В Думе говорят, что цитирование высказываний иноагентов не будет нарушать запрет на их рекламу. Но это неточно.

Законопроект о запрете для физических и юридических лиц размещать рекламу у иностранных агентов и рекламировать их, принят Госдумой в первом чтении. Ко второму и третьему чтениям ожидаются доработки. В частности, к следующему чтению проработают вопрос о запрете рекламы с участием «в кадре» иноагента.

Понятно, что пока ничего непонятно, но это не значит, что не надо начинать разбираться. Поехали.

Можно ли рекламироваться у иноагента

Нет. Это запрещается полностью и без оговорок – для всех российских физических и юридических лиц, вне зависимости от их форм собственности. Иностранные компании и граждане могут это делать, а российские – нет.

Можно ли рекламировать иноагента

Тоже нет. Никакой рекламы иноагентов у российских компаний, блогеров и так далее быть не должно.

Можно ли цитировать иноагента

Как правило, иноагенты – медийные личности, и делают заявления по разным поводам. Можно ли их процитировать, чтобы читатель понимал, о чем речь? Со слов председателя комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарёва, цитировать с указанием, что это сказал иноагент, можно:

«Что касается поправок в ФЗ "О средствах массовой информации". Речь идет о запрете размещения именно рекламы в СМИ ресурсов иноагентов, что могло бы привлечь к ним дополнительное внимание. В частности, недопустимо в рекламных целях размещать прямые гиперссылки на такие ресурсы. При этом, если, скажем, речь идет об информационном сообщении, то при наличии соответствующей маркировки, что речь в нем идёт об иностранном агенте, – то здесь никаких ограничений нет».

Фраза в «рекламных целях» имела бы значение, если бы можно было бы легко доказать обратное. И этому посвящен следующий пункт.

Можно ли ставить ссылки на ресурсы иноагентов

Этот вопрос важен не только для журналистики, но и для блогов компаний. Одно дело, процитировать слова человека, а другое дело – дать ссылку на первоисточник, чтобы читатель убедился, что вы не привираете. Такую ссылку можно признать информацией, а можно – рекламой (зависит от проверяющего).

Рекламой не будет являться (согласно приказу ФАС России о «Понятии рекламы»):

  • информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытании), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Также можно сослаться на этот абзац упомянутого выше приказа:

«Учитывая тот факт, что сайт, страница в социальной сети или мобильное приложение является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение таких ресурсов рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, производимых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора».

То есть, если иноагент выдал ту или иную информацию, вы, давая «возможность для потребителя получить необходимый объем сведений», вроде как имеете право дать ссылку на первоисточник…

Или вот еще две выдержки:

«…не относятся к рекламе сами по себе отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах, поскольку в оставленных отзывах содержится личное мнение покупателей».

«Кроме того, информация на личной странице пользователя социальной сети, не формирующая интерес к какому-либо товару и представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару, не может расцениваться как реклама».

Кажется, ссылка на высказывание иноагента не может считаться рекламой. Но пока ни один юрист, к которым мы обратились, не поручился за это – непонятно, как новые документы будут работать в руках проверяющих.

Кроме того, вот вам еще одно высказывание Пискарёва, которому могут следовать проверяющие:

«Запретить СМИ рекламировать сами информационные ресурсы иноагентов, дабы не привлекать к ним дополнительное внимание».

Цитировать можно, но привлекать внимание нельзя…

Какова ответственность за рекламу (у) иноагентов

И рекламодатели, и рекламораспространители, и сами иноагенты, и владельцы сайтов, и блогеры, и рекламные сети – наказать могут всех. Само наказание прописано в ст.14.3 КоАП:

  • штраф для граждан 2000-2500 рублей,
  • штраф для юрлиц 100-500 тысяч рублей.

Но больше всех рискуют зарегистрированные в должном порядке СМИ (ст.4 «Закона о СМИ») – их могут обвинить в злоупотребление свободой массовой информации, и тут уже возможен веер наказаний из Уголовного кодекса. Но, скорее всего, это будет возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ) – от 300 тысяч рублей до шести лет.

Два таких протокола в течение 12 месяцев, и СМИ по закону закроют.

Если иноагент рекламирует вас без спроса

Если проверка не выявит вашу причастность к рекламе на сайте или ином ресурсе иноагента, то его обвинят в мошенничестве, подлоге и прочих грехах, а вас не тронут.

Как быть со старыми публикациями, где упоминаются иноагенты

В Интернете есть множество публикаций с упоминанием иноагентов, со ссылками на них, есть журналы в библиотеках с их рекламой… Более того, человек может вдруг стать иноагентом, прилично перед этим наследив в СМИ и в блогах. Стать иноагентом тот или иной человек может в любой момент. Недавно им стал Тиньков. Как быть?

Надо обратиться к Конституции РФ и к ее статье 54:

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

То есть, все, что будет опубликовано до вступления закона в силу, не может привести к штрафам и тюремным срокам. Однако практика последних лет не подтверждает это.

Забавное на ночь глядя

А вот вам вопрос на «подумать перед сном»: как теперь рекламироваться Тинькофф Банку, если его название напрямую связано с Олегом Тиньковым (и ассоциируется только с ним), которого Минюст признал иноагентом 16 февраля 2024 года?

Читайте также:

Брендированный контент — зачем нужен маркетингу

Как сделать коммерческое предложение, чтобы клиенты у вас купили

Лояльность покупателей – как ее повысить. 12 инструментов

#
Реклама Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.