mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Заказать звонок

«Золотое яблоко» – уже не лучшее. Прилетел штраф за лексику

Список слов, которые обойдутся вашей компании довольно дорого (если только вы не закладываете наказание от ФАС в стоимость рекламы).

«Золотое яблоко» – уже не лучшее. Прилетел штраф за лексику
Дата публикации: 3 февраля 2022
Милана Борисова
2 374
Время чтения: 13 минут
«Золотое яблоко» – уже не лучшее. Прилетел штраф за лексику Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

На днях Челябинское УФАС признала нарушителем закона о рекламе ретейлера «Золотое яблоко». Компании грозит штраф до 500 тысяч рублей. Суть нарушения – в использовании слова «лучший». На одном из федеральных каналов крутили рекламный ролик «Золотого яблока» с текстом: «Для девчонок Эппл Голд — это как для пчелок мед. Ну и ассортимент там лучший в мире, если что».

Полная версия ролика, за который было оштрафовано «Золотое Яблоко» (фраза с 1:27)

Как известно, в рекламе нельзя говорить, что ты лучший. Но многие компании, в том числе крупные, с огромными и очень профессиональными юридическими службами, идут на нарушение закона.

Самое простое объяснение – пока на тебя пожалуются, пока будет идти рассмотрение дела, реклама успеет сработать. И штраф в 100-500 тысяч кажется совсем не таким страшным за использование запретного (но эффективного) приема.

Возможно, бюджет на штраф изначально закладывался в бюджет рекламной кампании. Если про рекламу поговорят не только из-за пчелок, но и из-за штрафа, охваты только увеличатся.

Компания «Золотое яблоко» на момент публикации не ответила на запрос комментария.

Азы рекламы 2022: почему нельзя просто так говорить, что вы лучшие

Нельзя просто так взять и сказать, что ты самый-самый. С большой долей вероятности доказательства понадобятся к словам, подчеркивающим превосходство над конкурентами (список ниже далеко не полный):

  • номер один;
  • первый;
  • лучший;
  • лидер;
  • главный;
  • самый;
  • единственный;
  • уникальный;
  • непревзойденный;
  • бесспорный.

За соблюдением закона следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Текущий список требований к рекламе можно изучить здесь. Если вы нарушили, можете отделаться легко – получить предписание убрать рекламу. Если повезет меньше – то получить штраф, в каждом регионе он свой, от 100 до 500 тысяч рублей.

Кого уже наказывали за «лучших»

Список ниже доказывает, что крупные компании нарушить закон о рекламе «случайно» не могут – слишком много было прецедентов.

1. Delivery Club – из-за фразы «доставка еды №1 в России»

Реклама Delivery Club в проекте «Что было дальше?»

Реклама Delivery Club на канале LABELCOM в проекте «Что было дальше?» (7,49 млн подписчиков)

Московское УФАС в 2021 году обвинило сервис Delivery Club и компанию Medium Quality (выпускает «Что было дальше?») в нарушении закона о рекламе. Фразу «доставка еды №1 в России», которая прозвучала во время рекламы в одном из выпусков шоу посчитали некорректной. Обе стороны ФАС обязала прекратить распространение рекламы. Реклама удалена.

2. Реклама препарата «Супрадин» компании «Байер»

Штрафы за рекламу – свежие примеры

Реклама витаминного комплекса «Супрадин», с официального канала компании удалена

Реклама препарата производства АО «Байер» шла весной 2020 года в эфире телеканала «Карусель» и сообщала, что у препарата самая сильная формула, а дозировка в нем выше в три раза, чем у многих.

Такая информация основывается на сравнении дозировок препаратов «Супрадин», «Компливит» и «Витрум». Полного доказательства приведено не было, «Байер» оштрафован на 200 тысяч рублей.

3. Реклама препарата «Терафлю» компании «ГлаксоСмитКляйн Хелскер»

Штрафы за рекламу – свежие примеры

Реклама препарата «Терафлю» на телевидении признана некорректной

Речь о рекламе препарата в эфире телеканала «Звезда» в январе 2021 года. Сравнение «Терафлю» с другими лекарственными препаратами, применяемыми при кашле и простудных заболеваниях, является некорректным, постановила Комиссия ФАС. Использованы выражения «самый» и «препарат №1 в рекомендациях специалистов». Компании грозит штраф от 200 до 500 тысяч рублей.

4. Реклама препарата «Гексорал-аэрозоль» компании «Джонсон & Джонсон»

ФАС нарушение закона о рекламе – примеры

Кадр из рекламного ролика «Гексорала», сам ролик удален

В 2019 ФАС назначила Johnson&Johnson в России штраф в 200 000 рублей за рекламу лекарства «Гексорал», гарантирующую положительное действие препарата и называющую его «болезнетушителем № 1».

5. Наружная реклама МГУ

Нарушение закона о рекламе – МГУ

На здании был размещен баннер «МГУ – лучший вуз России». Источник фото – сайт МГУ

В 2019 году ФАС вынес постановление снять плакат со здания Московского Университета с текстом «МГУ – лучший вуз России». Арбитражный суд Москвы 7 марта 2018 года отметил, что использование в информации приведенных слов фактически означает «наличие иных лиц (товаров), которые хуже (не являются первыми, не могут характеризовать себя в качестве “номера один”, не самые, не только, не единственные), чем само лицо, распространившее данную информацию или его товар». МГУ подало иск с оспариванием решения, но он не был поддержан судом, и рекламу пришлось демонтировать.

6. ЦУМ: наружная реклама

ФАС нарушение закона о рекламе – примеры

Реклама ЦУМа размещалась на московских автобусах

ФАС в 2018 году возбудило дело против ЦУМа за некорректную рекламу: торговый дом размещал на московских автобусах баннеры «Лучший выбор; лучшие цены». Нарекание к рекламе: нет доказательств, что в ЦУМе выбор и цены лучше, чем где-либо еще. Кстати, ЦУМ имеет еще несколько взысканий за некорректную рекламу.

7. Риелторская компания «Этажи»

Новосибирская компания «Этажи» в 2014 году опубликовала рекламную статью, где пишет о себе: «самая профессиональная риелторская компания». ФАС при разбирательстве не нашла доказательств в пользу «самой профессиональной». Компания сослалась на цитату из реального отзыва, но служба ее не приняла. Компании предписано изменить рекламу.

ФАС нарушение закона о рекламе – примеры

Риелторская компания отделалась предписанием убрать рекламную статью, где восхваляет свой профессионализм

8. Компания «Грузовичкоф»

ФАС нарушение закона о рекламе – примеры

«Грузовичкоф» намеренно разместил доказательства низких цен так, что они были нечитаемыми

На компанию в 2018 году была подана жалоба на формулировку «самые низкие цены». «Грузовичкоф» заявил, что формулировка основана на исследовании компании, ссылка на которые нанесена в правом нижнем углу. Служба ФАС даже провела опрос: можно ли разглядеть ссылку? Посетители сайта проголосовали, что нет. Компания проиграла спор.

9. Клиника из Челябинска

ФАС нарушение закона о рекламе – примеры

Добавить слово «пожалуй» недостаточно, чтобы обойти предписания закона

В 2018 году в Челябинскую УФАС поступила жалоба на главный баннер сайта медицинской клиники от жителя города, и служба решила, что реклама не соответствует закону, потому что нет критериев для сравнения. Компания апеллировала к слову «пожалуй», но это не убедило службу. Вынесено предписание убрать формулировку.

Что важно знать

Практика показывает, что недостоверной будет признана реклама, которая:

  • содержит не соответствующие действительности сведения;
  • недоказанные сведения;
  • слишком старые или плохо собранные доказательства;
  • плохо читаемые доказательства.

Часто рекомендуют использовать «смягчающие» слова вроде «пожалуй», «кажется» и т. д., но они вряд ли будут приняты во внимание при вынесении решения. Делайте это на свой страх и риск, но на штраф все же можно нарваться.

Самый простой способ сказать, что вы чем-то лучше конкурента – говорите об этом с конкретикой. Не «У нас самые низкие цены», а, например, «В феврале 2022 у нас самые низкие цены на картофель за всю историю магазина». В законе нет конкретного описания – «вот эти слова использовать можно, а эти нельзя». Лучшей подсказкой будет изучение новостей на сайте вашего регионального управления антимонопольной службы.

Оглавление
Сейчас читают

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

Закажите бесплатную консультацию

Оставьте свои контакты,
мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка заполнения!