Есть два пути решения проблемы.
Если вы любите планерки, вы уникальный человек. С ними можно смириться, когда в них есть смысл: собрались – обсудили проблему – нашли решение – пошли воплощать его в жизнь. Но часто бывает, что после планерок ничего в работе не меняется. Бесполезно посидели, потратили время и разошлись.
Рабочие совещания, призванные повышать эффективность, нередко имеют противоположный эффект, справедливо пишет Harvard Business Review.
Ну и что с этим делать?
Недовольный Василий
Возьмем абстрактного Василия, который работает в диджитал-компании N. Василий уже давно уяснил для себя, что частые планерки ничего не меняют – просто сжирают его время (а иногда и нервы).
Мозг Василия попал в ловушку – в состояние «ничего не меняется». В такой ситуации легче всего искать виновников вокруг себя.
Указательный палец Василия начинает обличать всех вокруг:
- Руководитель превращает планерки в утро воспоминаний и обмена сплетнями.
- Slack, Asana и другие сервисы не используются, никто не фиксирует происходящее даже на бумаге.
- Они выключили меня из информационного потока, главные изменения и события не на планерке, обсуждение идет в кругу избранных, но меня туда не зовут.
- Коллеги мне не доверяют.
- Они вогнали меня в депрессию!
- Виновата моя биология: мне необходимы очень сильные раздражители, я жду супер эмоциональных событий, а тут какая-то фигня.
- Я не идиот, много чего происходит, но «ничего хорошего не происходит».
Ключевой момент здесь – раздражение Василия от происходящего и критика окружающих.
Выход из этой ситуации находится не снаружи, а внутри Василия.
Небольшое отступление
Руководители, организуя совещания, часто пытаются что-то изменить в технологиях, форматах, сокращают время планерок. Они как бы копают вам навстречу, но на самом деле вам надо копать в другую сторону. Потому что у руководителя главный вопрос «как?» – как проводить планерки, чтобы сотрудники включились. А для вас главный вопрос «что?» – что надо добавить в мою жизнь.
Иногда именно хороший руководитель мешает вам осознать необходимые изменения, потому что заражает вас своим энтузиазмом. И вы помчались выполнять KPI. Это как зарядить батарейки. И это зависимые отношения. Так тоже можно, но это не ваш успех. Это успех менеджмента – если там что-то сломается, у вас опять все будет плохо.
Как изменить ситуацию – путь № 1 «Фиксация процесса»
- Установите напоминание перед планеркой. Подумайте, что вы хотите обсудить с коллегами. Или какие новости вам интересны. Что бы вы хотели спросить у коллег. Даже если потом вы промолчите.
- На совещании ссылайтесь на текущую работу, не отвлекайтесь на подробное и немотивированное обсуждение прошлого и эмоциональное прогнозирование будущего. Ведите для себя протокол совещания и собственной работы. Основной вопрос: что я сегодня могу сделать новое?
- Отмечайте свои достижения, даже если вас не похвалили, – это ваша самооценка, она очень ценна. Перестаньте себя сравнивать с «лучшими». Задавайте себе чаще вопрос: какие у меня есть возможности для учебы и роста.
- Делайте наброски новых задач. Потом обсудите их с руководством, но сначала дайте им название и время отлежаться. Не фокусируйтесь на препятствиях! Просто записывайте, что приходит в голову, какие последующие задачи вам были бы интересны.
- Следите за указательным пальцем. Он так любит обличать.
Спросите себя: как по-новому вы можете повести себя в этой ситуации? Что вы можете сделать на работе такого, чего раньше не делали?
Как изменить ситуацию – путь № 2 «Всего лишь работа»
Одна моя недавняя коллега, назовем ее Ксюша, с отличием закончила технический университет и пришла работать в отдел маркетинга успешной, но тихой и консервативной компании. Сначала она была очень активна, но постепенно ее глаза стали грустными и время от времени она начинала жаловаться, что ничего не меняется, а вот… и приводила примеры проектов у конкурентов. Постепенно ее высказывания, что ничего не меняется, конечно, стали всех доставать, но потребовалось почти шесть месяцев, чтобы это привело к конфликтам. Впрочем, критиковать коллег Ксюша начала намного раньше.
Надо сказать, что во время учебы в университете Ксюша жила в столице одна, родители ей не помогали, и она подрабатывала по ночам в баре. Семь ночей в месяц работала в потоке вечно молодых вечно пьяных, веселых и не очень, людей – и это не помешало ей закончить с отличием университет. Ксюша умела ладить с клиентами бара, общаясь с ними как с учителями, а с профессорами, похоже, она общалась как с не совсем трезвыми людьми, и все получалось отлично. Но после такой движухи работа в офисе – это как сенсорная депривация. Никаких конфликтов, никто тебя ничему не учит. Просто работай. Ксюша впала в депрессию. Планерки ее просто бесили.
Зачем эта история? Ксюша в какой-то момент перешла на удаленную работу, потом добавила еще одну. Нашла себе друга (диджея из бара) и вместе с ним время от времени меняет локацию проживания. Работает преимущественно удаленно. Да, когда она раза два в год оказывается на планерке, то реально рада всех видеть и воспринимает все с энтузиазмом. Практически перестала критиковать коллег.
Ксюша относительно быстро (за полгода) нашла, что ей стоит добавить в свою жизнь. Практически все, что она сейчас делает, она делает впервые. И это превращает ее жизнь в динамичную и насыщенную.
Жизнь всегда больше, чем работа.
Ваш мозг бессознательно не делит жизнь на работу, учебу, отдых и все такое. Он воспринимает всю ее как единое целое, и даже больше – свое «я» не как «отдельное я», а как связанное со многими системами иерархиями и социальными отношениями.
Достали планерки, после которых ничего не меняется? Круто! Начните делать то, что вы никогда не делали в жизни, а не только в офисе.
Если не умеете плавать – запишитесь в бассейн и обязательно к тренеру по плаванию, начните учить язык глухонемых, ну или хотя бы финский. Все что угодно! Но другое. Что вы никогда не делали, что будете делать в первый раз. И не завтра, а сегодня – потому что завтра значит никогда.
Читайте также: