Еще пару лет назад никто не знал, кто такой Александр Чижов. Он появился в сфере SMM достаточно внезапно и сразу завоевал симпатию аудитории своим легким стилем, прекрасным чувством юмора и умением находить и создавать действительно качественный контент. Его паблик «Блог ленивого SMMщика» первым в своей нише получил огонь «Прометея» (и, кстати, имеет его сейчас, на момент выхода этого интервью). Я пообщалась с Александром по скайпу, расспросила про его карьеру в SMM, подход к продвижению и отношение к деньгам и инфобизнесу. Приятного чтения!
Расскажи, пожалуйста, для наших читателей, кто ты, как пришел в SMM, чем сейчас занимаешься?
Ну то, что меня зовут Саша Чижов, наверное, будет понятно из названия :) Сам я SMMщик. Три-четыре года уже в этой теме. Был главным редактором в SMM Planner, исполнительным директором сервиса Pepper.ninja, как фрилансер работал с разными проектами от детского конструктора до криптовалют. Уже два года руковожу SMM-агентством с достаточно большой командой крутых специалистов. Это сейчас моя основная занятость. Ну и дополнительно развиваю свое сообщество «Блог ленивого SMMщика» во «ВКонтакте» и Telegram.
А как все начиналось? Почему ты вообще решил заняться SMM?
Это длинная история, но я постараюсь ее сократить :) Я работал менеджером по продажам и параллельно сильно увлекался футболом. Был футбольным гиком в определенном смысле – разбуди меня среди ночи, я наизусть расскажу составы сборной СССР с 30-х до 80-х годов прошлого столетия. Ну и чисто по фану писал статьи на футбольном портале soccer.ru. Однажды мы с ребятами решили, что было бы неплохо как-то на нашей писанине начать зарабатывать. И мы создали футбольный паблик. Скинулись по две тысячи рублей и решили сами настроить рекламу. В итоге тупо слили деньги. И не поняли, почему так? Почему есть какие-то паблики-миллионники, а мы такие умные-гениальные так бесполезно и тупо слили деньги?
В общем, задело вас? :)
Да, задело ЧСВ. Мы были уверены, что мы сейчас запустим рекламу и у нас будет миллион подписчиков. Тем более что мы немножко поискали и почитали статьи, в которых было написано, что подписчик должен обходиться в 1–2 рубля (на те времена). А оказалось, что просто в никуда деньги ушли. Я начал искать книги, материалы. Подписался на Сергея Федюнина «Практика SMM», Дмитрия Румянцева «Интернет-маркетинг от А до Я», прочитал пару книг и понял, что это очень интересная ниша.
И начал фрилансером работать?
Да, получилось такое перепутье интересное. Я в свободное время с друзьями занимался редактурой для паблика, работал менеджером по продажам. И при этом заканчивал уже магистратуру в ЮЗГУ и собирался пойти служить по контракту вместо обязательной службы в армии. Я начал заморачиваться с документами. Когда собрал все, вплоть до отношения – написал заявление об увольнении.
Пока шел процесс увольнения, я как раз-таки и увлекся SMM. Решил: «Ну ладно, до сентября пара месяцев. Поиграюсь». Зашел во «ВКонтакте», набрал в поиске «требуется SMM-специалист», увидел примерно 5–10 вакансий, по всем написал, и все меня взяли на работу. То есть за один день я устроился на 5 работ))
Без опыта, без кейсов?
Вообще без всего. Просто переписывался с ними и, зная, что у меня нет никаких кейсов, заходил с другого угла. Я просто им говорил, что буду делать. И так выходило, что, сами того не ведая, они меня нанимали. То есть диалог строился так. Я говорил: «Вам нужно сделать вот это и вот это. Я это сделаю послезавтра. Через неделю будет вот это. А через месяц будет вот такой результат. Когда приступаем: сегодня, завтра или послезавтра?». Мне говорят: «Ну давайте завтра… Сколько это стоит?».
А я без понятия, сколько это стоит :) Мы с ребятами, менеджерами по продажам, которые рядом со мной сидели, собрались и приняли коллегиальное решение, что это должно стоить 20 тысяч рублей. Года четыре назад это было.
За один паблик?
Да, за один паблик. Просто за контент. Там даже рекламного бюджета не было. Клиент мне сказал: «Ой, ваши услуги так дорого стоят. Видимо, вы очень крутой специалист, но я пока много не могу предложить. Могу предложить 10 тысяч».
Для меня в принципе это было классно :) Одно дело – работать с 8 до 6 вечера в офисе за эти деньги. И другое – вести один паблик и делать один–два поста. То есть золотая жила какая-то открылась. Я набрал настолько много пабликов, что даже позвал своего друга пойти со мной работать (ни я, ни он не знали, что такое SMM), но он отказался. Сказал, что весь этот интернет-заработок кажется ему странным. В провинции это нормально. В итоге он пошел на завод, где до сих пор и работает. Локти кусает, я думаю))
А негатива от клиентов не было? Ты набрал 10 пабликов разных тематик и начал их вести без какого-либо опыта.
А как же. Первый же паблик я заблокировал через неделю. Бюджета рекламного не было, так что я решил накрутить тысяч пять подписчиков через сервисы накруток. Заблокировали через час после начала накрутки. Сейчас это смешно, а тогда я чуть не суициднулся. Благо, что техническая поддержка «ВКонтакте» оперативно среагировала и простила дурака, через сутки раблокировала. Клиенту сказал, что это атака конкурентов. Пользуясь случаем, Наталья, простите))
Еще у меня было 5 пабликов от холдинга «Секреты мастеров», который проводил вебинары по рукоделию, живописи, игрушкам и так далее. Основной паблик – «Декупаж. Секреты мастеров». Они стартовали с нуля. Им не нужна была реклама, им нужен был только контент, подписчиков приводили с e-mail рассылки. И у меня так поперло, что в первые два месяца своей работы они стали самыми популярными в своей нише. Самые классные были времена. Особенно первые полгода: я просто жил у компа, развлекаясь с рукодельницами за 50: обсуждали методы нанесения салфеток, техники золочения шкатулки и так далее.
Я подписана на твой паблик «Блог ленивого SMMщика» и вижу, что ты очень хорошо пишешь. У тебя этот навык с детства? Или ты ему где-то научился?
Меня об этом часто спрашивают, но у меня по этому поводу вообще нет никакого совета. Скажу больше – у меня так жизнь сложилась, что я не должен был писать. Когда учился еще в школе, всегда ставку делал на математику, точные науки, русский язык был настоящим испытанием. Если я пытался что-то слушать – старался не умереть от скуки, если не слушал – старался, чтобы меня не запалили, что я играю на телефоне. Так что «тройбан» в старших классах как бы намекал – даже не пытайся в буквы.
Но я много читал. В школьные годы много времени проводил в библиотеке. Уже в студенческие годы подсел на современную английскую литературу. Причем такую, которая не особо на слуху. Ходил в книжный магазин. Там были книги с большой уценкой, и я их скупал охапками и читал дома, на работе.
Потом написал первую статью на «Соккере» про футбол. Меня там разнесли в комментариях, потому что статья была отвратительного качества. И, опять же, было задето ЧСВ.
Я начал писать каждый день, начало получаться, я завел личный блог на анонимном сайте и начал создавать юмористический трэш-контент, копируя стиль американских комиков типо Луи СиКея, Билла Хикса и Джо Рогана. Когда я пришел в SMM, у меня за спиной уже были тонны написанного текста.
Так что совет получается банальный: вкалывайте.
А почему блог был анонимный? Для тебя важно оставаться инкогнито?
Да.
А зачем это тебе? Разве это не мешает продвижению?
Касаемо «зачем», это вопрос, наверное, к психологу, которого у меня пока нет :) Я сам толком не могу на этот вопрос ответить, хотя задают его часто. Мол, почему нет фотографий, ведь это негативно сказывается на продажах.
Не знаю, мне всегда нравилась скрытность, в принципе, и в обычной жизни я достаточно социофобичен. Не люблю, когда скапливается много людей, не люблю рассказывать о своей жизни. Я пытался вести свой Instagram, забил где-то через неделю, мне кажется очень неинтересной информация обо мне как о человеке, о моей бытовухе. Этого я всегда сторонился, и так получилось, что у меня был анонимный сайт. А когда пришел в SMM, у меня даже была ненастоящие фамилия и имя.
А сейчас настоящие? :)
Да, сейчас настоящие)) Заказчики стали на это указывать. Ладно, меня не видно, но другие фамилия и имя – это уже вызывало вопросы. Тогда я сдался))
А сейчас нет желания выйти на новый уровень, стать более публичным человеком?
Я еще в университете начинал выступать публично (в аспирантуре преподавал немножко), и мне это в принципе по кайфу было делать. Выступал пару раз на конференциях. SMM Camp в Сочи — прикольное было мероприятие, вроде неплохо выступил. По крайней мере, люди смеялись и общались со мной – для меня это важно.
Еще осенью выступал в университете московском, читал небольшой курс лекций по SMM. Но это такая история, небольшая. А что касается полноценного инфобизнеса, которым страдают некоторые коллеги, мне это тяжеловато дается.
Я очень удивляюсь людям, которые уверенно говорят о приобретенном опыте. Возводят его в какую-то константу. К примеру, я провел рекламную кампанию, у меня там что-то получилось, и я решил, что так будет получаться всегда. Постоянно какую-то волшебную таблетку искал. У меня была сотня проектов, и каждый раз я думал: «Ну вот, я нашел золотой алгоритм, по которому все можно настроить, и клиент будет получать прибыль». А потом оказывается на следующем проекте, что это все не работает.
Последний пример, который для меня разбил все теории, – одна из топовых киберспортивных команд, с которой я сейчас работаю. Когда мы провели аналитику, изучили аудиторию, реакции и так далее, то поняли, что там было полное нарушение всех современных SMM-догм. Самое активное время – ночь пятницы, субботы и воскресенья. И нужно под это подстраиваться. Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – все скучно и медленно, а в выходные ночью паблик оживает. И с аудиторией здесь нужно по-другому работать. Много негатива и слишком много школьников, которым только волю дай, они вспомнят все маты, которые освоили в переходах школьных.
Все постоянно меняется. Я не могу пока что на свои знания, которые приобрел, железно положиться, и пойти с ними делать какой-то курс, выступать постоянно. Очень большие риски для меня. Не хочется врать.
Знаешь, такое мнение редко услышишь :) Респект за это.
Спасибо.
Давай поговорим о твоем агентстве. Стандартная для рынка ситуация: к вам приходит заказчик, хочет продвижение за 10 тысяч рублей и чтобы туда входило: 5 уникальных постов в день, отработка негатива и еще куча разных обязанностей. Что ты делаешь с такими заказчиками?
Любой SMM-специалист с этим сталкивается. Здесь есть два пути, мы оба прошли.
Первый путь меркантильный, при котором ты говоришь: «Ну ладно. У тебя мало денег. Окей. Но я все равно их хочу». И ты начинаешь искать пути, при которых можно минимизировать свои расходы. Например, взять новичка на эту работу или сделать лайтовые тарифы, где мы отказываемся от предварительной аналитики, контент-стратегии и так далее. И мы это даже делали в агентстве. Но через месяца 2–3 отказались полностью. Почему? Потому что очень сильно страдает качество и получаются проекты, которыми не можешь гордиться. А вот этого вообще не хочется.
Когда у тебя 50 проектов, а ты показываешь только один – это самое плохое, что может быть в жизни SMMщика. Если у меня 50 проектов, я хочу показать каждый и им гордиться. Это сложная задача, финансово не особо верная, но меня интересует именно она.
Мы сейчас ушли в другую тему. Мы не берем маленькие заказы. Мы беремся за заказы с совокупным маркетинговым бюджетом хотя бы 100 тысяч рублей и делаем на совесть. Вовлекаемся полностью: новые форматы контента, новые форматы ведения. Растем не вширь, а вглубь.
Вы работаете по KPI? Привязываетесь к каким-то метрикам?
Конечно. Разные ниши приходят, и им всем надо что-то конкретное. Мы когда только начинали SMM-агентство, много работали с малым бизнесом и старались делать побольше перфоманса. И в процессе того, как мы это делали, к нам приходили клиенты, у которых были совсем другие задачи. Им нужно было вовлечение. Допустим, интернет-магазин крупный. Перфоманс наш им не уперся, что называется :) И мы поняли, что нужно к каждому проекту подходить индивидуально, и отсюда индивидуальные KPI.
К примеру, если ко мне приходит малый бизнес, то с ним все понятно. Ему нужно выстроить поток заявок, и там KPI является цена заявки. Но мы все равно следим и за его продажами: ведем ежедневную отчетность по всем продажам. Мы заполняем со своей стороны данные касаемо рекламы – сколько стоит переход, сколько стоит заявка. А заказчик вносит данные касаемо среднего чека, количества продаж и так далее. Мы это все контролируем для того, чтобы самим видеть ситуацию.
Бывает так, что заявок много, но они на какой-нибудь дешевый товар, и тогда выгода клиента теряется. А может быть наоборот – заявка дорогая, но зато она приносит ему достаточно большую прибыль. И вот здесь нужно правильно маневрировать с такими клиентами.
А есть другие клиенты. Допустим, крупный консалтинг, сектор B2B. Какая у них задача может быть? У них, скорее всего, будет HR-ская задача – нужно, чтобы люди шли к ним работать и видели, насколько это классная компания. Бывает и другая задача – показать кейсы своим потенциальным клиентам. И тут уже немножко другие KPI составляются. KPI могут быть по вовлечению, по качеству контента и так далее.
Как у вас делятся обязанности в команде?
Я вообще не шибко верю в универсальных SMMщиков. Сужу по себе. Мне изначально больше всего нравится креатив: создавать что-то новое, по-новому писать, по-новому отрисовывать. И когда я со своим креативом и взбалмошной головой полез в таргетированную рекламу, все вышло так себе. Я сидел и отрисовывал баннеры по 8 часов, ожидал восхищения толп, а на деле эффективнее работала какая-нибудь стоковая «рыжая девочка» с кривым текстом. Таргетированная реклама – это полностью аналитика. Я бы даже сказал, математика. И креатив там не всегда в тему. Главное – анализ и исполнительность: составить медиа-план, разбить аудиторию на сегменты и так далее. И именно поэтому я всегда склоняюсь к контенту. Написать пост я могу быстро, а настраивать рекламу буду неделю.
И у нас разделение четкое в агентстве. У нас даже по направлениям есть разделение. Есть контентщики, которые хорошо делают проекты на вовлечение: умеют делать всякие конкурсы, шарады, интерактивы и кайфуют от этого. А есть контентщики, которые хорошо делают проекты на продажу: умеют делать рекламные описания, call to action, продавать через контент, одним словом. Также у нас есть таргетологи, комьюнити-менеджеры, аккаунты, дизайнеры. В общем, весь спектр.
Давай поговорим про деньги :) Ты мне писал в личных сообщениях, что неплохо сейчас зарабатываешь, но почему-то пришел к выводу, что не в деньгах счастье. Можешь об этом рассказать?
Здесь история стандартная для любого провинциала, который ударился в интернет-маркетинг. По крайней мере, я это вижу со стороны у других своих провинциальных коллег.
Небольшая история из жизни, которая прям впилась мне в память. Когда я работал в продажах, еще до SMM, помню, как ехал по улице в Курске на Volkswagen Passat 91-го года, тысяч за 80, встал на светофоре – и около меня встал джип за миллиона 3, наверное. И пока я стоял на светофоре, рассчитывал в голове, как мне в Курске при моей зарплате в 20 тысяч купить себе этот «Инфинити». Какой у меня должен быть карьерный рост, когда я должен переехать в Москву, начать зарабатывать 100–150 тысяч рублей. И по моим расчетам лет 30 на это понадобилось бы. Помню, как печаль нахлынула.
В SMM, конечно, сразу понеслось. Я уже сказал, что у меня сразу было много проектов. Они хорошо платили. Через месяца 2–4 в SMM я вышел на 1000 долларов в месяц. И если для Москвы в этом нет ничего особенного, по меркам провинциального города это успех :) Это, конечно, такой юмор, но смысл в том, что на любой тусовке я чувствовал себя богатеньким Ричи.
Через год–полтора в целом я уже мог купить тот джип, я стал зарабатывать достаточно большие деньги, но в определенный момент понял, что погоня за деньгами мешает моему профессиональному росту, росту как личности.
В октябре 2017 года было время, когда я одновременно был и исполнительным директором Pepper Ninja, и главным редактором SMM Planner, и директором SMM-агентства и при этом еще занимался выступлениями и своим блогом. То есть зарабатывал я, может, и хорошо, но это съедало всю мою жизнь. Не оставалось времени на творчество, креатив и отдых. Сейчас я занимаюсь только агентством, это повлекло, конечно, за собой определенные финансовые потери, но я чувствую, как каждый день мы все круче, и дайте пару лет, рванем на всю страну.
Ты работаешь в офисе с 9 до 6, как обычно? Или у тебя какой-то другой график?
Все начиналось с фриланса, которым я очень гордился (как и все начинающие фрилансеры). Казалось бы, работай, когда хочешь. Но на самом деле ты работаешь целый день каждый день.
У меня был такой период в жизни, когда я просто безвылазно сидел дома и вкалывал. Выходил из дома раз в неделю, и то, это было слишком хорошо. Потом я для себя понял, что нужен какой-то нормированный график, и я его даже для себя сделал – в 8 вечера я должен был уезжать на тренировку, и это задавало какую-то норму.
Сейчас я работаю в офисе. При том, что я сам себе директор и мог бы при желании приходить после обеда в офис, либо вообще не ходить. Но я прихожу без опозданий. Сам себе назначил 9:00. Значит, в 9:00 я должен быть в офисе. Выспался, не выспался – неважно. Бежишь, торопишься и садишься в кресло.
Понятно! Давай теперь немного углубимся в специфику SMM. У меня есть несколько вопросов, которые наверняка интересуют нашу аудиторию. Первый: как понять бизнесу, в каких социальных сетях ему нужно продвигаться?
Сейчас есть три основные социальные сети, в которых все продвигаются: «ВКонтакте», Facebook и Instagram. В «Одноклассниках», с каким бы бизнесом мы ни заходили, всегда получали хорошую вовлеченность. Здесь и количество заявок может быть огромным, но к покупкам это не вело никогда. Выйти на нормальный уровень продаж в «Одноклассниках» мне пока не удавалось. Пока :)
В общем, три социальных сети, с которых мы всегда начинаем общение. Хотя, даже четыре. Telegram можно относить сейчас к социальным сетям или это все-таки мессенджер? Какая сейчас позиция у просвещенных мужей?
Мы относим.
Ну, тогда и я буду относить :) Тогда получается четыре: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Telegram. С них мы всегда и начинаем, когда приходит проект. Смотрим на бизнес через призму «Инстаграма» и «ВКонтакте». Если у него визуально вкусный продукт, есть хорошие фотографии, все это хорошо поставлено, то идем в Instagram. Что к этому можно отнести? Женская одежда, кожаные изделия, hand made.
А если у меня завод по производству шлакоблоков?
А какая задача у завода с точки зрения SMM?
Продажи. Хочу, чтобы заказчики находили меня в «Инстаграме».
Я бы начал с вопроса: «Какая ситуация с «Директом», контент-маркетингом, выступлениях на ивентах?».
Вот эти каналы для B2B все равно работают лучше. То есть когда кто-то из них идет в SMM, обычно это значит, что есть проблема масштабирования проекта. Трафика и заявок не хватает, и они используют дополнительные каналы. Вот в этом случае можно идти в социальные сети. А если не выстроен «Директ», контент-маркетинг и ивенты, я бы не стал вообще браться.
Если вопрос масштабирования – в этой тематике хорошо работает личный блог руководителя завода, который рассказывает о своей работе. Аккаунт типа «просто завод» – нет, не канает. А вот Антон Зайцев в «Инстаграме», у которого есть и личная жизнь, и профессиональная, и он постоянно делится каким-то интересным контентом – вот это уже нормальная история.
Еще может сработать личная страница в «Фейсбуке» такого же плана. Но в «Фейсбуке» проблема масштабирования: на личную страницу там трафик проблематично привести, приходится исхищряться.
То есть если у тебя B2B и ты хочешь попытаться найти клиентов в SMM, формат личного блога – очень даже ничего.
Как ты относишься к кросспостингу? Ты за то, чтобы делать уникальный контент для каждой социальной сети или что-то можно зеркалить?
Я считаю, что кросспостинг в 90 % случаев для бизнеса намного лучше, чем попытки делать уникальный контент для каждой социальной сети. Вопрос в другом – какой у вас кросспостинг.
Вообще есть три подхода к постингу:
- Частичный кросспостинг. Когда есть единая контент-стратегия и некоторые изменения в рубриках в силу особенностей социальных сетей. Есть форматы контента, которые не работают, допустим, в «Инстаграме». Мы их там не постим. Есть форматы, которые лучше работают в «Инстаграме» – мы делаем на них ставку. Это оптимальный план.
- Уникальный контент под разные соцсети. Когда делается отдельная контент-стратегия для каждой социальной сети. К примеру, для «Инстаграма» делается аккаунт личного бренда, а в «Фейсбуке» делается аккаунт компании. То есть две уникальные контент-стратегии. Такое тоже возможно.
- Полный кросспостинг. Тут все просто. Сделал один пост и не глядя – во все сети. Вот это уже плохо. Нужно учитывать различия социальных сетей и то, как там аудитория общается, в противном случае будет стыдно.
Уникальная контент-стратегия под каждую социальную сеть предполагает затраты. И если это малый бизнес, то ему в этом нет никакой необходимости. Частичный постинг является основой.
Часто говорят о том, что аудитории сильно пересекаются. Мы проводили небольшие внутренние исследования на эту тему. На самом деле, если у тебя трафик на твоих социальных страницах приведен с таргетированной рекламы, то пересечение практически нулевое, не более 10 %.
Поэтому нет никакой необходимости делать для каждой социальной сети отдельный контент. Я слежу за рынком и вижу, что все к этому пришли более или менее. Даже крупные организации делают плюс-минус везде одинаковый контент.
Спасибо за ответ. Твое сообщество «Блог ленивого SMMщика» получало отметку «Прометея». Верно? Расскажи об этом.
Да. Среди блогов SMMщиков оно первым получило «Прометея». И для меня это было удивительно, потому что я в тот момент не шибко много занимался сообществом. Честно признаюсь, у меня вообще не было времени. Я был в шоке.
Что ты начал делать после того, как увидел отметку?
Я начал изучать паблики, у которых есть «Прометей», смотреть, что с ними происходит. Заметил пару фишек, которые поясняют принципы работы этого алгоритма.
Например, перед тем как ты получаешь «Прометея», тебе «ВКонтакте» на твой контент набрасывает целевой трафик (это прям видно в статистике хорошо) и смотрит, что из этого получится.
Если нет отдачи от аудитории, то «ВКонтакте» считает, что пока рано. Если есть отдача, то он дает тебе «Прометея». Я просто с этим сталкивался на коммерческих проектах. Нам удавалось так раскачать внутреннюю активность, что «Прометей» обращал на нас внимание, мы видели скачок трафика, но в силу того, что сообщество коммерческое и контент там тоже коммерческий, аудитория, которую давал «ВКонтакте», не реагировала, и «Прометея», следственно, я тоже не получал.
То есть важна реакция: комменты, лайки, репосты?
Да. Есть хитрецы, которые пытаются раскачать активность в сообществе в надежде получить «Прометея». И даже если у них ER бешеный получается в итоге, они его не получают. И долго думают, почему. А проблема именно в том, что когда «ВКонтакте» сам тебе накидывает трафик органический, у аудитории нет никакой реакции. Опять же, я не утверждаю, просто для себя так заметил – когда отдачи нет, «Прометей» сворачивается и отказывается тебя продвигать.
Дальше, после получения «Прометея», важно было сделать хороший первый пост. Первый пост – это тоже небольшой твой экзамен. Неважно, через день он будет или через три. На этот пост «Прометей» будет накидывать много трафика. И именно первый пост определит, как будет дальше алгоритм с тобой работать: либо он будет много трафика тебе давать, либо минимизирует. Зная это, я сделал подборку статей – она у меня до сих пор в закрепе стоит. То есть первый пост я сделал очень полезный. Моя аудитория и аудитория, которую накинул мне «ВКонтакте», хорошо отреагировала, и я получил много трафика. Ну а потом «Прометей» заканчивается, и тебе присылают отчет в личные сообщения об этом периоде.
И в итоге? Что он тебе дал? Подписчиков, заявки или вообще ничего не дал?
Подписчиков прибавилось. Вовлеченность стала выше, но не потому что «Прометей» хорошо сыграл, а, скорее всего, потому что в момент прихода «Прометея» я изменил контент-стратегию. Поэтому сложно судить. Он точно дал мне охват, подписчиков… А вот на других проектах, допустим, коммерческих, роста продаж мы никогда не видели. Мне кажется, это связано с тем, что аудитория приходит не особо релевантная. «ВКонтакте» закидывает достаточно большой пласт людей, но релевантность этой аудитории часто вызывает большие сомнения.
Можно вопрос личного характера? :) Ты писал, что у тебя вспыльчивый характер. Но я с тобой сейчас общаюсь и совсем не чувствую этой вспыльчивости. Наоборот, ты мне кажешься очень милым, добрым. Как так?
На самом деле, мне это зачастую сильно вредит. Я в принципе при обычном общении довольно открытый и общительный человек. Но к проектам я отношусь как перфекционист, иногда перегибаю.
Меня не интересуют деньги. Мне важно, чтобы проект, над которым я работаю, был лучшим в своей нише. То есть если мы приходим в нишу кожаных изделий, значит, наш проект будет лучшим в нише. И он сейчас лучший :)
Мне не нравится, когда мои проекты в чем-то уступают ближайшим конкурентам. Меня это очень раздражает и бесит.
Не берешь такие проекты?
Не, заранее ж не скажешь, что у нас что-то не пойдет. Это уже в процессе понимаешь.
Бывает такое, что я беру проект, создаем с ребятами уникальную контент-стратегию с крутейшими идеями, и у нас не получается его вывести на тот уровень, на который мы хотим. И вот тогда, конечно, я нервничаю.
Я слишком глубоко погружаюсь в проекты. Слишком много сил им отдаю, чтобы это все запороть. Поэтому я очень ревностно отношусь к тому, что происходит, и могу, когда заказчик, например, не предоставляет материалы, позвонить лично, поругаться, сделать все, чтобы материалы появились.
Если другой предприниматель, глава агентства, больше печется об эмоциях заказчика в напряженной ситуации и ему не важны результаты, главное, чтобы клиент заплатил за второй месяц, то меня второй месяц не так сильно волнует, никогда не было проблем с количеством заявок.
Меня волнует только результат. К нам приходит клиент, который хочет быть супербогатым, и мы очень хотим ему в этом помочь. Чтобы стать лучшими в нише, нам нужно работать вместе. Если предпринимателю или руководству компании впадлу заниматься своим бизнесом, то мы, получается, все свои силы просадили впустую, и я от этого испытываю разочарование.
Я тебя очень хорошо понимаю.
Я думаю, это частая история, но просто есть люди, которые могут это у себя сдерживать, не замечать. А я частенько на такое реагирую и ничего не могу с собой поделать.
Вот, например, в марте мы потеряли где-то полляма оборота из-за конфликта с руководителем одного агентства, которое к нам обращалось за SMM-услугами.
Работали где-то полгода, терпели закидоны руководителя агентства, ни дня не занимавшегося продвижением в социальных сетях, спорили, но в итоге делали крутой контент.
В марте мы с ними вместе получили клиента – мировой бренд бытовой техники, пару недель после этого я с командой аналитиков и контентщиков вкалывали, анализировали конкурентов, выкатили стратегию на страниц 100–200 с реально прорывными идеями контента в нише, строили планы по покорению мира.
Представители бренда согласовали стратегию, мы сделали контент-план и уже готовились к старту. И что ты думаешь? За день до начала работ мне пишет аккаунт-менеджер и говорит, что весь контент-план изменен. Вообще весь. Заходим в правки экселя, видим, что все посты вручную стерты и за ночь заменены этим самым руководителем на какое-то банальное г***о. Я спрашиваю: «Это что вообще?» В ответ: «Делайте так, как я написала».
Сказать, что у меня бомбануло – ничего не сказать. Мы за неделю расторгли все отношения, теперь сижу и смотрю, как они хоронят все, что мы создали.
Вполне ожидаемо.
Да. Такие люди есть. Я, к сожалению, не умею находить с ними общий язык.
Я считаю, что если мне доверили, то я головой отвечаю за успех проекта. И я с командой отвечу, мы слишком повернуты на рекламе, чтобы провалиться на ровном месте. Но, пожалуйста, не мешайте нам делать вас лучшими в нише.
И вот сейчас, после этого расставания, сидишь и как-то обидно за себя и руководство бренда. Они, я уверен, и не догадываются, что произошло и почему все не так, как когда-то обещалось на встрече. А проекту ха-на. Так и живем.
Понятно. Ну что, Саш, у меня последний вопрос. Оставила его на сладенькое. Давай поговорим с тобой про инфобизнес. Ты тут обмолвился, что в будущем придешь туда, но при этом ты его ненавидишь. Можешь рассказать, какие у тебя с ним отношения?
Ой, это тяжелый вопрос :) Касаемо того, почему я в него приду рано или поздно, то у меня просто нет выбора.
Нам приходится постоянно искать контентщиков в агентство, потому что разные проекты приходят с разными задачами и разными тематиками. Было время, когда я пытался брать опытных специалистов. И, к сожалению, с ними получалось работать хуже, чем с теми, кого я беру с нуля.
С человеком, который вчера закончил филфак, проще сделать качественный результат, чем с человеком, который три года проработал в отрасли. Потому что человек, который три года проработал в отрасли, имеет определенную профдеформацию. Он привык работать так, как он работал. Шаг влево, шаг вправо делать ему намного сложней.
А у нас все-таки агентство, которое делает контент эмоциональный, влюбляющий, с душой. Под это нужно готовить людей.
Мне приходится примерно раз в месяц искать людей, их обучать, много времени на это тратить, а у них, допустим, жизненные цели и мотивы меняются. Или, что чаще всего, контентщики сливаются, когда видят, какой объем работы мы делаем на проектах. Народ же думает, что контент-специалист – это сел, придумал с бухты-барахты пять постов и раскидал на неделю.
Мы же еще до запуска целую неделю анализируем конкурентов, разрабатываем стратегии, планы работ, контент-планы, заполняем чек-листы…
И через эту воронку постоянно проходят люди. Тратишь силы, время, а на выходе ничего не получаешь. В общем, надо обучать массово.
Это будут курсы чисто для поиска сотрудников для вашей компании или любой желающий сможет их пройти?
Любой. Просто тем, кто сам проявил интерес к работе с нами, мы будем предлагать сотрудничество. Малая задача в том, чтобы найти себе людей, с которыми мы будем работать, а глобальная задача – обучение контент-маркетингу. Если люди ко мне пойдут, то нужно обучать хорошо и качественно. А это мои силы и время, за то и другое надо платить. Поэтому это и есть инфобиз. Никуда от него не денешься.
Ну все-таки это будет не стандартный инфобиз?
Ты знаешь, говорят, от судьбы не зарекайся. Как понесет крышу, что называется. Я знаю много людей, которые уходили в инфобизнес адекватными нормальными ребятами и не возвращались :)
Шучу, конечно, но ведь дело не в том, что это инфобиз, а в том, кто его и как делает.
Почему я сейчас не люблю инфобизеров?
Я в отрасли работаю очень много, очень стараюсь, очень болею тем, что происходит. И до сих пор у меня больше вопросов, чем ответов. Иногда мне даже страшно сказать кому-то, как и что делать. Потому что каждый проект по-своему индивидуален. И те догмы, которые мы пытаемся прописать, часто разбиваются именно об эту индивидуальность. Но! Есть целое стадо инфобизеров, причем я их знал, когда они еще только-только делали первые шаги в SMM и никогда в принципе SMMщиками высокого уровня не были, которые эти догмы с уверенным лицом, абсолютно железным, пытаются продавать людям.
Когда я слышу про контент, что он должен выходить в определенной пропорции: 70 % развлекательного и 30 % полезного. В общем, матрицы разные, их сейчас много. У меня всегда возникает вопрос: «Откуда вы нахрен это взяли?». Покажите мне 10 проектов, которые по этой модели работают и эффективны.
Я прям вижу этих людей, которые сидят и высчитывают проценты :)
Да, это меня просто убивает. Утром должен выйти вот такой пост, в обед – вот такой, вечером – вот такой. Что?! Я в таком шоке на это все смотрю, поэтому, конечно, у меня к ним соответствующее отношение.
Недавно у меня был заказчик.
Мы ему настроили таргетированную рекламу, и буквально через полчаса после запуска он мне пишет: «Так, ребят. Я смотрел курс известного таргетолога (не буду называть фамилию). И он сказал, что должно быть 8 креативов и 12 сегментов». Я, конечно, сейчас утрирую по цифрам, но смысл такой. «Почему у вас не так?» – говорит. «Почему у вас больше креативов и меньше сегментов?» Очень серьезно, уверенно идет ко мне с этими данными. Я спрашиваю: «А на чем основаны эти цифры?» Я сам математик по образованию. Мне просто интересно, каким путем эти цифры были получены. На что он, конечно, замялся.
Все инфобизнесмены говорят что-то свое, и часто это не подкреплено опытом. Я видел рекламные кампании некоторых преподавателей, и они хотя бы половину из того, что сами говорят, реализовывали. Уже было бы прекрасно :)
Так что дело даже не в инфобизе, я не люблю обман инфобизеров, а его слишком много. Причем зачастую они знают, что обманывают, но им надо дать какой-то материал, который можно превратить в чек-лист. Так же проще обучить, проще домашнюю работу проверить и денег с этого поиметь. Говоришь ученикам сделать 8 объявлений в качестве домашнего задания. Они сделали. Все, молодцы. А качество этих объявлений – да бог с ним.
И самообман, потому что они сами зачастую не обладают опытом, чтобы об этом говорить. У меня сотрудник проходил курс по воронкам в «Фейсбуке». Препод балаболит часами и говорит, что надо сделать в chatfuel. После занятия парень заходит в сервис и не находит функционала для реализации задачи. Спрашивает у преподавателя — тот сливается с ответа, ибо сам даже ни разу это не проворачивал. Ну и о чем мы говорим?
И третье, за что их не люблю, – помпезность. Это ужасное качество. Выпячивание того, сколько он заработал и так далее. Некрасиво просто.
Саш, спасибо тебе огромное. Мне было очень приятно с тобой пообщаться. Со многими твоими мыслями и подходами согласна. Многое откликалось прям. Спасибо и удачи тебе.
Спасибо, это очень взаимно!