Помните закон Мерфи? Если вас могут понять неправильно, вас поймут неправильно. Это справедливо и в создании сайтов. Клиент хотел второй «Вконтакте», а получил форум юных собаководов. Разработчик не угадал хотелку заказчика — потратил время впустую.
Рассказываем, что и зачем нужно писать в техзадании. И как писать не надо, чтобы работа не обернулась катастрофой.
Статья будет полезна:
- разработчикам, дизайнерам, верстальщикам;
- менеджерам проектов;
- руководителям диджитал-студий;
- предпринимателям, которые планируют заказать разработку сайта.
Что такое техзадание
Техническое задание — документ, в котором зафиксированы требования к сайту. Чем четче и подробнее расписаны эти требования, тем лучше участники процесса понимают, что должны делать. А значит, вероятность, что все останутся довольны результатом, выше.
Главная цель технического задания – убедиться, что клиент и исполнитель правильно поняли друг друга.
Пользы от технического задания много. Для каждой стороны она своя.
Польза для клиента
- Понять, за что заплачены деньги. Можно сразу увидеть структуру, узнать, что и как будет работать. Пересмотреть идеи еще до начала разработки, чтобы сэкономить время и деньги.
- Проверить компетентность исполнителя. Если техзадание понятное и четкое, доверие к разработчику повышается. Если написана каша, возможно, стоит бежать и не оглядываться.
- Подстраховаться. Когда сайт готов, его можно проверить по техническому заданию. Есть несоответствия? Разработчик обязан их исправить. Если вы сотрудничаете официально и заключали договор, можно даже получить компенсацию через суд.
- Упростить замену исполнителей. Если клиент и разработчик повздорили и разбежались, создание сайта может затянуться. Подробное техзадание можно передать новой команде. Так она втянется в работу в разы быстрее.
- Узнать стоимость разработки сложного продукта. Оценить точные сроки и стоимость разработки сложного веб-сервиса сходу нельзя. Сначала нужно понять, как будет работать сервис, и какие в нем будут функции. Для этого и нужно подготовить техзадание.
Польза для исполнителя
- Понять, чего хочет заказчик. Клиенту задают десятки вопросов, показывают примеры, предлагают решения. Затем записывают все в единый документ и согласовывают. Если все окей — ура, вы нашли контакт.
- Подстраховаться. Иногда попадаются заказчики, которые хотят поменять задачу на полпути. Если вы согласовали и подписали ТЗ, подобное не пройдет: в случае чего даже суд будет на вашей стороне.
- Показать свою компетентность. Классно подготовленное техзадание покажет клиенту экспертность разработчиков. Если компания сомневалась, доверять ли вам разработку сайта, сомнения с большой вероятностью развеются.
- Заработать. Некоторые студии и разработчики предлагают составление ТЗ как отдельную услугу.
- Облегчить и ускорить разработку. В хорошем ТЗ указаны структура сайта, необходимые функции и элементы на каждой странице. Когда все требования уже перед глазами, дело остается за малым.
Теперь давайте разберемся, как составить хорошее техзадание, которое выполняет все эти функции.
Техзадание составляет исполнитель
Техзадание может составить кто угодно. «Нужен сайт-визитка для стоматологической клиники» — это уже техзадание. Но будет ли оно выполнять свои функции? Вряд ли.
Хорошее ТЗ всегда составляет исполнитель – проект-менеджер или разработчик. Очевидно, что веб-разработчик понимает в создании сайтов больше, чем владелец бизнеса, поэтому описывать проект придется ему.
Это не значит, что клиент исчезает и появляется в самом конце, чтобы написать: «Отлично, одобряю». Он тоже должен участвовать в процессе:
- познакомить исполнителя с компанией, продуктами и целевой аудиторией;
- объяснить, зачем ему сайт;
- рассказать, чего хочет, поделиться идеями;
- показать примеры сайтов, которые можно взять за образец;
- ответить на любые вопросы исполнителя.
Конечно, заказчик может набросать свой вариант ТЗ. Возможно, это ускорит процесс создания конечного техзадания. А возможно, получится мусор, который втихаря выкинут на помойку.
Техзадание должно быть однозначным
В техническом задании не должно быть качественных прилагательных: красивый, надежный, современный. Их нельзя однозначно понять. Для кого-то красивый и современный сайт может выглядеть так:
Аналогично с непонятными формулировками, которые ничего сами по себе не значат:
- сайт должен понравиться заказчику – а если у него будет плохое настроение?
- сайт должен быть удобным – удобным для чего, для кого?
- сайт должен выдерживать большие нагрузки 10 тыс. посетителей? Или 10 млн?
- сайт должен содержать качественный экспертный контент – Ну, вы поняли.
Проверяйте, нет ли в тексте неоднозначностей. Если есть — перепишите. Ваши формулировки должны быть четкими и точными:
- Сайт должен загружаться быстро → Любая страница сайта должна иметь больше 80 баллов в Google PageSpeed Insights.
- Большие нагрузки → 50 тысяч посетителей одновременно.
- На главной странице выводится список статей → На главной странице выводится список последних 6 опубликованных статей.
- Минималистичный удобный интерфейс подписки → Поле «Оставьте e-mail» и кнопка «Подписаться» → *нарисованный эскиз*.
С формулировками разобрались, давайте пробежимся по структуре.
Техзадание должно содержать общую информацию
Все члены команды должны правильно понимать, чем занимается компания, кто ее целевая аудитория. Чтобы никто не запутался, это лучше прописать.
А еще стоит указать цель сайта и описать его задачи, чтобы не получить интернет-магазин вместо блога.
В техзадании нет сложных терминов
Техзадание должно быть понятно всем, для кого предназначено. Если вы собираетесь использовать термины, которые может не понять ваша клиентка, условная владелица магазина детских игрушек, обязательно поясните их. Например:
- контент – это любой текст, изображения и видео на сайте;
- CMS – система управления сайтом, через которую можно добавлять и редактировать контент, не имея навыков веб-разработки;
- подвал – блок сайта, который отображается внизу каждой страницы.
Техзадание описывает инструменты и требования к хостингу
Представьте, что вы 2 месяца делали сайт. Каждый этап согласовывали с клиентом — он в восторге. И вот пришло время сдавать работу. Вы показываете админку, а клиент кричит: «Это что такое? Модэкс? ! Я думал, вы сделаете на “Вордпрессе”!»
Чтобы таких проблем не было, опишите используемые инструменты, движки и библиотеки. Заодно укажите требования к хостингу. Мало ли, вы сделаете на PHP, а у клиента сервер на .NET.
Техзадание содержит требования к работе сайта
Сайт должен работать во всех браузерах актуальных версий и на всех типах устройств. Да, это очевидно для любого разработчика и любого заказчика. Но лучше написать, чтобы защитить клиента от недобросовестно выполненной работы.
Сюда же добавьте требования к скорости загрузки сайта, устойчивости к нагрузкам, защите от хакерских атак и подобным вещам.
Техзадание показывает структуру сайта
До отрисовки сайта и его верстки вам нужно согласовать с клиентом структуру. Соберите разработчиков, сеошников, маркетологов, главреда — и решите, какие страницы нужны на сайте. Подумайте, как они будут связаны между собой, с какой на какую можно перейти.
Можно показать структуру списком, можно нарисовать блок-схему. Второе нагляднее.
Это один из важнейших этапов работы с сайтом. Структура — это фундамент. Если она неудачная, сайт получится кривым.
Техзадание касается каждой страницы
Клиент должен понять, зачем нужна каждая страница сайта, какие элементы на ней будут. Есть два способа это показать.
Прототип
Более наглядный и однозначный способ. Исполнитель рисует эскизы каждой страницы и прилагает их к техзаданию. Клиент видит, как будет выглядеть интерфейс будущего сайта и говорит, что ему нравится, а что стоит изменить.
Перечисление элементов
Ленивая альтернатива прототипу. Просто напишите, какие блоки должны быть на странице и что они делают. Правда, вот такой способ описания страниц экономит немного времени исполнителю, но выглядит сложно и не впечатляет. Так что подумайте, как сделать список функциональным для двух сторон.
В техзадании должны быть сценарии использования сайта
Если вы создаете нестандартный интерфейс, показать структуру и эскизы страниц недостаточно. Важно, чтобы вся команда исполнителей и клиент поняли, как посетители будут пользоваться сайтом. Для этого подходят сценарии. Схема сценария проста:
действие пользователя – ответное действие сайта – … – результат
Например, таким может быть сценарий оформления заказа. Пользователь нажимает на кнопку «Заказать» – сайт открывает форму заявки – пользователь вводит номер телефона и нажимает «Ок» – сайт принимает заявку и выводит сообщение «Заказ принят» – на e-mail менеджера приходит письмо с номером телефона клиента.
Конечно, если вы делаете стандартную визитку или лендинг, писать сценарии не нужно. Но если на сайте будут интерактивные сервисы, прописать сценарии необходимо – это поможет заметить «дыры» в работе ресурса.
Техзадание утверждает обязанности
Одни разработчики делают сайт сразу с контентом, другие ставят рыбу, третьи могут написать тексты, но за дополнительную плату. Договоритесь об этом на берегу и зафиксируйте в техзадании, какой контент вы должны подготовить.
Указываем контент, который должен быть на главных страницах сайта
Придумать объективные критерии оценки качества текстов довольно сложно. Лучше не пишите ничего, чем «качественный, интересный и продающий, полезный целевой аудитории». Это мусор, он никому не нужен.
Указать, что весь контент должен быть уникальным — это полезно. Причем в идеале нужно указать конкретные показатели уникальности в процентах, а также сервисы для проверки текста, которые исполнителю стоит использовать.
Техзадание описывает дизайн
Как и в случае с текстом, объективные критерии оценки дизайна сайта придумать сложно. Если вы с клиентом договорились о цветовой гамме, опишите ее. Если у него есть брендбук, в котором прописаны шрифты, укажите и их.
Вместо вывода: структура техзадания
Для разных задач структура ТЗ будет своя. Глупо делать одинаковые технические задания для новой социальной сети и лендинга по оптовой продаже моркови. Но в целом вам нужны такие разделы:
- информация о компании и целевой аудитории, цели и задачи сайта;
- глоссарий терминов, которые могут быть непонятны клиенту;
- технические требования к верстке и работе сайта;
- описание используемых технологий и список требований к хостингу;
- подробная структура сайта;
- прототипы страниц или описания элементов, которые должны на них быть;
- сценарии использования нестандартного интерфейса (опционально);
- список контента, который делает разработчик;
- требования к дизайну (опционально).
Комментарии разработчиков
Денис Скрипицин, backend-разработчик TexTerra: «Техзадание есть всегда, без него не бывает работы. «Мне нужен интернет-магазин» — это уже техзадание. Проблема в том, что это очень расплывчатое ТЗ, оно не дает никакого понимания. Задача проект-менеджера — собрать необходимую информацию, продумать решение, создать сайт у себя в голове. А потом описать его в документе.Гурам Сипки, основатель диджитал-студии Udix Media: «В первую очередь ТЗ нужно клиенту, чтобы он понял, каким будет его сайт, и на что уходят деньги. Если что-то сделано не так, он может сослаться на ТЗ и попросить переделать. ТЗ составляет менеджер проекта после общения с клиентом и обсуждения задачи с дизайнером. Крупные заказчики часто просят очень подробные ТЗ, в которых описана каждая кнопка. Небольшие компании наоборот не любят дотошные документы на 100 страниц. Долго читать и легко упустить что-то важное. Чаще мы делаем лаконичные ТЗ на 10–15 страниц. Мы указываем:В каждом ТЗ обязательно должны быть указаны:
- цель сайта;
- требования к серверу;
- описание работы сайта и отдельных его элементов;
- используемые технологии и библиотеки;
- макет дизайна интерфейса;
- структуру и логику внутренних переходов;
- роли и сценарии работы с сайтом для каждой из них;
- архитектуру базы данных (опционально).
Клиент должен четко представлять свой сайт в законченном варианте, его внешний вид и дальнейшую стратегию развития. Техническое задание не должно указывать разработчикам «как им делать, что делать и какой код вставить» — это в корне неправильно. В общих чертах нужно описывать, какой сайт должен быть, а не как его делать. Как минимум потому что заказчик чаще всего не обладает должной экспертизой.
Что касается подхода, мы всегда прислушиваемся к мнению клиента, но бывают моменты, когда понимаем, что так делать не стоит. В этом случае стараемся переубедить заказчика, опираясь на экспертные данные. В целом, мы приветствуем любое видение клиентов.
Как мы готовим техзадание:
- анализируем ТЗ, присланное клиентом;
- изучаем прототип и дизайн-макет сайта;
- на основе полученных данных начинаем подбирать функциональные модули для сайта, которые будут использоваться 100 % и которые, возможно, потребуется использовать;
- прописываем элементы, которые будут нужны при работе с интерфейсом;
- исходя из этих данных и оценки «веса» сайта, вычисляем подходящие системные требования к хостингу сайта;
после этих базовых пунктов начинаем расписывать ТЗ более детально по каждой странице».
- информацию о компании и цель сайта;
- требования к дизайну, цветовую гамму;
- используемые технологии и CMS;
- кто занимается контентом — мы или клиент;
- структуру сайта вплоть до каждой страницы;
- описания каждой страницы (мы не делаем прототипы, но указываем, какие элементы должны быть на странице, и как они должны работать).
Последние 2 раздела — самые важные. Именно они обеспечивают понимание, каким будет сайт, как он будет работать.
Очень важный момент — нельзя просто отдать техзадание разработчикам и надеяться, что они все сделают хорошо. ТЗ — это список требований к сайту, оно не может заменить общение. Важно убедиться, что каждый член команды понимает общую цель, а не просто выполняет задачи на потоке. Если что-то непонятно — надо объяснить, обсудить, дать подробные комментарии».
Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:
«Благодаря подробным ТЗ, которые приходят к нам от проект-менеджеров, клиент на выходе получает сайт, который хотел. Без сюрпризов вроде того, что заказчик просил сделать форму обратной связи, и она сделана, но без привлечения программиста в ней невозможно поменять адрес, на который отсылаются письма. Если вы как владелец сайта хотите самостоятельно менять контент на нем, это стоит указать в ТЗ – тогда разработчики выведут возможность таких изменений в панель администрирования. Если вы хотите, чтобы сайт был сделан не на готовом графическом шаблоне, а обладал уникальным дизайном, это также необходимо прописать и обговорить заранее.
Есть еще один момент, и он относится скорее к договору, чем к ТЗ, но тоже очень важен. Недобросовестные исполнители иногда регистрируют домен не на заказчика, а на себя. Потом, когда приходит момент продления доменного имени, звонят заказчику и просят сумму в несколько раз больше, говоря, что это обсуждалось, но, опять же, нигде не задокументировано. Заказчик начинает разбираться, что и как, понимает, что надо было оформлять все на себя или свою фирму, но поменять домен уже сложно: адрес указан на билбордах, визитках, в рекламе, уже проиндексирован поисковиками. Переоформление прав владения доменом – тоже непростая и небыстрая задача. В общем, к выбору исполнителя нужно подходить очень внимательно, внимательно обсуждать и прописывать ТЗ на сайт».
Сохраните эту статью и перечитайте, когда надумаете заказывать сайт. Кстати, сделать это можно в нашем агентстве.