Госдума в третьем чтении приняла закон об административной ответственности за назойливую рекламу по телефону. Вскоре спамерам придется платить штрафы:
- физлицам от 10 тыс. до 20 тыс. руб.,
- должностным лицам от 20 тыс. до 100 тыс. руб.,
- юридическим лицам от 300 тыс. до 1 млн руб.
Но не весь спам будет считаться таковым. Людям продолжат рассылать электронные письма и звонить. Безнаказанно. И дело тут в согласии на рассылки, которые мы могли подписать или не отказаться.
Также нельзя звонить людям через автодозвон или автоматические рассылки.
Кроме спам-звонков законопроект ужесточил штрафы для банков и микрофинансовых компаний за неполную информацию о процентных ставках по кредиту. Закон о рекламе обязывает кредитные организации прописывать в рекламных объявлениях диапазон процентной ставки – не только минимальный размер, но высокий процент за займ. За нарушения тоже предусмотрены штрафы:
- для должностных от 40 тыс. до 100 тыс. руб. (сейчас от 20 до 50 тыс. руб.),
- для юридических лиц от 600 тыс. до 1,6 млн руб. (сейчас 300−800 тыс. руб.).
Дарья Косс, юрист онлайн-бизнеса:
«За спам-звонки привлечь можно, если адресат не давал согласие на получение таких информационных звонков. К спаму относятся ненужные адресату электронные послания, рекламные письма и прочее, рассылаемое по интернету, электронной почте или мессенджерам.
Чтобы легально заниматься спам-рассылками, организация должна получить от адресата согласие на получение рекламных сообщений. Для этого адресат либо на сайте, либо при заполнении анкеты или формы должен поставить соответствующую галочку, либо подписать распечатанное согласие. Кстати, теперь надо упоминать в тексте согласия и конкретно звонки. Если адресат такого согласия не подписывал, он может пожаловаться в ФАС.
Соглашаться на рассылку и получение рекламных сообщений и звонков — это дело добровольное. Если адресат такого согласия не давал, лучше его не беспокоить, так как такое беспокойство может стоить очень дорого для организации».
Методы защиты от спама
Есть два способа избавиться от нежелательных звонков:
- Использовать защиту внутри операционной системы смартфона.
- Установить специальные приложения.
Защита от спама с внутри ОС смартфона
- Блокировка спама в телефоне. Простой способ, который работает, если у вас есть номер телефона звонящего, чтобы добавить его в черный список. Либо это можно сделать после звонка – нужно нажать появляющуюся по окончании разговора кнопку «Заблокировать» или отправить в «Черный список». Как правило, эта опция присутствует на любом телефоне. Но есть нюанс: особо настойчивые позвонят с другого номера.
- Блокировка номеров, которых нет в списке контактов. Если вас совсем замучили звонками, можно настроить блокировку всех незнакомых номеров не из списка контактов. Например, активировать опцию на Android можно так: «Настройки» — «Блокировка и Фильтры» — «Задать правила». У способа есть недостаток — можно пропустить действительно важный звонок.
- Проверка номера вручную. Это дольше, но почему бы и нет. На специальных сайтах есть база номеров спамеров и мошенников. Нужно зайти на такой сайт, ввести в поиске номер телефона и получить результат. Еще можно почитать отзывы пользователей, которым звонили с этих номеров на Кто-звонит.рф или ЧейНомер?.
2. Защита от спама с помощью приложений
Для надежной защиты от спама можно использовать приложения, в том числе российских производителей.
- Яндекс с Алисой. Приложение есть в мобильной версии Яндекса. Опция активируется голосом: «Алиса, включи определитель номера!». В настройках можно выбрать, от каких компаний не блокировать звонки. Подойдет для смартфонов на Android 6.0 и выше. Минус программы — нельзя распознать входящий вызов с личного мобильного устройства.
- Kaspersky who calls. Популярная программа для защиты персональных данных. На бесплатном тарифе показывает всю информацию про звонящего: название, репутация и степень надежности компании. Подозрительные номера можно внести в базу данных самостоятельно. На тарифе Premium доступно распознавание нежелательных номеров без подключения к сети. Есть опция уведомления о получении вирусных SMS.
- Truecaller. Определяет неизвестные номера и распознает автоматически адресата SMS. Если у ваших друзей тоже есть Truecaller, вы можете звонить друг другу бесплатно. Есть опция резервного копирования истории звонков, контактов и настроек на Google.Диск. Синхронизация телефонной книги помогает узнать, как вы записаны у других пользователей. Чтобы защитить личные данные от посторонних глаз, можно поставить допзащиту сообщений при помощи кода или отпечатка пальца.
- 2ГИС. Бесплатное приложение, которое быстро определяет название звонящей вам организации. Чтобы активировать опцию определения неизвестного номера, нужно в настройках приложения найти вкладку идентификации вызовов и переключить его на 2ГИС. После этого включите интернет и запустите программу, чтобы загрузить базу номеров.
Кому пожаловаться на спам
Федеральный Закон №38-ФЗ «О рекламе» запрещает рекламировать что-либо без согласия потребителя, звонить в ночное и нерабочее время. Если вас беспокоят спамеры, нужно обратиться в Роскомнадзор, ФАС или к своему мобильному оператору.
На сайте Роскомнадзора есть форма заявки, можно приложить запись разговора со спамером. В зависимости от ситуации, РКН предупреждает спамера или выписывает штраф.
В ФАС нужно писать письмо на электронную почту delo@fas.gov.ru или отправить обычное бумажное письмо. Но лучше поступить иначе.
Чтобы пожаловаться оператору мобильной связи, нужно заполнить форму на том же сайте ФАС по этой инструкции. После рассмотрения вашей заявки спамер может быть оштрафован. Но помните, если окажется, что вы давали конкретно этой организации согласие на рассылку вам рекламных и информационных сообщений, то штрафа не будет.
Читают также:
Asana — все: 12 бесплатных сервисов на замену