В публикуемых на Авито Работа резюме появилась новая графа – «Могу выйти завтра».
Безработица в России снизилась до нового исторического минимума! 3,7% по итогам 2022 года! То есть, работа никому (практически) не нужна – все при деле. Более того, Росстат пришел к таким значениям, учитывая и людей в возрасте от 15 лет. По идее, работодатели сегодня, судя по статистике, должны за нами бегать и переманивать более высокими зарплатами и комфортными условиями труда, вылавливая хоть кого на проходных заводов и офисов, в общественном транспорте и даже в парках во время отдыха. По идее!
Да приступаю хоть завтра!
На Авито Работа в тестовом режиме заработал экспресс-найм сотрудников. Если у вас есть резюме на сервисе – можете (но не спешите, пока не дочитаете) поставить в этой графе галочку, которая будет четыре дня. Вам интересно, что она даст? Мы опробовали новые возможности и пришли к неожиданным выводам.
Ставя галочку в графе «Могу выйти завтра», вы сообщаете потенциальным работодателям, что абсолютно свободны и открыты для новой карьеры в их компании. То есть, уже завтра вы начнете решать рабочие вопросы на новом месте, и вас работодателю не придется ждать две недели, которые вы потратите на отработку в прежней компании. Все резюме с этой отметкой появляются в поиске работодателей после активации ими соответствующего фильтра.
Возможностью сообщить о своей доступности уже воспользовались 60 тысяч соискателей – они поставили галочку в строке «Могу выйти завтра». Но почти половина из них – соискатели из категории «Без опыта, студенты». То есть, простите, неквалифицированная рабочая сила. Зато другие 30 тысяч доступных – это опытные работники со стажем, не занятые в данный момент вообще ничем.
Я на время присоединился к ним, чтобы проверить новые возможности в сфере рекрутинга и опубликовал на сервисе шесть резюме с галочками в графе «Могу выйти завтра».
Каких работников можно искать спешно? Вряд ли это бухгалтеры, руководители, медики, юристы и так далее. В общем, чтобы получить шанс завтра же выйти на работу, мне нужно попытаться устроиться в тех сферах, где моя компетенция не вызовет вопросов, а сам я буду четко понимать, чего от меня ждут.
Было составлено шесть резюме:
- подсобник-разнорабочий – на стройку или склад, человек с опытом трех ремонтов собственными силами;
- водитель такси – автомобилист с 20-летним стажем и с пятью школами контраварийного вождения за плечами;
- охранник без лицензии – со 100-процентным зрением и навыками предупредительного вежливого общения;
- водитель-курьер – мужчина, способный загрузить в одиночку в ГАЗель 300-килограммовый вендинговый аппарат Saeco Diamante и выгрузить его на точку;
- PR-менеджер, умеющий ладить и писать тексты в разной стилистике;
- офис-менеджер, который знает и про плотность бумаги, и про ремонт кофемашин, и с вантузом обращаться умеет, и кулер способен заправить.
Две последние вакансии – посложнее: для чистоты эксперимента.
За сутки я получил четыре (!) просмотра шести своих резюме: один – подсобника-разнорабочего, один – водителя-курьера и два – офис-менеджера. И ни одного отклика.
То есть, завтра я, а возможно и вы, никому не нужен. А как же «3,7%», обещающие вакуум на рынке труда, возможность трудоустройства за день и популярность Авито?
Что ж, идем дальше.
Конкуренты-соискатели
Странно, но под своим резюме вы увидите не вакансии, на которые срочно требуются работники (для работодателей аналогичную кнопку «Требуется срочно» почему-то не сделали), и не долговисящие вакансии, которые никак не могут закрыть, не рекламу «проходных» мест с текучкой кадров, наподобие Дикси, Магнита и так далее, и даже не материалы по теме «Как быстро найти работу мечты». Там вы увидите «конкурентов» – резюме людей, претендующих на ту же работу.
Зачем? Чтобы я мог посмотреть на них и улучшить свое резюме? Снизил требования? Ужаснулся конкурсу и смирился? Не буду строить догадки (пока), но выглядит это как прессинг.
С бедняка по нитке
После составления резюме в разделе «Мои объявления» (напротив каждого резюме) Авито предлагает возможность увеличить количество просмотров. Цены я бы не назвал даже умеренными: увеличение просмотров в два раза в день стоит 59 рублей (плюс обязательное выделение цветом за 89 рублей), а в 20 раз – 398 рублей (плюс те же 89 рублей за цвет). Покупка просмотров на неделю «больше в 2 раза» обойдется в 199 рублей, а в 20 раз – в 1398 рублей.
Для человека, готового «выйти завтра», даже 59 рублей – большие деньги, так как, вероятнее всего, свой последний рубль он потратил вчера или не видел его уже несколько дней-недель-месяцев. Хотя на что только не толкает людей безнадежность! Но погодите… Если я умножу 0 просмотров на 2 или на 20, то получу… 0.
И что подразумевается под просмотрами? Мелькание в «братской могиле» прочих резюме по теме или заходы именно в мое резюме? На сайте объяснение этому не дается. В любом случае, количество просмотров не равняется конверсиям – это любой в TexTerra вам подтвердит. В продажах это можно исправить (и мы знаем, как это делать!), но тут для этого не дается никаких инструментов. Вы можете демпинговать, снижая ожидания по зарплате, улыбаться на фото и… всё.
Откуда «галка» прилетела
Зачем же Авито Работа ввела в резюме графу «Могу выйти завтра»? У меня есть две версии.
Первая. Дать инфоповод, чтобы СМИ написали о новой возможности получить работу уже завтра (вот мы написали). В результате на сайт может прийти больше соискателей, а вслед за ними – работодателей. У них завяжутся (или нет) отношения. Почему «нет»? Потому что о своем безнадежном положении сообщают только соискатели, да еще и с помощью выделения объявления цветом. У работодателя галочки «Срочно требуется» нет, как нет и возможности опубликовать вакансию бесплатно:
Не будем брать во внимание цену за отклики, так как любой опытный HR расскажет вам, что на вакансии сегодня приходят тысячи откликов, 80% из которых – от людей, жмущих «Откликнуться» на все подряд, и, в итоге, не годящихся для предлагаемой работы. Мне об этом рассказал наш заместитель HR-директора Юрий Пятаков, причем совершенно не по секрету.
Поэтому возьмем модель 342 рубля на 30 дней (не удивлюсь, если «в базе» будет 0 показов или 2, а остальное – за доплату). Крупные компании, которые ищут работников по объявлениям, размещают одновременно десятки вакансий, и это выгодно для Авито. В этой версии все хорошо, кроме фактора зеркальности: «Могу выйти завтра» – «Срочно требуется». Хотя бы только поэтому я не вижу в этом логики и конечной выгоды для всех, к чему всегда стремится любой агрегатор, любая доска объявлений, любой посредник. Так что больше нравится другая версия.
Вторая. Авито Работа выбрала для себя особую нишу на рынке рекрутинга. Никем пока не занятую. Площадка готова взять на себя роль поставщика кадров для «потогонных фабрик» – это места с очень плохими, социально неприемлемыми или даже незаконными условиями труда. То есть, если вы, вопреки предупреждению в начале статьи, уже поставили галочку в графе «Могу выйти завтра», будьте готовы к предложению подобной работы.
Конечно, подобный сервис раскрутится не в первый же день, а, возможно, и вовсе не зайдет, но не кажется ли вам, что согласие на работу без оглядки, тем более одностороннее, чем-то похоже на признание своего бессилия и отчаяния, а значит и согласие на зачисление в «потный легион»?
Следовательно, и работодатели должны быть соответствующими – у которых постоянная текучка кадров, равнодушие к проблемам работников и условиям их труда, которые непритязательны к уровню квалификации кадров (какая разница, кого перемалывать) и которые готовы платить за быстрый найм хоть кого, но на HeadHunter это слишком дорого.
Выдыхаем
Кажется, на Авито Работа таких работодателей (по крайней мере в большом количестве) сегодня нет. Меня никто не взял на перемолку. HR-специалисты, просмотревшие мои резюме, решили, что я вряд ли им подойду (этот уже отчаялся! – никчемный), и продолжили поиски достойного кандидата…
А что если – версия 3! – это вообще метод заранее отсеивать никчемных?
Читайте также:
9 главных признаков плохих онлайн-курсов: увидите – бегите!
Как проверить работу вашего менеджера по продажам
Низкая самооценка: 12 вопросов для проверки и 9 методик исправления