В конце 2013 года крупнейшая поисковая система мира Google запустила алгоритм Hummingbird. Эксперт Google Амит Сингхал утверждает, что после внедрения «Колибри» поисковик отказался от ранжирования сайтов на основе семантической релевантности. Инженеры хотят научить поисковых роботов «думать» по-человечески, чтобы определять смыслы, которые пользователи вкладывают в слова.
– Коля, ты суп будешь?
– Да нет, ну, может немного.
– Хорошо.
Надо быть мамой Коли, чтобы понять, хочет ли он есть суп.
Представьте, как сложно поисковым роботам строить выдачу по семантической релевантности. Ведь они пока не умеют точно понимать смысл текста, опубликованного на сайтах, а также смысл пользовательских запросов. Из этой статьи вы узнаете, как с помощью неправильно подобранных ключевых слов свести с ума поисковых роботов, а также заставить нервничать живых пользователей.
Hasta la vista, baby: роботу сложно понять желание пользователя
Представьте, что вы хотите узнать, можно ли купаться в Днепре. Вы слышали, что вода в этой реке не очень чистая, поэтому решили заглянуть в интернет. Google может не совсем верно понять ваше намерение, если вы используете запрос «Днепр».
Интересующий вас запрос находится на третьем месте, поэтому вы скорее всего не заметите неудобств. А если вы интересуетесь, например, мотоциклом «Днепр» или ракетой-носителем «Днепр», вам придется уточнять запрос.
Многозначность слов не позволяет поисковым системам всегда точно определять намерение пользователей. Решив оградить робота от страданий, вы можете искать нужную информацию с помощью длинных поисковых фраз, например, «мотоцикл Днепр», «река Днепр», «ракета Днепр». Однако и это не всегда позволяет точно определить потребность пользователя.
Например, поисковой системе сложно определить, что хочет найти пользователь, который вводит запрос «машина». Вероятнее всего, он интересуется автомобилями, поэтому выдача по этому запросу выглядит так:
Но не все так просто. Пользователь уточняет, что интересуется посудомоечной машиной.
На этом попытки пользователя найти нужную информацию не заканчиваются. Он снова уточняет запрос:
Посмотрите, что получается: пользователи не всегда точно формулируют поисковые запросы. Очень часто поисковые фразы получаются вычурными. Поисковые системы не всегда могут точно определить потребности пользователей. В таких условиях маркетологи часто допускают ошибки при подборе ключевых фраз для оптимизации. Они ошибаются, так как идут на поводу у поисковиков и их клиентов.
Чтобы неправильно подобрать ключи, запутать пользователей и вызвать короткое замыкание у роботов, воспользуйтесь следующими ниже советами.
Совет № 1: оптимизируйте страницу под высокочастотный ключ, состоящий из одного слова
Вас не убедил пример с Днепром, который может быть рекой, ракетой-носителем, мотоциклом и футбольным клубом? Тогда используйте посадочные ключи, состоящие из одного слова. Как вам ключ «батарея»? По данным Wordstat, его частотность составляет почти миллион показов в месяц. Это ключевое слово подходит, если вы продаете аккумуляторные батареи, батареи отопления, а также зенитные и торпедные батареи.
Если вы продаете только аккумуляторные батареи для телефонов, ноутбуков и планшетов, то оптимизация страницы под высокочастотный ключ вам не помешает. Это только на первый взгляд полученный трафик будет нецелевым. На самом деле почти все, кто ищет радиаторные батареи, пользуются телефонами. Ну, дальше вы поняли.
Не обращайте внимания на предстоящие расходы, необходимые для получения топ-позиций по запросу «батарея». Они окупятся благодаря увеличению продаж. И не тратьте время на расчет ROI и других показателей эффективности. Лучше представьте, как вы будете гордиться собой, когда сайт войдет в топ-5 по высокочастотному запросу.
Совет № 2: оптимизируйте страницы под многозначные фразы-клише
Всем нужен «опытный врач в Москве». Это ничего, что данная фраза практически не имеет смысла. Вы же сами слышали, как многие люди приходят в аптеку и просят «какое-то лекарство». Потом они уточняют, что нужно что-то от головной боли, бессонницы или ОРВИ. Посетитель вашего сайта тоже сможет уточнить, какой именно врач ему нужен.
Фраза про опытного врача подойдет вам даже если вы продвигаете сайт частного невропатолога. Пускай Google отправляет к вам людей, ищущих хорошего педиатра, стоматолога или окулиста. В конце концов, нервы всем не помешает проверить. Поэтому не тратьте время и не ищите специфичные ключи. Смело используйте многозначные и малоинформативные фразы.
Совет № 3: используйте все доступные уточняющие слова
Если вы продаете одежду, у вас есть прекрасная возможность привлекать трафик с помощью уточняющих слов или дескрипторов. Дизайнерская, спортивная, haute couture, специальная, медицинская, — используйте все уточнения, которые удастся вспомнить. Это ничего, что вы продаете только детскую одежду. Главное — привлечь трафик, а там будет видно.
Совет № 4: забудьте про низкочастотники
Найдите самую конкурентную в своей нише поисковую фразу и используйте ее для оптимизации. Рано или поздно это принесет вам успех. Неважно, что вам придется потратить много времени и других ресурсов, чтобы пробиться в топ-10. Зато через два или три года вы будете занимать первое место по запросу «авто в кредит» или «ОСАГО».
Если бы вы были слабаком, вы бы избрали пораженческую тактику: одновременно использовали высокочастотные и «длиннохвостые» ключи. Низко- и среднечастотные запросы приносили бы вам трафик прямо сейчас. А вы бы имели возможность работать на перспективу, продвигая сайт по конкурентному запросу. Но вы же не хлюпик какой-то, поэтому не станете тратить время на длинный хвост. Лучше получить все, пусть и не сразу.
Совет № 5: используйте в ключах названия конкурентов
Представьте, как вы насолите конкурентам, если по запросам «ОСАГО РЕСО» или «ОСАГО Росгосстрах» клиенты будут попадать на сайт вашей компании Roga&Kopyta Insurance. Это ничего, что пользователи ищут в Сети бренды, которым доверяют. Нестрашно, если у вас вырастет показатель отказов. Зато вы получите дополнительный трафик.
Инвестировать в развитие собственного бренда — это скучно. Всегда можно воспользоваться названием конкурирующей компании и привлечь посетителей с помощью контекстной рекламы или SEO. В конце концов, легче оптимизировать страницу под несколько фраз типа «ОСАГО Росгосстрах», чем пытаться войти в топ по запросу «ОСАГО».
Совет № 6: не обращайте внимания на геотаргетированные фразы
Если вы готовите и доставляете пиццу в Петергофе, не думайте о геоспецифических поисковых фразах. Не беспокойтесь, что вам придется конкурировать со всеми службами доставки пиццы в Санкт-Петербурге. Вы не расстроитесь, если вас обматерит какой-нибудь питерский интеллигент, узнав, что вы не доставляете пиццу на Васильевский остров.
Если вы будете использовать ключи типа «заказать пиццу в Петергофе», то лишите себя удовольствия от общения со случайно попавшим на ваш сайт жителем Твери. А что вы получите взамен? Целевой трафик и довольных мобильных посетителей? Да кому это надо. А с мобильным трафиком еще и хлопот прибавится: адаптивную верстку придется делать. А оно вам надо?
Совет № 7: используйте ключи так, как их используют пользователи
Используя поисковую систему, люди понимают, что имеют дело с роботом. Поэтому они разговаривают с ним как с ребенком или с иностранцем. Вот некоторые примеры:
- Вызвать такси Москва.
- Ремонт под ключ Новосибирск.
- Срочная стоматологическая помощь СПб недорого.
- Моя твоя не понимать.
Порадуйте людей и поисковых роботов, используйте ключи в неизменном виде. Найдите какого-нибудь «сео-копирайтера» на Адвего, который аккуратно впишет ключи. Да, «протезирование зубов виды» звучит топорно. Но клиенту, который нуждается в протезировании, наплевать. Он хочет как можно быстрее получить квалифицированную стоматологическую помощь в Москве недорого. И желательно круглосуточно.
Без дураков: какие ключевые слова вам нужны на самом деле
Если вы не хотите запутать клиентов и свести с ума поисковых роботов, не пользуйтесь нашими советами. Вместо этого используйте ключевые слова, соответствующие следующим критериям:
- Ключевые фразы должны активно использоваться вашей целевой аудиторией. В этом предложении необходимо сделать акцент на фразе «вашей целевой аудиторией». А степень активности использования может варьироваться.
- Ключевые слова должны быть эффективными. Выбирайте ключи, которые генерируют конверсии.
- Вы должны иметь возможность удовлетворить потребности пользователей, пришедших на сайт с помощью выбранных вами ключевых фраз.
Создание семантического ядра — это не выбор правильных или отклонение неправильных ключей. Чтобы правильно составить ядро, вы должны понять, какие слова резонируют с интересами вашей аудитории.
Адаптация материала These Aren’t The Keywords You’re Looking For и 7 Lessons in Keyword Stupidity: How Not to Mess Up Keyword Research by Stoney G deGeyter.