур, трафаретов и пиктограмм. Подойдет для рисования простых схем и создания инфографики.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Jumpshare – Бесплатный файлообменник для онлайн просмотра файлов как на десктопе, так и на смарт-устройствах. Поддерживает 200 форматов.

Файлы можно перекинуть в сервис, а затем поделиться ссылкой или отправить доступ на почту

SignEasy – сервис для удаленной подписи документов. Подписываете отсканированные или полученные по электронной почте документы росчерком пальца по экрану. Бесплатный первые 14 дней.

CamScanner – приложение для телефона, альтернатива домашнему сканеру. Сканирует в хорошем качестве, определяет границы документа, исправляет неровности, конвертирует в PDF. Есть бесплатная версия.

У большинства инструментов есть бесплатная версия. Даже из бесплатных версий можно собрать сильный комплект.

Если нет возможности перевести сотрудника на удаленную работу – позаботьтесь о дополнительной защите

Обеспечьте офис или торговое место дезинфекторами, одноразовыми перчатками, масками, антибактериальным мылом. Следите, чтобы люди соблюдали дистанцию в 1-2 метра – для этого можно повесить информационные знаки.

Еще несколько примеров из Европы. В сети супермаркетов Rimi в Латвии на работников надели колпаки, которые справляются с защитой в разы лучше масок. Простые маски свободно пропускают вирусы – они предназначены скорее для зараженных.

Также у каждой кассы установлена прозрачная панель, которая отделяет кассира от покупателя

Латвийское кафе отчитывается о мерах, которые работники принимают для безопасности клиентов:

Постоянное мытье рук, антисептики, постоянная дезинфекция, безопасная расстановка мебели и хранение продуктов

А вот не самый удачный пример от сети «ВкусВилл»:

Вместо того, чтобы расклеить ориентиры в месте, где собирается очередь, сеть просто порекомендовала людям самим решить проблему

Не сокращайте бюджет на рекламу

Понятно, что сейчас нужно откладывать на зарплаты, аренду, непредвиденные расходы… Но если отключить рекламу, откуда о вас и ваших предложениях будут узнавать люди? Несколько причин, почему не стоит в период этого карантина экономить на рекламе:

  1. Снижается спрос на рекламу – реклама дешевеет. Рекламу большинство компаний урезает в первую очередь.
  2. Снижается общее количество рекламы – ваша реклама становится заметнее.
  3. Если вы адаптируетесь под новую ситуацию, у вас меняются или появляются новые продукты – их нужно рекламировать.
  4. Рекламные площадки теряют постоянных клиентов – владельцы площадок становятся более сговорчивыми, можно просить скидки.
  5. Люди сидят дома и потребляют контент – дайте им свой.

Обучайтесь и мотивируйте обучаться сотрудников

Такого потока бесплатных курсов не было никогда. Школы и отдельные преподаватели предлагают подписку на видео, гайды, бесплатное обучение. Вот некоторые из них:

Выбирайте, что сейчас актуально: Создать сайт с нуля I Монетизация блога I Основы веб-дизайна I Пользовательский интерфейс

Выбирайте, что сейчас актуально: Создать сайт с нуля I Монетизация блога I Основы веб-дизайна I Пользовательский интерфейс

Подписку и обучение лучше не откладывать. Предложения доступны на момент публикации статьи и могут устареть.

Используйте сервисы для бизнеса, которые стали дешевле или бесплатными

Карантин несет не только проблемы, но и возможности. Некоторые сервисы решили воспользоваться ситуацией и напомнить о себе, нарастить базу пользователей и, конечно, помочь другим, оказавшимся в сложной ситуации из-за пандемии COVID-19.

Облачный сервис TeamBox от Mail.ru. Сервисом теперь смогут бесплатно пользоваться до 25 сотрудников, а объем свободного места в хранилище увеличен до 25 Гб. Бесплатный доступ дают до 14 июня 2020 года.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Combo от Mail.ru Group. Скидочный сервис запустил промокод для новых пользователей: COMBO99. До 30 апреля подписаться на Combo можно со скидкой 50%. Пользователи получат доступ к онлайн-кинотеатрам, музыке и скидкам на самые необходимые в период карантина или самоизоляции сервисы.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

«Яндекс.Маршрутизация». Платформа для решения логистических задач. «Яндекс» сделал сервис бесплатным для всех новых пользователей на следующие 3 месяца.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Конструктор документов Doczilla. Конструктор документов от юристов с десятком шаблонов документов с возможностью редактирования. Doczilla открыл бесплатный месячный доступ для всех новых пользователей. Промокод: DOCZILLA2020.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

«Битрикс24». Сервис для управления бизнесом снял ограничение на количество пользователей в бесплатном тарифе. В компании верят, что это поможет бизнесу наладить дистанционную работу.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Менеджер паролей 1password. В сервисе можно безопасно хранить и обмениваться паролями, данными кредитных карт и прочим, что слишком ценно, чтобы отправлять по почте или в мессенджерах. В официальном блоге команда написала, что в связи с ситуацией в мире, сервис будет доступен бесплатно 6 месяцев.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

«Онлайн Доктор». Этот сервис не поможет вам справиться с корпоративными задачами, но сейчас он не менее актуален, чем инструменты для удаленной работы. «Онлайн Доктор» предлагает бесплатно проконсультироваться с врачом по поводу коронавируса. Промокод: CORONA19.

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Не отменяйте – переносите

Если у вас планируется запуск продукта, мероприятие, вы сдаете жилье или организуете перевозки – не отменяйте планы, а договоритесь с клиентами и партнерами о переносе.

«Уральские авиалинии» помимо опции возврата билетов разрешают переоформить полеты вплоть до конца года:

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Для постоянных клиентов компания увеличила срок карт программы лояльности:

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Booking предлагает менять даты аренды. В том числе и аренды машин:

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Обратитесь к клиентам честно

Объясните, в какую ситуацию вы попали, попросите поддержать. Люди готовы помогать местам, которые они любят – надо просто дать им возможность. Если просить помощь сложно, предложите людям купить подарочные карты на будущее. Так уже поступили некоторые бары и рестораны.

Бар «Ровесник» предлагает купить электронный сертификат:

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Команда даже сверстала простой сайт на Tilda, где можно пожертвовать любую сумму:

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Кофейня «Кооператив черный» запустила продажу подписок на зерно. В списке есть и вариант «Депозит на оплату в кофейне». Его можно будет использовать, когда все наладится:

Как выжить бизнесу во время пандемии коронавируса: самый полный антикризисный гайд

Все советы коротким списком:

  • Введите ситуативный маркетинг
  • Дополните свое предложение продуктами и услугами, которые актуальны сейчас
  • Дайте людям возможность бесконтактной доставки
  • Освойте онлайн-форматы и новые инструменты
  • Заработайте хорошую репутацию, соберите базу клиентов и подписчиков
  • Переведите сотрудников на работу из дома
  • Позаботьтесь о дополнительной защите
  • Не сокращайте бюджет на рекламу
  • Обучайтесь и мотивируйте обучаться сотрудников
  • Используйте сервисы для бизнеса, которые стали дешевле или бесплатными
  • Не отменяйте – переносите
  • Обратитесь к клиентам за поддержкой