Сегодня поговорим о том, что такое MVP, и почему он нужен при запуске сайта. Разберемся в видах MVP и распространенными ошибками при его запуске. В конце статьи ищите гайд по запуску минимальной жизнеспособной версии продукта.

Что такое MPV

MVP (minimal viable product) – минимально жизнеспособный продукт. Используется, чтобы запустить бета-версию продукта, получить первых клиентов и обратную связь от них. MVP помогает понять, интересен ли аудитории ваш продукт.

MVP помогает создать продукт, которым его хотят видеть клиенты. Если продукт сделан для клиента, вы заработаете больше.

Чтобы вам было проще «въехать», давайте посмотрим на схему.

Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта

Пример – сервис для аренды квартир Airbnb. Его основатели Брайан Чески и Джо Геббиа решили сдать квартиру в Сан-Франциско. Для этого они создали сайт с предложением об аренде и нашли клиентов. В итоге сырой сайт AirBed and Breakfast превратился в Airbnb, которым пользуются больше 3 млн человек. Так выглядела одна из первых версий Airbnb:

Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта

Так сайт выглядит сейчас:

Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта

Проверка жизнеспособности продукта – своеобразный цикл:

Запуск продукта → тестирование пользователями → обратная связь → анализ обратной связи → повторное тестирование.

Используйте MVP, чтобы получить обратную связь от клиентов. Это поможет найти слабые места продукта и улучшить их или отказаться от создания чего-то нового.

Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта

Виды MVP

Разделим MVP на два вида: с созданной бета-версией и без нее.

Сначала поговорим о тех случаях, когда бета-версия есть.

MVP Флинстоуна. В этом случае создается иллюзия, что продукт автоматизирован, и весь функционал работает. На самом деле, обслуживание осуществляется вручную, как в мультике про Флинстоунов.

Пример – компания Zappos, самый популярный интернет-магазин обуви в США. Его создатель Ник Свинмурн не был уверен, что интернет-магазин обуви «выстрелит».

Чтобы проверить идею, он создал сайт с продажей обуви, но товар не закупал. Когда люди оформляли заказ, Ник шел в обувной магазин и покупал обувь, а потом пересылал почтой клиенту. Интернет-магазин стал популярным, Ник автоматизировал процессы. Его идея оказалась прибыльной.

MVP Консьержа. Отличие от предыдущего в том, что у продукта нет автоматизации. Клиент знает, что общается с реальными людьми. Вот как это работает.

Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта

Пример – сервис онлайн-бронирования StyleSeat. Портал объединяет парикмахеров, мастеров маникюра, бровистов и др. специалистов с клиентами. Сайт работал через форму обратной связи. Поначалу Мелоди и Дэн, создатели сайта, вручную обзванивали клиентов, помогали им с записью и слушали отзывы о продукте. Через полгода StyleSeat вышел из бета-тестирования и стал автоматизированным ресурсом. Сейчас рыночная стоимость компании – 78 млрд долл.

Вот как выглядел сайт StyleSeat примерно в 2009–2011 годах
Так сайт выглядит в 2021 году

С одной функцией. Суть такого MVP в том, что компания выпускает продукт с одной работающей функцией.

Пример – сервис для прослушивания музыки Spotify. В 2006 году Spotify вышел на этап бета-тестирования. Сервис позволял слушать музыку через интернет, а не компакт-диски. Разработчики общались с пользователями и улучшали функционал приложения: добавляли новых артистов, улучшали ИИ. Сейчас Spotify оценивается в 8,4 млрд долл.

Spotify в 2008–2009 году
Spotify в 2021 году

Теперь поговорим о случаях, когда бета-версии продукта нет.

Презентация с помощью видео. Вы создаете видео, в котором рассказываете, как ваш ресурс поможет клиенту решить проблемe. Для этого не нужно тратить время и деньги на запуск MVP.

Пример – облачное хранилище DropBox. В 2008 году основатели хранилища записали видео, в котором рассказали о возможностях сервиса. Людей заинтересовала идея облачного хранилища, поэтому бизнес-идея воплотилась в реальность. Вот первое видео о DropBox.

Лендинг с презентацией. Вы пишите о продукте, показываете скриншоты и объясняете его пользу для клиента. Есть и другой вариант: создаете лендинг несуществующего продукта. Если клиентам будет интересно ваше предложение, они сделают заказ или выйдут на связь.

Пример – сервис отложенных постов для социальных сетей Buffer. Его создатель Джоэл Гаскойн рассказал о функционале Twitter. Заинтересованные пользователи могли перейти на целевую страницу и ознакомиться с функциями сервиса. На странице с оплатой он оставил форму обратной связи. Так Джоэл получил обратную связь и первых клиентов. В 2016 году компанию Buffer оценили в 25 млн долл. Вот как выглядел лендинг Buffer:

Фото: hackerchick.com

Лендинг с презентацией напоминает Kickstarter, сайт для привлечения денег по схеме краудфандинга (народные пожертвования). Если аудитория готова купить продукт, идея реализуется. Разница в одном: создание MVP и конечного продукта ведется на деньги разработчика, а не на средства, собранные через пожертвования.

Как MVP помогает при запуске сайта с услугой

Вы экономите. На запуск MVP нужно потратить деньги. Но! Вдруг услуга, которую вы хотите продвигать, не нужна клиентам? Или конкуренция такая, что для получения прибыли придется вложить большой бюджет в разработку?

Что такое MVP и зачем он нужен для разработки сайта

Комментарий размыт, в нем нет точных цифр, но все равно понятно: MVP помогает сэкономить.

Если ваш продукт окажется востребованным, вы отобьете вложения в разработку минимальной жизнеспособной версии и получите обратную связь, которая поможет улучшить готовый продукт.

Поймете, нужен ли аудитории ваш продукт. Например, вы решили создать сайт для учета финансов. В бета-версию вы добавляете функции подсчета расходов, доходов, процентов по ипотеке и функционал по бухгалтерскому учету. Не все пользователи поймут, для чего эта функция, а кто-то и вовсе начнет знакомство с сайтом с этого раздела, запутается и уйдет. Благодаря обратной связи через MVP вы поймете, что функция бухгалтерского учета лишняя, приложение станет проще.

Получите потенциальных клиентов. Так было с DropBox и Buffer. Рассказывайте о создании нового ресурса, приглашайте людей на тестирование. Некоторые станут вашими клиентами и помогут распространить информацию о продукте.

Получите инвесторов. Пример – украинско-американский стартап Restream. Это облачный многопотоковый сервис, который позволяет транслировать контент на YouTube, Facebook, Twitch, Linkedln и др. В 2014 году его основатели Андрей Суржинский и Александр Худа создали MVP, который помог привлечь бизнес-ангела. В августе 2020 года создатели получили еще 50 млн. долл. инвестиций.

Алексей Завадский, продуктовый менеджер в медицинском агрегаторе meds.ru, рассказал, как его компании удалось выйти на рынок Нигерии, страны с самым высоким ВВП в Африке. Работа над MVP заняла 9 месяцев. Бюджет на запуск составил 35 тыс. долл. без учета работы программистов.

  • Продажи, подписание клиник-партнеров (1 человек в Нигерии) – 2 000. Долл.;
  • Операторы (2 человека в Нигерии) – 1 500 долл.;
  • PPC (1 человек в Украине) – 5 500 долл.;
  • IP телефония – 2 000 долл.;
  • Менеджмент – 9 000 долл.;
  • Контент – 8 000 долл.;
  • Редактура – 7 000 долл.
Алексей Завадский
продуктовый менеджер в медицинском агрегаторе meds.ru

Сайт jimeds ближе всего к клиентообразующему, но еще ближе к готовому рабочему продукту, который просто нужно улучшать и дорабатывать.

При запуске мы столкнулись со сложностями: выходим на рынок, где никогда не были. Поэтому нужно работать с текущим менталитетом, у которого много своей специфики.

Рекомендации молодым компаниям – щупать рынок на практике и не опускать руки. Принимать обдуманные, но максимально быстрые решения. Чем больше гипотез вы протестируете за короткий срок, тем больше шанс найти оптимальное решение проблемы.

Вот еще один пример. Алексей Задубовский придумал приложение для борьбы с гиподинамией, недостаточной подвижностью. Его продукт должен помочь людям, которые ведут сидячий образ жизни, и напомнить им, что нужно периодически вставать из-за стола и двигаться.

Алексей Задубовский
запустил MVP-приложение Switchify для борьбы с гиподинамией

Продумывая MVP, я в первую очередь опирался на нечто среднее между моим личным представлением приложения, и ожиданиями людей, которых я опрашивал (коллеги, родственники).

В итоге я остановился на будильнике, так как функционал ежечасных уведомлений на телефоне меня устраивал. Но я не мог сказать: «Просто установите на будильнике уведомления и будьте здоровы». Людям надо было показать, что мое приложения работает. В итоге я создал MVP, который суммировал мое видение и ожидания пользователей, о еще и с оглядкой на будущий функционал.

Ошибки при запуске MVP

  • Перенасыщенный функционал.
  • MVP не решает проблему пользователя.
  • Продукт решает незначительную проблему.
  • Неправильное определение целевой аудитории.
  • Сделали продукт, но не для клиента, а для себя.
  • Нет плана и стратегии продвижения.
  • Нет четкого бюджета.
  • Нет работы над обратной связью.
  • Желание довести до идеала, а потом выпустить в открытый доступ.

Перенасыщенный функционал отпугнет пользователя. Человек не захочет разбираться в чем-то новом и смотреть гайды на YouTube. Ему неинтересен ваш сайт, пока он не видит в нем пользы для себя.

MVP, который не решает проблему пользователя. Например человеку нужен финансовый помощник с расчетами ставок по кредитам и напоминалками, а ваш сервис помогает следить только за доходами и расходами. Проблема клиента не решена → клиент уходит.

Продукт решает незначительную проблему. Нет смысла тратить деньги на запуск продукта, который не улучшит жизнь клиента.

Неправильное определение целевой аудитории. Выражение «наш продукт предназначен для широкой аудитории» – заблуждение. Тот же учет финансов нужен тем, кто следит за деньгами. Поэтому точно определяйте ЦА, чтобы не показать продукт «чужой» аудитории.

Продукт для себя, а не для клиента не поможет заработать. Ваша цель – быть полезным для человека, тогда вы сможете получить клиентов и обратную связь.

Отсутствие плана и стратегии продвижения – залог провала. Допустим, вы запустили MVP, а что делать дальше? Нужно читать отзывы тестировщиков, дорабатывать продукт, выпускать новые версии и искать площадки для рекламы. Если выпустить MVP и ждать потока клиентов – ничего не получится, вы потратите деньги впустую.

Отсутствие бюджета тоже может стать проблемой. Вы выпускаете MVP, чтобы протестировать сервис или программу. Если постоянно масштабировать рекламные кампании и привлекать новых людей в команду, финальная версия продукта так и не выйдет, или прибыль не покроет затраты на разработку.

Отсутствие работы над обратной связью. Если не прислушиваться к мнению клиентов, они уйдут.

Желание довести до идеала = провал. Сделать идеальную платформу или программу не получится: доработки нужны всегда. Если зацикливаться на мелких улучшениях, бюджет уйдет впустую. Лучше выпустить продукт на рынок, получить обратную связь и приступать к улучшениям.

Увы, это далеко не полный перечень ошибок, которые можно допустить даже во время разработки MVP. Единственный способ их избежать – сразу обратиться за помощью к профессионалам.

Специалисты TexTerra работают с сайтами любой сложности и всегда учитывают особенности пользовательского опыта, чтобы создать продукт, нужный аудитории. Грамотная оптимизация под поисковые системы, качественные заявки, продуманный дизайн – разрабатываем не просто «странички в интернете», а надежные инструменты для постоянного получения прибыли.

Чек-лист: как запустить MVP

Теперь поговорим о том, как самостоятельно подготовить MVP.

  1. Определите вид MVP, который вам подходит.
  2. Сформулируйте цель продукта. Если хотите сделать сайт-помощник по финансам, разрабатывайте программу для учета финансов. Хотите запустить онлайн-кинотеатр – сделайте алгоритм подбора фильмов и загрузите большую библиотеку.
  3. Проанализируйте будущий продукт. В этом поможет SWOT-анализ. Для него создается таблица из 4-х ячеек: слабые стороны, сильные стороны, возможности и угрозы. Вот пример SWOT-анализа стримингового сервиса:

Слабые стороны

Сильные стороны

Высокая конкуренция

Узкая география ЦА

Дешевые тарифы

Широкий функционал

Угрозы

Возможности

Блокировка сервиса в других странах

Продвижение молодых артистов за процент

  1. Сделайте карту пути пользователя. Для этого протестируйте будущий продукт на себе. Если даже ваша команда не может разобраться в функционале, пользователь разбираться точно не станет. Поэтому делайте интерфейс и все взаимодействия интуитивно понятными. Чем проще, тем лучше. Разберем на примере финансового советника. Карта пользователя получится примерно такой:
  • добавить счета: карта, наличные;
  • ввести доходы;
  • создать графы расходов: продукты, авто, уход за собой и др.;
  • установить лимит дневных трат.
  1. Определите функционал. Для каждого пункта пути пользователя пропишите набор возможностей пользователя.
  2. Определите целевую аудиторию. Для этого задайте себе вопрос: «Кому нужен мой продукт?» Это поможет составить портрет клиента: возраст, пол, увлечения. Вернемся к финансовому советнику с функцией расчета процента по ипотеке. Целевая аудитория примерно такая:
  • возраст: 25-40 лет;
  • пол: преимущественно мужской;
  • хотят погасить кредит и следят за датами платежей;
  • пользуются смартфоном и ПК.
  1. Получите первых клиентов с помощью рекламы. Используйте бесплатное и платное продвижение. Бесплатное – публикация статей в социальных сетях, на форумах и в блогах. Платное – контекстная и таргетированная реклама.
  2. Проанализируйте обратную связь. Прочитайте отзывы клиентов. Создайте таблицу с негативными отзывами и вносите туда полезные комментарии. Обратная связь поможет исправить слабые стороны продукта и выйти на рынок с действительно полезным сервисом.
#
Бизнес
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.