Грядет кризис, но мы с ним а) справимся или б) нет.

Подслушано на конференции «Яндекс.Рекламы» на выступлении Марии Донских, CEO Dentsu Russia.

Ждем исчезновение брендов

В 2020 году Deloitte спросил респондентов, что им важнее всего при выборе товаров. На первом месте оказалась цена – 52 %. 38 % участников опроса назвали бренд: совпадение ценностей компании с ценностями человека, ее социальная активность, экологичность и так далее. 

Спустя год Deloitte провела такое исследование. Цена стала еще важнее: ее назвали основной уже не 52, а 57 % опрошенных. 

Совпадение ценностей потребителя с брендом как фактор выбора продукта ушел на второй план. Вперед выдвинулся опыт использования продукта.

Брендам станет еще сложнее конкурировать друг с другом: там, где раньше можно было выехать за счет участия в общественно значимых акциях, сегодня придется работать только над ценами и качеством предоставляемых услуг. 

Ждем экономический кризис

Россия привыкла жить в условиях постоянной инфляции, и показатель в 8,1 % никого не удивляет. А вот аналогичные цифры на развитых рынках заставляют побеспокоиться. Например, в США уровень инфляции к концу 2021 года составил 6,2 % – невероятно много для этого государства. Большое количество новых денег в США вызвало сильный рост трат, что привело к увеличению экспорта, росту цен на транспорт, пробкам в портах (в том числе российских). Экспорт из Китая вырос на 51 %, а объем денег, доступных населению, – на 28 %.

В связи с этим в ближайшие полгода экономику ждет новый глобальный кризис.

Доллар и долларовый долг обесцениваются. Фокус смещается на сырьевые экономики, поэтому рубль должен укрепиться. Негативно сказывается на его позициях в основном политическая обстановка. Случиться может что угодно – никакой стабильности. 

Кризис заденет и Россию, но удар будет чуть слабее, чем по другим странам:

  • высокие ставки дадут приток валюты – это укрепит рубль;
  • дорогой рубль = меньше платим за импортные товары;
  • меньше платим за импорт = снижение инфляции;
  • есть структурная защита: сырьевые товары и энергия в самом начале инфляционных цепочек. 

Из-за кризиса по всему миру более выраженным станет расслоение между бедными и богатыми. Это наглядно демонстрирует GINI-индекс: 

Синяя линяя – пандемия. Красная линия – финансовый кризис и другие виды рецессий. GINI в РФ равен примерно 37,5. За 5 лет кризис добавит около 13 % к расслоению

О приближении кризиса свидетельствуют настроения людей: пользователи становятся более человечными и чувствительными. 

  • 69 % волнуются за окружающую среду;
  • 68 % хотят приносить пользу обществу;
  • 76 % называют права человека основной ценностью (экономика, равенство, демократия отстают);
  • усиливаются социалистические настроения среди молодежи.

Ждем социализм 2.0

Социализм 2.0 – сугубо потребительский. Он про готовность перейти на sharing economy. Взять в аренду, а не купить навсегда – новый подход к использованию привычных товаров и сервисов.

  • 75 % респондентов готовы отказаться от владения товаром или услугой в пользу подписки или аренды;
  • в 3 раза за 2021 год вырос сегмент co-living (по сути, коммунальные квартиры).

Ждем трудности во всех отраслях

FMСG

Несладко приходится брендам в FMCG (товары повседневного спроса): 

  • снижается роль бренда в выборе продукта;
  • товарные категории не восстанавливаются;
  • доходы сжимаются из-за производственной инфляции и давления спроса.
  • Что делать

    • Инвестировать в бренд – новые креативы и каналы, опыт.
    • Растить e-comm с фокусом на заметность и опыт.
    • Проводить диджитал-трансформацию = опираться на ретейл-данные в ассортименте, трейде, рекламе.
    • Вкладываться в собственные торговые марки. В 2021 году брендированные товары внутри ретейла росли на 4 % в год. СТМ (собственные торговые марки) выросли более чем на 10 % (отличный пример – «ВкусВилл»).
    • Идти на маркетплейсы, особенно небольшим компаниям. 

    Ретейл и экосистемы

    Происходит рост инвестиций и, соответственно, конкуренции, цены привлечения покупателя. 

    Что делать

    • Работать с оттоком и лояльностью на уровне бренда и сервиса.
    • Запускать собственные медиаформаты (ТВ, медиаресурс, паблик).
    • При запуске контекстной или таргетированной рекламы опираться не только на данные, предоставляемые системами, но и на информацию о клиентах, которую вы собрали сами.

    Малый бизнес

    • Редкие локдауны.
    • Непредсказуемые волны спроса.
    • Падение спроса с пиков 2021.
    • Чувствительность к цене.
    • Быстрый переход покупателей в онлайн.

    Что нужно делать

    • Быстро расти в маркетплейсах. Именно там маленьким брендам легче всего наладить воронку продаж.
    • Максимально автоматизировать рекламу («Яндекс», aiTarget One, VKF) + сделать ее измеримой.
    • Внедрить свою CRM.
    • Собирать внутренние данные о пользователях. 

    Ждем наплыв фрилансеров

    • 23 % россиян считают работу на фрилансе достойной карьерой – это на 15 % больше, чем в 2019 году;
    • в России каждый день становится на 5 000 самозанятых больше;
    • гиг-экономика (система, когда компании вместо штатных сотрудников предпочитают нанимать фрилансеров) растет в 4 раза быстрее, чем ВВП. 

    Раньше супер-приоритетом сотрудников была карьера топ-менеджера. Теперь новыми трендсеттерами становятся специалисты-фрилансеры, которые могут работать и зарабатывать, когда хотят. Развиваться как специалист круче: можешь перепрыгивать с проекта на проект, работать удаленно, не нести ответственности за других.

    Что делать, когда дождемся

    • Выигрывать только ценой = быть таким же, как все, а значит проиграть тем, у кого больше денег.
    • Бренд несет дополнительную ценность.
    • Ценность = хороший опыт + совпадение идей.
    • Идеи движутся в сторону экономичности, доброты, социальной ответственности и приемлемости (ESG, особенно среди поколения Z).
    • Опыт = данные + процессы + удобство + обратная связь.
    #
    Мнение
    © «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.