Эффективны ли онлайн-курсы, и можно ли после их прохождения найти работу? НИУ ВШЭ и «Яндекс.Практикум» узнали, как выпускники находят работу и каких результатов достигают после обучения. Делимся данными этого и других исследований рынка онлайн-образования.
Больше половины россиян проходили или проходят онлайн-курсы
Согласно исследованию EdMarket, Talent Tech и «Нетологии», в 2019 году почти ⅔ россиян старше 18 лет, живущих в крупных городах, проходили онлайн-курсы. Основная их цель – обучиться отдельным практическим навыкам в своей профессии, об этом заявили 27 % респондентов. Сменить профессию хотят 6 %, открыть свой бизнес после обучения – 4 %, обучиться отдельным навыкам в другой профессии – 4 %, получить навыки деловой коммуникации – 4 %, расширить круг связей – 1 %.
Интересно, что эксперты называют текущий период развития рынка онлайн-образования развивающимся: пользователи только знакомятся с системой обучения через интернет, а курсы и школы только адаптируются под запросы пользователей.
Основной потребитель онлайн-курсов – женщина 25 лет
Она бизнесвумен, руководитель или специалист, которая хочет получить новую профессию, разобраться в себе и людях или вести здоровый образ жизни.
Источник: Talent Tech
Возрастная категория наших студентов – от 25 до 40 лет. Так выходит, потому что молодые люди еще не видят в дополнительном образовании какой-то ценности: они еще учатся в университетах, не видят реальной ситуации на рынках труда и не до конца понимают, чем действительно хотят заниматься.
Средний чек на дополнительное профессиональное образование – 32 700 р.
Это стоимость курсов по маркетингу. Для сравнения, средний чек за языковой курс – 9 874 р.
Среди россиян популярны курсы в сфере финансов и медицины, живописи, красоты и личностного роста.
71,1 % выпускников онлайн-курсов находят работу по специальности
И половина трудоустройств происходит в первые 2 месяца. Часть студентов устраивается на работу еще до окончания курса.
Для сравнения, больше половины выпускников вуза по специальности не работают: сервис «Работа.ру» выяснил, что по профессии, которую получили в университете, работают всего 36 % респондентов. 40 % не работали по специальности вообще, а 24 % сменили карьерный вектор.
По моим наблюдениям, большинство студентов изначально уже заинтересованы в развитии конкретного проекта либо в личностном росте. Чаще всего это владельцы малого бизнеса, эксперты, которые хотят работать на себя, или наемные сотрудники.
Например, на технические курсы, подразумевающие монотонную работу (я говорю преимущественно о SEO и создании сайтов) редко попадают случайно. В основном студенты этих направлений – люди с техническим образованием программиста или аналитика. Те, кто проходит эти курсы, в основном заранее знают, как будут применять полученные навыки в работе. Поэтому процент трудоустройств после курсов высок.
Мы проводили опрос выпускников школы и сформировали статистику трудоустройства студентов направлений профессионального компьютерного образования, которые учатся 2,5 года:
- 90 % студентов к моменту защиты диплома уже работают по выбранному профилю;
- 54 % студентов находит свою первую работу еще в процессе обучения.
Средняя зарплата выпускников – 66 000 р. в месяц
Больше всего выпускники зарабатывают в Москве, что вполне ожидаемо: здесь медианная зарплата составляет 80 000 рублей. В регионах она достигает 50 000 р.
Больше всего зарабатывают аналитики – 80 000 р.
Дальше идут веб-разработчики (78 500 р.), специалисты по Data Science (72 500 р.), тестировщики (60 000 р.) и фронтенд-разработчики (50 000 р.).
Войти в IT можно без опыта
70,4 % выпускников находят работу, не имея специального опыта, а 78 % начинают карьеру в IT, даже не имея технического образования.
Кстати, женщины находят работу в IT даже чаще мужчин: 81,1 % респонденток смогли похвастаться такими результатами. 74,1 % мужчин тоже смогли устроиться IT.
Повезло людям разных возрастных категорий:
- до 29 лет – 81,7 %;
- 30-39 лет – 76,3 %;
- 40 и более лет – 60,7 %.
Что касается интернет-маркетинга, зайти в эту сфере легче всего через продвижение в социальных сетях. Это понятно: направление интересное и популярное. Для каждого типа личности в этой сфере найдется применение. Любишь общаться – велком в комьюнити, есть склонность к расчетам и анализу – тебе прямая дорога в таргетологи. Наверное, этим и обосновывается большой спрос на курс «SMM-специалист» и другие узконаправленные курсы.
Уже проходили онлайн-курсы? Поделитесь опытом!
Если в нашей студии открыта вакансия дизайнера, то у 70 % соискателей в резюме есть строчка о прохождении тех или иных онлайн-курсов. Таких людей стало больше с развитием сферы онлайн-образования в целом, плюс тренд на такой формат обучения существенно усилился за последний год.
Факт прохождения курсов соискателем не является сам по себе аргументом «за» или «против». Гораздо интереснее портфолио и личность человека. Если говорить об уровне полученного образования, то, по нашим наблюдениям, он достаточно низкий. Так, у большей части дизайнеров, которые не имели реального практического опыта работы, в портфолио стандартный набор из 3-4 работ не самого высокого качества, с большим набором самых базовых ошибок.