Начинающие вебмастера часто уделяют недостаточно внимания построению структуры сайта. Одного универсального варианта работы с ней нет, но зато существуют готовые варианты структуры для интернет-магазинов, новостных сайтов, любительских блогов, статейных сайтов и других веб-ресурсов. Сегодня разберем классические схемы и узнаем, как предотвратить появление ошибок «в скелете» сайта еще на старте проекта.

Скелет сайта: какой должна быть структура

Сперва разберемся с определениями. Итак, структура сайта – это совокупность всех веб-страниц, которые располагаются в иерархическом порядке. Структура сайта позволяет связать все веб-страницы друг с другом и расположить их в порядке от большего к меньшему.

Структуре нужно уделить должное внимание еще на старте проекта. Правильная структура улучшит ПФ аудитории. В частности, увеличит метрику «Время на сайте», поможет посетителю совершить целевое действие и в целом повысит лояльность пользователя.

Рекомендации для работы с «Яндекс» и Google

Еще на старте проекта нужно определиться, на какую именно систему будет нацелен сайт. Например, если вы планируете получать основную часть трафика из Google, то и семантическое ядро должно быть построено при помощи «Планировщика ключевых слов Google», а не через WordStat.

Со структурой сайта также: Google и «Яндекс» предъявляют к ней разные требования.

Требования Google

  1. Преобладание иерархической структуры. Посетитель должен без труда перемещаться между страницами сайта и попадать в тот раздел, который ему нужен. Для этого необходимо внедрить навигационную цепочку:
  1. Текстовые ссылки. Баннеры, содержащие URL, лучше сократить до минимума. Краулерам более ценны именно текстовые ссылки, а не те, которые находятся внутри изображений.

Текстовые URL позволят краулерам сканировать страницы с максимальной эффективностью и сразу считывать требуемые параметры ссылки (вес, траст, релевантность, расположение на веб-странице).

  1. Два вида sitemap для улучшения пользовательского опыта и ускорения индексации новых веб-страниц.
  1. Кастомная 404. Пример необычной и запоминающейся 404-ой страницы:

Страница 404 может быть функциональной и полезной. На ней можно разместить виджет поиска или ссылку на основные разделы сайта. Можно также добавить ссылки на самые трафиковые страницы. Таким образом, даже если посетитель окажется на 404-ой, он останется на сайте и продолжит сеанс. Стандартная 404-ая страница, напротив, обычно приводит к окончанию сеанса.

  1. Семантический URL. Такие ссылки помогут посетителю быстрее освоиться на новом сайте. Кроме этого, он будет сразу видеть, на какую именно веб-страницу попал.
  2. Древообразная структура. Каталожная структура улучшит юзабилити и будет эффективнее передавать контент каждой открытой веб-страницы:
  1. Уникальный URL. Дубли и повторы не допускаются. У каждой веб-страницы должен быть уникальный адрес.

Требования «Яндекса»

Главные требования «Яндекса» легко выполнимы:

  1. Структура должна быть построена иерархично.
  2. Каждая веб-страница должна располагаться в предназначенном для нее разделе.

Чтобы новые страницы быстрее индексировались, сформируйте sitemap.xml. Данный файл представляет из себя карту сайта для поисковых краулеров. Этот файл нужно подгрузить на свой сайт через административную панель «Яндекс.Вебмастера».

  1. Страницы для внутреннего пользования нужно ограничить от индексации. Они не принесут пользы в продвижении и не предназначены для посторонних лиц. Чтобы ограничить такие страниц, необходимо отредактировать файл robots и добавить туда все соответствующие URL. Это необязательный, но желательный шаг.
  2. У каждой веб-страницы должен быть уникальный URL.
  3. Текстовые URL предпочтительны. Полезно сделать текстовые ссылки, которые будут отправлять посетителя на основные структурные блоки. Так перемещение между веб-страницами станет более логичным.
  4. Символические ссылки не должны содержать бесконечно удлиняющийся URL.

Плюсы четкой структуры

Как я уже сказал выше, скелет сайта важен не только для посетителей, но и для краулеров. Грамотная структура гарантирует следующие преимущества:

  • улучшение поведенческих факторов аудитории – возрастет метрика «Время на сайте»;
  • улучшение юзабилити;
  • быстрое попадание в индекс – самые популярные или важные URL должны находиться на расстоянии вытянутой руки, то есть не более трех кликов от главной;
  • уменьшение дублей – логическая структура позволит эффективно бороться со страницами-копиями;
  • эффективное распределение веса всех URL сайта;
  • расширение семантического ядра – присутствие в поиске по низкочастотным запросам и, как следствие, получение дополнительного трафика из поиска.

Виды структуры сайта

Можно выделить четыре вида структуры:

  • линейная;
  • линейная с разветвлением;
  • блочная;
  • иерархическая.

Линейнаяпростая структура, которая подразумевает цепочкообразный порядок и равнозначность страниц. Просматривать страницы можно по очереди, так что на каждой из них должны быть ссылки на следующую и предыдущую.

Если проводить аналогии, то линейную структуру легче всего представить как книгу, страницы которой нужно листать по очереди. В 2020 году линейная структура используется только на простых сайтах, например, на лендингах и визитках. Схематично линейная структура выглядит следующим образом:

Линейная модель с разветвлением построена аналогичным предыдущей структуре образом, но здесь в каждом звене есть дополнительные подзразделы. Структура подходит для лендингов, любительских блогов, визиток, онлайн-библиотек. Схематично линейную модель с разветвлением можно изобразить так:

Блочная модельсистема, в которой все веб-страницы являются равнозначными. Блочный скелет, как правило, очень быстро индексируются. Домашняя страница в блочной иерархии стоит выше остальных присутствующих в структурной модели веб-страниц.

Блочный скелет идеален для сайтов, где разные веб-страницы детально характеризуют один конкретный товар / вид услуг / их характеристики. Довольно редкий тип структуры. Схематично блочная модель выглядит следующим образом:

Иерархическая, или древовидная – один из самых распространенных вариантов «скелета», который можно встретить сегодня. Этот вид структуры нашел широкое применение на новостных сайтах, информационных порталах, статейных сайтах, интернет-магазинах. Главное преимущество – универсальность, позволяющая задействовать данный вид скелета практически для любого типа сайта.

Смысл древовидной модели заключается в том, что каждая последующая веб-страница – это «родственник» предыдущей. Именно иерархический тип структуры является наиболее универсальным для SEO-оптимизации.

Схематично иерархическую модель можно представить таким способом:

Основные промахи в структурной части

Новички довольно часто допускают заметные ошибки во всем, что касается структуры сайта, особенно если это их первый сайт. Я собрал топ-5 самых частых ошибок в структурной логике вебмастеров-новичков.

Конкуренция страниц напрямую друг с другом. Если имеется несколько (2+) страниц с повторяющимся контентом, то дубли могут «состязаться» между собой на просторах SERP. Конкуренция нескольких веб-страниц одного сайта по одной поисковой фразе нежелательна. Чтобы этого не происходило, необходимо под каждый целевой запрос создавать отдельную уникальную страницу. Контент, естественно, не должен повторяться, даже если запросы очень близки семантически и релевантны друг другу.

Если запросы средне- или низкочастотные, имеет смысл создать на сайте разделы под каждый из них.

Конкуренция между страницами одного и того же сайта приводит к негативным последствиям: сложность индексации, смазывание релевантности веб-страниц, утрата веса ссылочной массы, снижение конверсий, падение трафика релевантных веб-страницы.

Предотвратить эту проблему можно на этапе сбора / систематизации / кластеризации СЯ. Если проблема была обнаружена позже и продолжает развиваться, решить ее можно двумя путями: слиянием двух веб-страниц или сохранением обеих. В первом случае просто объединяем контент с двух проблемных страниц (с удаленных страниц настраиваем 301-ое перенаправление). Во втором – находим собственные анкоры для обеих страниц, повышаем их релевантность по выбранной ключевой фразе (для этого придется добавить новые ключи и удалить старые).

Слишком большой уровень вложенности (УВ) важных веб-страниц. Эта характеристика показывает, в каком отношении находится определенная веб-страница к главной. УВ определяется исходя из суммарного количества кликов, которые должен совершить пользователь, чтобы попасть на выбранную страницу:

Не настроена или отсутствует sitemap. Как мы уже поняли из предыдущего пункта, наличие карты сайта очень важно. Если у вас легкий любительский блог, отсутствие sitemap может быть простительным, но во всех кейсах карту лучше сделать. Тем более, если регулярно появляются статьи и другой контент, созданные под поиск. Качественный sitemap увеличит скорость индексации новых веб-страниц и сделает их более видимыми для краулеров.

sitemap.xml состоит из обычных URL. Такие ссылки считывают и обходят краулеры Google / «Яндекс». Так в поисковой выдаче и появляются новые страницы разных сайтов.

sitemap.html включает в себя основные разделы, которые выводятся в иерархическом порядке. Корректно сформированный sitemap.html улучшает юзабилити.

Немного о вложенности. Страницы, которых нет в SERP, и которые индексируются очень медленно, могут иметь излишне высокий УВ. Четвертый, пятый, шестой и выше – для важных и трафиковых страниц такого УВ лучше избегать. Если избежать излишнего УВ не удается, нужно сделать все, чтобы посетитель чувствовал себя комфортно на каждой странице сайта. Решение – отдельные карты сайты для краулеров и для посетителей. Не забывайте делать осознанную (не автоматическую) перелинковку

Некорректное нахождение страниц внутри раздела / каталога / рубрики / категории. Все веб-страницы должны быть на своем месте. Они должны быть релевантны своему разделу и корректно соотноситься с предыдущей страницей. Например, товары категории «Кожаные кресла» не должны располагаться в разделе «Диваны».

Резюме

Важность структурного элемента нельзя недооценивать. Это не только основа основ, но и улучшение юзабилити, а также существенное ускорение индексации, увеличение веса ссылочного профиля, расширение семантического ядра.

При формировании первоначальной структуры лучше придерживаться требований Google или «Яндекса» в зависимости от того, в какой системе будет представлен проект.

Перед запуском веб-проекта обязательно разберитесь во всех видах структур и выберите тот, который будет отражать идею вашего проекта и его особенности.

Не допускайте распространенных ошибок: упущений в иерархичном элементе, дублей, высоких уровней вложенности трафиковых веб-страниц.

#
Разработка
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.