Рецензия на книгу И. Манна «Номер 1», издательство «МИФ», 2014 г.

Книга Ивана Манна «Номер 1»

Его называют гуру российского маркетинга. Какой путь он прошел, чтобы заслужить это «звание»? В 2000 году начал работать в Австрии директором по маркетингу компании Avaya в регионе Центральная Восточная Европа, Ближний Восток и Африка, отвечая за маркетинг в 68 странах. Был единственным российским спикером на первом международном маркетинговом форуме, который провел Филип Котлер в 2012 году. И так далее.

Можно ли повторить его успех в другой области? Он дал ответы в своей очередной книге, состоящей из чисто практических рекомендаций на тему «как достичь успеха, стать первым номером в какой-либо области». Речь пойдет о книге Игоря Манна «Номер 1».

«Каждый ли должен стать № 1? Наверное, нет. Кто-то лишен амбиций, у кого-то плохие стартовые условия. Кому-то не повезет. Но само движение к № 1, работа в этом направлении, особенно работа над развитием и результатами, сделает вас лучше».

Движение к успеху по И. Манну — это путь из пяти шагов.

  1. Цель
  2. Аудит
  3. Развитие
  4. Результаты
  5. Продвижение

Присмотримся к этому алгоритму более детально.

Шаг 1. Цель

«Прицеливаться» нужно максимально амбициозно. Цель стать № 1 — это достойно.

Главный совет здесь: «…будет хорошо, если цель была сформулирована по модели SMART (аббревиатура от слов specific — конкретный; measurable — измеримый; attainable — достижимый; relevant— значимый; time-bounded — соотносимый с конкретным сроком)».

Шаг 2. Аудит

Чтобы провести аудит самого себя, нужно «прогнать» свою личность через фильтр «годности» к великой цели. Наиболее важные пункты, которые стоит рассмотреть: ваши исходные данные (от природы), ваш имидж, поддержка ближнего круга (есть ли она у вас? а она вам понадобится), выбор наставника, удача (хорошо, если она будет вам сопутствовать, но не она все решает, главная мантра тут: работай, учись, работай, учись — и количественные изменения перейдут в качественные), самомотивация и, наконец, вопрос, когда стартовать (нужно быть реалистами: время и возраст имеют значение, поэтому начинать движение к большой цели нужно как можно раньше).

Есть, кстати, и перечень того, одежду, обувь и портфели каких брендов нужно носить, чтобы стать № 1. Но тут уж — на откуп читателя: прислушиваться к советам гуру российского маркетинга или остаться в этом вопросе нормальным человеком.

Шаг 3. Развитие

Если уж поставили перед собой большую цель, придется постоянно и системно заниматься личным и профессиональным развитием. Здесь нового материка Игорь Манн не открывает. Вот чек-лист, по которому нужно сверять свои личные навыки:

  • умение говорить;
  • умение слушать и слышать;
  • умение вести переговоры;
  • владение языком жестов;
  • умение выступать публично;
  • грамотность;
  • возможность быть всегда на связи;
  • умение хорошо писать;
  • знание иностранных языков;
  • хорошие манеры, соблюдение этикета;
  • умение быстро и много читать;
  • креативность;
  • тайм-менеджмент;
  • пунктуальность;
  • умение держать слово;
  • умение говорить «нет»;
  • умение делегировать;
  • умение доводить дело до конца;
  • умение мотивировать;
  • умение держать удар;
  • умение ускоряться;
  • умение фокусироваться, концентрация;
  • умение держать темп, энергичность;
  • умение говорить «спасибо»;
  • умение проводить совещания и участвовать в них;
  • умение принимать новое и изменения;
  • умение понимать современные технологии и использовать их;
  • умение продать идеи;
  • нетворкинг;
  • чувство юмора и оптимизм.

Шаг 4. Результаты

Добиваться высоких результатов в том, что вы делаете, — пункт обязательный. Без «рекордов», достижений, первоклассных проектов и результатов вы точно не № 1.

Результаты измеряются карьерными достижениями, успешными проектами, наконец, деньгами. Есть и косвенные показатели, где в очевидной форме деньги не фигурируют, — это признаки общественного признания.

Шаг 5. Продвижение

Думать о выгодном позиционировании себя, о том, что поможет «засветиться» и т.д. — важно. Продуманные правила продвижения самого себя должны быть, хоть это, по Манну, и не решающий фактор успеха.

Деньги в жизни — не главное?

Трудно представить себе, что кто-то всерьез возьмет на вооружение советы Игоря Манна, чтобы добиться высот в области, не связанной с бизнес-средой. Хоть автор и убежден, что его алгоритм работает во всех сферах, на самом деле это маловероятно. Таким образом, предложенный автором алгоритм — инструмент, наверное, наиболее интересный для тех, кто признает: деньги — точный «индикатор» измерения личной результативности и успешности.

«Конечно, главный результат в бизнесе — это деньги, — пишет Игорь Манн. — Сколько вы заработали и сколько сэкономили для других. Сколько вы сделали сами.

Не стоит кичится деньгами. Помните известную фразу Сергея Полонского про миллиард? Будьте готовы сказать, сколько вы стоите, сколько можете принести денег или сколько сможете сэкономить.

Не стоит думать, что внешние атрибуты (дорогая машина, дорогие бренды одежды и обуви, мегадорогие часы и аксессуары) — это явное доказательство заработанных денег.

Хочу расстроить.

Показная роскошь — плохой индикатор достижений.

На Западе это не модно — не модно становится и у нас».

И хоть кичится деньгами не стоит, они все же остаются главным мотивирующим драйвером в системе Игоря Манна:

«Представьте себе весы, на одной — пусть правой — чаше статус № 1 и все, что к нему прилагается: известность, популярность, слава, признание, знакомства, возможности, доходы…

На другой, левой чаше — все, что нужно для этого сделать (личное и профессиональное развитие, работа над собой, демонстрация результатов и достижений…).

Представили?

И вот вы все больше и больше кладете на левую чашу развития и результатов… она опускается вниз, и вверх поднимается чаша статуса и выгод…

Ваша правая чаша наверху? Вы наверху? Вот вам и вся мотивация и самомотивация.

Не перевесила? Тогда я бессилен. Оставайтесь внизу».

Вот и вся мотивация

Проблема в том, что отношения к деньгам в русской ментальности укоренено другое: да, деньги — хорошо, пусть будут, но вот всерьез принять тот факт, что от тебя самого зависит, сколько у тебя будет денег, — это сложно. Деньги — как манна небесная для русского человека, она возникают из ничего, как чудо: через дырку в небесах въехал белый мерседес, всем раздал по три рубля, и проехал мимо. Но рассматривать их как инструмент измерения своих личностных возможностей, как своего рода индикатор проактивности — это нам не свойственно.

Нам трудно принять самое простое в проактивном взгляде на мир: превалирующую важность карьерного роста и измерение успеха в денежном эквиваленте. Нам непременно нужен ответ на вопрос: нет, ну а смысл-то всего этого в чем?

Не всех убеждают лозунги:

«Там, где много тех, кто уже стал № 1, жизнь лучше — посмотрите на США. Давайте же снова догоним и обгоним Америку.

Come on!

Вперед! Полный вперед! Поехали!»

Деньги — бумага, и есть сомнения, что бумага может вдохновлять. В чем истинная мотивация нелюдимого питерского математика Григория Перельмана, доказавшего гипотезу Пуанкаре? Может, она вообще объясняется «химией» в организме: ну вот не может человек не делать дела, к которому у него душа лежит, и все тут. И атрибуты достатка и признания не при чем. Мотивация — удивительная штука: она либо есть, либо ее нет. Иногда, честное слово, кажется, что для русского языка это вообще инородное понятие.

Автор упрощает схему. К сожалению, а может, к счастью, мир устроен не просто. И людей, которые действительно имеют потенциал стать первыми в чем-то, не редуцируешь до этой простоты.

#
Бизнес Рецензии на книги Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.