И 20 простых советов, чтобы получить работу по его результатам.
Вот что стоит сделать, чтобы успешно пройти собеседование и получить желаемую должность.
1 совет. Изучите отрасль и компанию.
Интервьюер может спросить, как вы оцениваете положение его компании в отрасли, кто ее конкуренты, каковы ее конкурентные преимущества и как ей лучше всего двигаться вперед. Но будьте осторожны с оценками и советами. Лучше расскажите, что вам нравится в публичной информации о компании и почему вы хотите работать именно здесь.
2. Сформулируйте свои преимущества.
При подготовке к собеседованию сформулируйте 3-5 ключевых аргументов в пользу того, что вы лучший кандидат на эту должность. Затем, уже в ходе разговора с интервьюером, это поможет сместить акцент на то, что эта работа – для вас.
3. Постарайтесь предвидеть опасения и сомнения интервьюера.
Кандидатов на должности всегда больше, чем вакансий. Поэтому компании ищут способы отсеивать людей. Поставьте себя на их место и спросите себя, почему они могут не захотеть нанять вас. Это не значит, что в ходе разговора надо отвечать на незаданные вопросы – просто будьте готовы развеять опасения работодателя, если они прозвучат.
4. Подготовьтесь к общим вопросам.
В интернете на запрос «Как проводить собеседование» есть списки из сотни или более «общих вопросов для собеседований». Не нужно учить эти вопросы, но познакомиться с ними и обдумать ответы заранее будет полезно.
5. Составьте вопросы к интервьюеру.
Приходите на собеседование подготовленным и задайте интервьюеру несколько умных вопросов, которые продемонстрируют ваше знание компании и ваши серьезные намерения. Работодатель часто спрашивает, есть ли у вас какие-то вопросы, и, несмотря ни на что, у вас должен быть наготове один или два. Хороший универсальный вопрос: «Если бы вы могли создать идеального кандидата на эту должность с нуля, каким бы он был?»
6. Проговорите ответы вслух.
Одно дело – подготовить мысленный ответ на вопрос вроде «Почему мы должны вас нанять?» Гораздо труднее сказать это вслух уверенно и убедительно. В первый раз, когда попробуете перед зеркалом, ваш голос будет звучать неубедительно, независимо от того, насколько ясны ваши мысли. Повторите это еще 10 раз, и будете звучать намного ровнее и четче.
Репетиция ответа в уме не поможет. Иногда стоит потренироваться с друзьями: убедите их, что эта работа должна стать вашей!
7. Добейтесь успеха в первые пять минут.
Профессиналы рекрутинга считают, что работодатель принимает решение о кандидатах в первые пять минут собеседования, а затем проводит остаток собеседования в поисках нюансов, подтверждающих это решение.
Что вы можете сделать за пять минут, чтобы пройти отбор? Приходите с энергией и энтузиазмом. Кроме того, начните с положительного отзыва о компании – что-то вроде: «Я действительно ждал этой встречи. Я думаю, компания проделывает большую работу, и я очень рад возможности внести свой вклад».
8. Встаньте на одну сторону с интервьюером.
Многие интервьюеры рассматривают собеседования как противоборство: кандидаты будут пытаться вырвать у интервьюера предложение, а работа интервьюера – удержать его. Ваша задача – превратить это «перетягивание каната» в отношения, в которых вы оба находитесь на одной стороне. Для этого вы можете сказать что-то очень простое, например: «Я счастлив, что у меня есть возможность узнать больше о вашей компании и позволить вам узнать больше обо мне, чтобы мы могли увидеть, будет это подходящим совпадением или нет. Худшее, что может случиться, – это быть нанятым на работу, которая вам не подходит, – тогда никто не будет счастлив!»
9. Возьмите на себя ответственность за собеседование.
Возможно, из-за вежливости некоторые обычно активные кандидаты становятся чрезмерно пассивными во время собеседований. Но вежливость не означает пассивность. Не ждите, что вас спросят о тех редких профессиональных навыках, которые вы освоили, – расскажите о них сами. И если вы Нобелевский лауреат, тоже не молчите.
10. Будьте готовы ответить на неуместные вопросы.
Вопросы на собеседовании могут быть неуместными и некорректными. Вы сами определяете, насколько они разрушают или сохраняют вашу мотивацию к работе. Но иногда это всего лишь проверка, как вы реагируете на стресс. Иногда – хорошая информация к размышлению, но не повод отвечать агрессивно или обижаться. На любой неуместный вопрос есть уместный ответ.
11. Четко излагайте аргументы.
Не закапывайте аргументы в длинных историях. Вместо этого сначала изложите интервьюеру аргументы, а затем приведите пример. Стройте рассказ по схеме «ситуация – действие – результат».
12. Думайте позитивно.
Никто не любит жалобных интонаций, и вроде все уже по сто раз об этом рассказали. И все-таки, внимание! Не зацикливайтесь на негативном опыте во время собеседования. Даже если интервьюер прямо спросит вас: «Какие курсы вам понравились меньше всего?» или «Что вам меньше всего понравилось на предыдущей работе?», не отвечайте так, как вас спросили. Не поддавайтесь на предложение покритиковать, пожаловаться или высказать негативные оценки!
Правильный вариант ответа вместо негатива: «Мне очень понравилась предыдущая работа, хотя теперь я знаю, что действительно хочу от работы».
13. «Купите меня!»
Если продавец подошел к вам и продемонстрировал новый смартфон, затем поблагодарил за потраченное время и вышел за дверь, что он сделал не так? Он не попросил вас купить! Если вы подошли к концу собеседования и думаете, что вам действительно понравится эта работа, попросите ее! Если в конце поиска окажутся два одинаково хороших кандидата – вы и кто-то еще – интервьюер подумает, что вы с большей вероятностью примете предложение, и, следовательно, может быть более склонен сделать его вам.
14. Берите на собеседование копии резюме.
Имейте при себе копию (лучше три) вашего резюме, когда идете на собеседование. Если интервьюер не подготовил (потерял) свою копию, вы сэкономите много времени и избежите неловкости в начале встречи, если сможете просто вытащить лишнюю копию и передать ее. Это легко сделать. И это очень круто работает.
15. Не беспокойтесь о заученных интонациях.
Некоторые люди обеспокоены тем, что, если они репетируют свои ответы, то во время интервью будут звучать или слишком отполированно, или бойко. Не волнуйтесь. Если вы хорошо подготовлены, вы будете звучать ровно и четко. А если вы не так хорошо подготовлены, тревожность ситуации устранит любые «заученные» интонации.
16. По максимуму используйте вопрос «Расскажите о себе».
Многие интервью начинаются с этого вопроса. Итак, как вам ответить?
Это сигнал, который надо понимать правильно. Именно в этот момент у вас есть пять минут, чтобы четко сформулировать три основных аргумента, почему компания должна вас нанять. Вопрос «Расскажите о себе» – прекрасная возможность не рассказывать, а приступить к демонстрации своих преимуществ. Не пропустите!
17. Chanel № 5
На собеседование одевайтесь соответствующим образом, смотрите в глаза, крепко пожмите руку, держите осанку, четко говорите и не пользуйтесь духами или одеколоном!
Запахи – это очень важно. Вы хотите, чтобы интервьюер обращал внимание на вашу квалификацию или терял сознание из-за того, что вы пришли в Chanel № 5?
18. Будьте готовы к интервью, основанному на поведении.
Один из наиболее распространенных сегодня стилей собеседования – просить людей описать свой опыт, демонстрирующий поведение, которое, по мнению компании, важно для определенной должности. Вас могут попросить рассказать о времени, когда вы приняли непопулярное решение, проявили настойчивость или приняли решение в условиях нехватки времени и с ограниченной информацией.
Многие рекомендуют использовать прием SAR (Ситуация-Действие-Результат) в качестве модели для истории. Или STAR:
- Ситуация, с которой кандидат столкнулся (Situation).
- Задача, которая стояла перед ним (Task).
- Действия, предпринятые кандидатом (Action).
- Результат, итог ситуации (Result).
Просмотрите свое резюме перед собеседованием, имея в виду такой формат изложения. Это поможет вам вспомнить примеры поведения, о которых вы, возможно, забыли.
19. Отправляйте благодарственные письма.
Пишите благодарственные письма после каждого собеседования. Это очень полезно. В письме сошлитесь на то, что вы обсуждали с интервьюером. Например: «Я был особенно взволнован [или был заинтересован, или рад услышать] то, о чем вы говорили...» Такие письма следует отправлять в течение 48 часов после собеседования.
И не удивляйтесь, если работодатель, который не взял вас на работу, порекомендует вас в проект, которые вам подходит даже лучше!
20. Не сдавайтесь!
Если собеседование по поводу работы, которая, по-вашему, идеально вам подойдет (а не просто той, которую вы хотите), прошло плохо, не сдавайтесь! Напишите записку, отправьте электронное письмо или позвоните, чтобы сообщить интервьюеру, что вы можете лучше, и почему, по вашему мнению, эта работа вам подойдет. Почему вы хотите еще один шанс.
Получите ли вы от применения этой стратегии предложение о работе, зависит от компании и от вас. Но одно можно сказать наверняка: если вы не попробуете, ваши шансы равны нулю. Неоднократно видел, как этот подход работает и компания принимала сотрудника стажером или на испытательный срок, и, если работа было выбрана верно, карьерный рост достигался за 2-3 месяца.
Следуя этим 20 советам, вы произведете хорошее впечатление на собеседовании и преуспеете. Но в долгосрочной перспективе секрет успешной карьеры – не в этом.
5 ошибок, которые могут разрушить всю вашу карьеру
- Восприятие отказа как неудачи. Вместо того, чтобы найти правильную для себя работу, люди часто смещают цель на то, чтобы получить одобрение на собеседовании. Потом через месяц 91 % новичков думает об увольнении. А 87 % сотрудников работают годами несмотря на то, что ощущают себя несчастными.
Если вам отказали, это не значит, что вы недостаточно круты или профессиональны. Просто это не ваше место под солнцем. И это правильное решение – не принимать вас на работу в эту компанию.
- Затягивание разговора. Будьте сфокусированы и не отвлекайтесь на посторонние рассуждения и споры ни о чем. Поиск работы, как и поиск сотрудников, – стресс для всех участников процесса. И поэтому нужны эти 20 советов и все прочие формальности, которые позволяют знакомиться и расставаться в социально приемлемой форме. Поэтому будьте спокойны и расслаблены. Решения часто принимаются бессознательно за секунду. Точнее, за 150 миллисекунд. А дальше мы упаковываем решение в красивую обертку, и это тоже важно.
- Спешка и отказ от карьерного капитала. Хорошие решения принимаются быстро, но готовятся долго и медленно. Чудеса, конечно, случаются, но главное чудо – это когда вы перестаете суетиться и начинаете планомерно выстраивать свою карьеру и жизнь. Качества, делающие работу привлекательной, встречаются редко и ценятся высоко. Закон спроса и предложения гласит, что получить такую работу можно только в обмен на редкие и ценные профессиональные навыки. А их можно наработать только со временем.
- Помощь знакомых в поиске работы. До сих пор более половины россиян ищут работу через знакомых. Это хороший способ получить работу, но очень слабый инструмент для построения карьеры и счастья в жизни. Банально, но успех нельзя приобрести по знакомству. Для сильной и успешной карьеры нужны неудачи, опыт отказов и масса не самых приятных обстоятельств, преодолевая которые, вы раскрываетесь как незаурядный и сильный человек. Накапливается карьерный капитал и создается хранилище вероятностей – база будущих достижений.
Актеров выбирают. Будьте тем, кто выбирает. Режиссером своего успеха.
- Страх ошибиться. Страх не нужен. Ошибаться – это полезно. Только успешные люди понимают, как круто ошибаться. Если через месяц работы вы осознали, что ошиблись, не ждите окончания испытательного срока! 75 % ваших коллег могут подчиняться своему ошибочному выбору, но это не для вас. Идите дальше! Не подчиняйте единственную жизнь своим же ошибкам!