В это, может, трудно поверить, но беря человека «на слабо», можно продать ему что угодно и по любой цене.

Олды наверняка помнят культовую передачу 90-х «Сам себе режиссер», в которой была одна замечательная рубрика. В ней самые обыкновенные телезрители демонстрировали уникальные способности и выполняли трюки на камеру, а затем произносили фразу: «А вам слабо?». Спустя много лет россияне по-прежнему берут друг друга «на слабо» – только уже в соцсетях. Называется это «челлендж». И это не такая уж и бесполезная глупость, как может показаться на первый взгляд. Далеко не всегда челлендж – развлечения для молодежи. Иногда он имеет острый социальный контекст.

В статье рассказываем, чем челлендж может быть полезен вашему бизнесу и как извлечь максимум выгоды из стремления людей показать себя во всей красе.

Что такое челлендж?

Не родился еще человек, который бы время от времени не сравнивал себя с другими. Только не надо вот этих «Я не такой» и «Сравнивать себя сегодняшнего можно только с собой вчерашним»… Если бы все было действительно так, то популярность челленджей ни за что не обрела бы таких масштабов, какие она имеет по всему миру вот уже более 10 лет.

Челлендж (от англ. «испытание») – это некое действие, выполненное в формате видео или фото-отчета с призывом к другим людям повторить то же самое. Своего рода эстафета, которая чаще всего проводится в соцсетях или на онлайн-платформах типа YouTube.

Работает это примерно так: представьте, что вам в голову пришла идея станцевать тверк в костюме жирафа (почему бы и да?). Чтобы запустить челлендж, вам нужно сперва придумать уникальный хэштег, благодаря которому люди смогут принимать в нем участие – условно, #жирафвсегдаправ. Все! Дело за малым: разместить в соцсетях пост с описанием челленджа, правилами участия, уникальным хештегом и своим видео-отчетом. Также не забудьте пригласить всех, кто увидит пост, присоединиться к этой увлекательной затее.

Теперь главное – чтобы ваши подписчики не вызвали сантиаров тоже сняли видео того, как танцуют в костюме жирафа, и разместили эти ролики с уникальным хештегом на своих страницах в соцсетях.

Примеры челленджей

Интересный и качественно спланированный челлендж может очень быстро завируситься в сети, втягивая в свои ряды все новых и новых участников. Кстати, далеко не всегда это мероприятие носит исключительно развлекательный характер. Вспомнить хотя бы Ice Bucket Challenge. На секундочку, эта акция стала одной из самых масштабных в истории благотворительности. Запустивший флешмоб фонд ALS Association, который занимается борьбой с редким заболеванием ЦНС – боковым амиотрофическим склерозом (БАС), – собрал благодаря своей идее более 100 млн долларов от более 3 млн человек со всего мира.

Суть флешмоба была в том, чтобы вылить себе на голову ведро ледяной воды, снимая это на камеру. По словам организаторов челленджа, примерно те же ощущения испытывают люди с БАС из-за того, что заболевание поражает двигательные нейроны в головном и спинном мозге. Но просто облиться водой – было бы слишком просто (извините за каламбур).

По правилам, обливший себя ведром ледяной воды участник акции должен был перечислить в благотворительный фонд ALS Association 10 долларов и бросить вызов еще трем участникам. В течение 24 часов они должны сделать то же самое, засняв процесс на видео. В случае отказа они должны внести пожертвование в благотворительный фонд в размере 100 долларов или сделать и то и другое.

Акция приобрела поистине массовый характер, в ней приняли участие даже мировые звезды и лидеры общественного мнения – Марк Цуккерберг, Билл Гейтс, Бейонсе, Дэвид Линч, Криштиану Роналду и другие. Впоследствии идею взяли на вооружение многие благотворительные фонды в разных странах мира, включая Россию.

Челленджи

В последние годы челленджи перекочевали преимущественно в Tik Tok – вероятнее всего из-за того, что именно там обитает основная аудитория таких соревнований. Речь, конечно же, о подростках и молодых людях. Впрочем, их родители тоже нередко принимают участие в челленджах. Особенно, если те имеют какой-то острый социальный контекст. Так, видео в TikTok, отмеченные хэштегом #ashleylookatme, собрали в общей сложности 657,6 млн просмотров.

Под завирусившийся звук «Ashley, look at me» (если не слышали, лучше сразу загуглите) люди снимают видео-трансформации, в которых сперва применяют фильтр к своему лицу, а затем демонстрируют, как они выглядят на самом деле.

Челленджи

Как челлендж может помочь бизнесу?

Глобальная цель любого челленджа – получить охват. Чем больше последователей у вашей акции, тем больше людей знает о вас. Повышение охвата позволяет извлечь вторичную выгоду, а именно:

  • привлечь новых подписчиков;
  • повысить узнаваемость бренда;
  • улучшить имидж компании и повысить лояльность клиентов;
  • увеличить продажи.

Челленджи позволяют вывести ваше взаимодействие с аудиторией на новый уровень, превратив ЦА в настоящее комьюнити единомышленников. Сплотить такие акции могут не только ваших клиентов, но и сотрудников коллектива. Смотрите, как повышает корпоративный дух «Сбербанк», например.

В ноябре прошлого года «Сбербанк» запустил цифровой спортивный челлендж «Экватор челлендж» среди сотрудников. К инициативе присоединилось 300 участников. Цель челленджа – совместный сбор 40 075 зарядов, что равняется 40 075 км. Ровно столько понадобится, чтобы обогнуть Землю по Экватору.

Заряды – это внутренняя валюта приложения Stayfitt, которое в банке разработали специально для подобных проектов. Такая унификация позволяет заниматься разными видами активности, а заработанные за это баллы подсчитывать по единой системе. Можно идти, бежать, плавать, приседать, отжиматься – приложение фиксирует результаты участников. Самые активные участники в итоге получили различные поощрения от организаторов и, конечно же, полезные знания о том, как соблюдать тот самый пресловутый work-life balance.

Взять на заметку можно также опыт компании Coca-Cola, которая успела и челлендж провести, и продажи повысить, и фидбэк собрать:

Челлендж назывался Share A Coke — «Поделись колой». Его суть была в том, чтобы опубликовать фото с бутылками Coca-Cola, у которых на этикетке напечатано чье-то имя. Например, с родными, коллегами или друзьями. Это стимулировало людей делиться своими впечатлениями и отзывами о продукте. Благодаря акции компании Coca-Cola удалось увеличить продажи более чем на 2%.

Основные правила челленджа

Не все то челлендж, что происходит на камеру. Есть ряд условий, необходимых для того, чтобы ваш челлендж стал эффективным инструментом продвижения, а не странным опытом, при воспоминании о котором рука так и тянется сделать фейспалм. Запомните эти правила прежде, чем соберетесь запускать челлендж:

  1. Правильно выбирайте хэштег – важно убедиться в том, что до вас такой набор слов никто не использовал, иначе эффект будет смазанным. Еще хуже, если хэштег в сознании потребителей ассоциируется с чем-то нелепым или неприятным.
  2. Поймите, что нравится вашей аудитории – согласитесь, странно организовывать спортивный челлендж по выполнению стойки на руках, если ваша основная ЦА старше 60 лет. Чтобы акция «зашла аудитории», нужно знать о ее привычках, предпочтениях и образе жизни.
  3. Четко сформулируйте условия – правила участия в челлендже должны быть максимально прозрачны и понятны аудитории. Иначе каждый начнет выполнять задания в силу своей фантазии и физической подготовки. А ведь суть челленджа в том, чтобы разные люди выполняли одно и то же действие.
  4. Четко спланируйте челлендж – это только кажется, что челлендж – стихийное мероприятие. В действительности, когда речь идет о челлендже как об инструменте маркетингового продвижения, это всегда команда людей и правильно очерченный круг обязанностей.
  5. Недостаточно просто запустить челлендж – очень важно не дать ему заглохнуть до того, как вы подведете итоги своего соревнования. Кстати, желательно еще на старте челленджа обозначить призовой фонд для его участников.
  6. Нет смысла проводить челлендж ради челленджа – челлендж всегда должен нести аудитории некий месседж. Чрезвычайно важно, чтобы он был созвучен Tone of voice вашей компании и ни в коем случае не противоречил ценностям, которые вы исповедуете.

Правильная организация челленджа – это тоже тот еще челлендж. Сомневаетесь в своих силах? А, может быть, просто хотите чтобы кто-то сделал всю работу за вас? И в том и в другом случае ваши мотивы абсолютно понятны. Просто напишите нам, и мы обязательно поможем с продвижением вашего бренда.

Читайте также:

50 + лучших статей для тех, кто интересуется контент-маркетингом

Как написать пост и сделать картинку с помощью нейросети — конференция ЯндексДирект

Как оформлять тексты для сайта, чтобы их читали