счетчик Яндекс.Метрики

Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Читайте
Заказать услугу
Ошибаться – это круто! Неожиданное объяснение психиатра Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Психолог Соломон Аш еще в 1951 году провел прекрасный эксперимент. Добровольцу говорили, что он участвует в работе по изучению восприятия, и давали две карточки. На одной карточке была нарисована линия-образец, на другой — три линии разной длины, одна из которых совпадала по длине с образцом. Задачей было найти совпадающую по длине линию.

Казалось бы, задание на уровне детского сада. И действительно, решая задачу в пустой комнате, ошибался только один человек из ста. Но все становилось интереснее, когда подключалось «мнение большинства».

Участника эксперимента сажали выполнять тест в комнату с семью другими людьми, причем каждый произносил свой ответ вслух. Доброволец не знал, что остальные «участники» были подставными. Он «по случайности» давал свой ответ последним, а семеро перед ним озвучивали очевидно неправильный ответ.

В итоге 75 % испытуемых подчинились очевидно ошибочному представлению большинства.

Такой результат потом много раз воспроизводился в похожих экспериментах других исследователей.

Читайте также
9 дек 2024
22 729
Что дарить своей аудитории? Гайд по подаркам и мерчу + 10 примеров

Если подарить человеку что-то с вашим логотипом, это увеличит количество контактов с брендом. А если это что-то полезное, чем он будет пользоваться каждый день, то эффективность растет еще больше.

10 янв 2025
13 832
7 грехов онлайн-рекламы, за которые маркетологи будут гореть в аду

Христианские философы за пару тысячелетий психологически очень точно сформулировали, какие чувства (состояния психики) являются наиболее разрушительными для человека и для его близких.

14 янв 2025
8 831
Посленовогодняя депрессия – все способы расправиться с ней

Вот вы вернулись после новогодних каникул, за время которых должны были набраться сил. Но вместо этого чувствуете усталость и раздражение, плохо спите, а дела даются с трудом... Скорее всего, у вас послеотпускной синдром. И если вы думали, что это всего лишь дурацкое объяснение нежелания работать, то нет!

Почему мозг дает заведомо неверный ответ

Как только появляется «большинство» с другим ответом, мозг начинает решать другую задачу: не «какие линии похожи», а «как лучше ответить»? Как все? Или заявить свое особое мнение? Или согласиться с этой ошибкой восприятия и встроиться в коллектив?

Наш мозг – почти совершенный и бесконечно мощный компьютер, который, правда, иногда сам меняет задание.

И все бы ничего, но переключение с одной задачи на другую часто происходит так быстро, что, если в условиях эксперимента это можно заметить, то в реальной жизни, скорее всего, нет. И мы сами не знаем, на какой вопрос в итоге ответили. Возможно, совсем не на тот, что был задан.

И какой «настоящий» ответ был изначально? Иногда что-то мелькает внутри, как догадка, молния... Но поступаем мы вопреки этим мельканиям смыслов – подчиняясь мнению большинства.

Мы реагируем в духе повиновения с поразительной быстротой: мозгу требуется меньше 200 мс для фиксации того, что группа выбрала ответ, отличный от того, что дал он, и 380 мс — для активации определенных зон, предсказывающих смену мнения. Бессознательно мозг делает все, чтобы помочь нам встроиться в коллектив меньше чем за секунду.

Задача решена, есть правильный ответ, но мозг говорит: стоп! Посмотри, все вокруг думают иначе! Буду как все. Это правильно!

Весьма показательные результаты дало и еще одно исследование: процесс «соглашательства» активировал также и затылочную кору, т. е. участок мозга, отвечающий за первичную обработку зрительной информации: прямо так и слышишь, как лобная и лимбическая зоны мозга дружно пытаются убедить затылочную кору, будто на самом деле она увидела совсем-совсем не то, что увидела. Потому что когда вы отличаетесь, вы «неправы» – по крайней мере, для вашего мозга.

Чтобы мы могли «соглашаться» с большинством, мозг буквально убеждает нас, что мы никогда и не видели какого-то «другого» ответа. И все это менее, чем за секунду!

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

«Плохо, когда вы правы; хорошо быть неправым»

Это фраза Пола Ардена — легенды рекламного бизнеса. 15 лет он работал директором по креативности в агентстве Saatchi & Saatchi в период расцвета компании.

Когда до вас доходит, что вы оказались в оппозиции ко всему остальному коллективу, то в вашем мозге одновременно активируются (эмоциональная) префронтальная кора, передняя поясная кора и прилежащее ядро. Это те нейронные контуры, которые вовлечены в «обучение с подкреплением», т. е. когда мы учимся модифицировать поведение в соответствии с сигналом обратной связи — получаем мы от действия ожидаемый результат или нет. Стоит попасть в ситуацию, где все остальные с вами не согласны, как эта нейронная сеть активируется.

Но это нормально – реагировать бессознательно на большинство внешних обстоятельств.

Делаем отличный пиар! Обсудим?
Нажимая на кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Легендарный американский врач Милтон Эриксон в своей работе настаивал, что поведение человека детерминировано бессознательным. А что детерминирует бессознательное? Другие люди, с которыми мы встречаемся и общаемся. Чем больше у вас друзей, тем больше «решений» в пользу большинства. Но эти решения не будут во вред вам, если друзья вас действительно любят. Здесь тоже работает разделение на своих и чужих. Легче быть вместе с друзьями в любом их мнении, чем с чужими. И тогда миндалина и все области гиппокампа, префронтальная кора комфортно отдыхают.

Кстати, эти и другие важные знания о человеческой психике могут понадобиться вам, если вы работаете с персоналом (например, как эйчар или работодатель). Тогда вам будет интересен наш курс для HR-специалистов.

И все же есть переключатель, который, похоже, тоже от нас не зависит. Что-то вдруг происходит, и человек не следуем за общепринятым, очевидным и «правильным». Таких людей немного, но они достойны внимания. А самое главное, что каждый из нас иногда выбирает непопулярный ответ. Это спасает жизнь в экстремальной ситуации, когда все устремляются к единственно «очевидному» выходу, но безопасный выход совсем не там. Это тот случай, когда именно нонконформисты, идущие своим путем, способны вывести за собой тех, кто не успел последовать общим правилам.

Читайте также
Пожалуй, вам пора сменить работу – вот 5 главных сигналов

Как позволить себе «ошибаться»?

«Бессознательный» способ реагировать экономит ресурсы, но иногда приводит к серьезным ошибкам. Вот как из него «вырваться»:

  • Не искать ответов в прошлом опыте. Исследовать настоящее.
  • Думать медленно. Тянуть время. Брать паузы. Откладывать дела.
  • Следить за своим физическим здоровьем. Тело тоже помогает нам принимать самостоятельные решения. Если возникли проблемы со здоровьем, это сигнал, что надо «замедлиться» – ваше «бессознательное» поведение на самом деле работает против вас.

Как ни странно, принимать сознательные решения помогает кто-то «похожий». Когда вы один, идти вразрез с общепринятым мнением очень сложно, но когда есть хотя бы еще один, кто разделяет вашу точку зрения, ситуацию уже можно перевернуть принципиально. И тогда все большинство может вдруг перейти на вашу сторону.

Читайте также
Ты токсичный! – как опознать такого коллегу и что с ним делать
Поделиться статьей:

Новое на сайте

31 окт 2025
282
Управление проектами, которые работают на бренд: опыт IKEA

Не каждый проект способен изменить бренд и задать новые стандарты для рынка. На примере «ИКЕА Россия» покажем, как возникают такие проекты и как встраиваются в общую стратегию компании.

30 окт 2025
456
Как TexTerra сохраняет качество контента при работе с внешними авторами

Пока многие компании возвращают сотрудников в офис из страха потерять контроль, TexTerra продолжает работать в смешанных форматах. Стабильность дает не физическое присутствие, а выстроенные процессы. Рассказываем, как сделать фрилансеров и удаленщиков частью устойчивой системы.

29 окт 2025
594
Медицинский маркетинг: новые тренды в эпоху недоверия рекламе

Новые тренды потребительского поведения меняют рынки. Рассказываем, что делать маркетологам в сфере медуслуг, чтобы соответствовать ожиданиям пациентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных