Также «государство должно способствовать любым формам их (блогеров) самоорганизации и формированию этических правил».

С таким предложением в своем Telegram-канале выступил заместитель главы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

Причиной тому послужила история от одного из его подписчиков:

«…девушка поверила рекламе в соцсети и была обманута. Схема не то чтобы новая: популярная блогерша порекомендовала своим подписчикам (а их у нее 400 тысяч, для Кемерова это очень мног) аккаунт, который предлагал смартфоны по низким ценам. После оплаты магазин перестал отвечать на сообщения, переименовал свой аккаунт и заблокировал покупателя. А блогерша в ответ на претензии говорит, что ответственности не несет, сомнений в добропорядочности рекламируемого аккаунта у нее на тот момент не возникало – в общем, пытается повернуть дело так, что тоже стала жертвой мошенников», – описывает ситуацию Антон Горелкин.

По его словам, заявление в полицию уже написано, но «скорее всего, блогерша будет проходить по этому делу свидетелем – пусть она и получила прямую выгоду, участвуя в этой схеме, но преступного умысла, скорее всего, действительно не имела. Надеюсь, следователи хотя бы проверят, платит ли она налоги с тех денег, которые получает за свою рекламную деятельность».

В связи с этим и подобными случаями, Антон Горелкин предлагает ввести «запрет на рекламу сомнительных товаров и услуг» блогерами:

«В законодательстве нужно прописать правовой статус профессиональных инфлюэнсеров – но в то же время не повторить ошибок, допущенных в законе о «реестре блогеров». Параллельно государство должно способствовать любым формам их самоорганизации и формированию этических правил. Одним из которых, очевидно, должен стать запрет на рекламу сомнительных товаров и услуг».

Напомним, что «реестр блогеров», в который входило 500 инфлюэнсеров, провалился по причине несогласованности действий ведомств: несмотря на выявляемые нарушения блогеров, ни одному из них так и не был выписан штраф.

Если «Самоорганизация» и «формирование этических правил» звучит несколько расплывчато, то «запрет на рекламу сомнительных товаров и услуг» в российском законодательстве уже есть.

Сомнительная реклама и наказание за нее

Согласно ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 14.07.202) «О рекламе», «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются». Это первый пункт статьи.

Третьим пунктом перечисляются признаки, по которым реклама может признаваться недостоверной, и к описанному выше случаю подходит подпункт 4. Это не соответствующие действительности сведения:

  1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  2. о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  3. об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  4. о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  5. об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
  6. о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимно) и символов международных организаций;
  9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  10. о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  11. о результатах исследований и испытаний;
  12. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  13. о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  14. об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  15. о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  16. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  17. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  18. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  19. о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  20. об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Наказание за недостоверную рекламу

Суровым его назвать сложно. Например. Если упомянутую блогершу все же привлекут к ответственности, то она отделается штрафом от 2000 до 2500 рублей, о чем говорится в п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»:

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Возможно, стоит ужесточить наказание… Но не будем касаться этой темы, а напомним о том, как будет трясти рекламный рынок, начиная с 1 сентября 2022 года – грядет тотальный контроль и невиданная до сих пор подотчетность, которые могут подействовать на добросовестность блогеров лучше любых штрафов.

Каждый рекламный рубль учтет Роскомнадзор

Уже меньше чем через месяц обо всех рекламных креативах и потраченных на них деньгах нужно будет отчитываться перед Роскомнадзором. Это касается не только рекламных агентств, но и заказчиков, фрилансеров, операторов рекламы… За непредоставление данных – штраф.

Каждой рекламе будет присваиваться уникальный номер, по которому можно будет отследить все действия по рекламе, вплоть до правок и платежей. Подача же данных может оказаться платной, так как делаться это будет через одобренных Роскомнадзором операторов рекламных данных, которым не запрещается на этом зарабатывать.

Заинтригованы? Тогда читайте полный разбор нововведения в отдельной статье «Новый закон об интернет-рекламе – что изменится с 1 сентября».

#
Реклама
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.