Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Если захотелось сладкой жизни: как зарабатывать на тортиках и рецептах с помощью Instagram

10 сентября 2020 Юлия Скопич
Время чтения: 15 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Если захотелось сладкой жизни: как зарабатывать на тортиках и рецептах с помощью Instagram Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Уйти с работы, освоить новую сферу деятельности и найти аудиторию в Instagram – такой путь проделала кондитер Анастасия Попова и готова поделиться своим опытом с другими начинающими мастерами.

Здравствуй, Настя! Расскажи, как долго ты работала журналистом.

– В сфере я около 15 лет. Окончила факультет журналистики ЕГУ им. И. А. Бунина и устроилась в издательский дом «Липецкая газета». Это была сильная школа! Так сложились обстоятельства, что спустя 3 года работы мне пришлось перейти в другое структурное подразделение издательского дома. Как раз тогда я увлеклась выпечкой тортов и безнадежно ими «заболела». Готовить я любила всегда, а 5 лет назад моя любовь к этому делу начала расти в геометрической прогрессии.

Сначала я выложила несколько фотографий своих кулинарных изделий в личном аккаунте во «ВКонтакте», а через некоторое время знакомая заказала торт на день рождения племяннице. Это был мой первый заказ. Декор я сделала из мастики – детские туфли и мишку. К сожалению, фотография не сохранилась, но помню, что справилась с заказом без труда. Так я начала совмещать хобби с журналистикой. Сарафанное радио заработало, а оно – главный помощник в поиске клиентов, особенно для начинающих мастеров.

Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так
Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так
Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так
Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так
Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так
Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так

Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так

Сколько стоят твои торты?

– Первые изделия я продавала по 2 000 р. за 2 кг с учетом декора. Сейчас за такой же по весу торт я получаю 3 000 р. Декор оплачивается отдельно и стоит, в зависимости от сложности, от 500 до 1 000 р.

Себестоимость торта рассчитывается, исходя из многих составляющих. Только на ингредиенты я обычно трачу от 1 000 до 2 000 р. К этому стоит добавить расход электроэнергии, воды, транспортные издержки... Важно также грамотно оценить затраченные усилия. Я для этого смотрю работы конкурентов, изучают их прайс-листы, сравниваю со своим мастерством. Только после этого устанавливаю цену. Правилам продажи, в которые входит и подсчет затрат, обучают на специальных мастер-классах. Это своего рода секрет кондитеров.

В сезон праздников, наверное, сарафанное радио не умолкает. Как ты переживаешь этот период?

– Праздники, особенно зимние, – самый сложный и одновременно денежный период для многих кондитеров, но я никогда не ставила работу во главу угла, поэтому не зарабатываю золотые горы в праздники. Стараюсь порадовать близких, а в заказах отдаю предпочтение постоянным клиентам. Для меня семья – это главное в жизни, и, если я понимаю, что придется сильно обделить вниманием мужа и сына, откажусь от заказа.

Необычное решение. А как соблюдаешь гигиенические нормы?

– У меня нет и не было специального помещения для работы над заказами. Я готовлю дома, на кухне. Стараюсь поддерживать идеальную чистоту: убираю несколько раз в день. Обязательно надеваю фартук, шапочку и одноразовые перчатки. Знаю, что у некоторых кондитеров есть домашние животные, но для меня это неприемлемо. Волос, обнаруженный клиентом в торте, – страшный сон, но шерсть – худший из возможных кошмаров.

Для клиентов готовлю также, как для себя, а я та еще привереда!

Какие ошибки изначально допускала?

– О! Их было много. Расскажу несколько историй.

Самую большую опасность для новичков представляют родственники и друзья. В начале пути ты набиваешь руку, делаешь для них торты бесплатно. Это нормально. Но важно вовремя сузить круг любителей халявы. Для меня это стало самой большой проблемой.

Однажды у меня заказала торт подруга мамы. Почему-то она решила, что я должна сделать его бесплатно, а я отправила ей прайс. Через пару часов после получения заказа она сообщила, что торт никому из 12 гостей не понравился. После этого я сократила количество людей, для которых готовлю бесплатно.

К слову, торт был сделан по мотивам батончика «Сникерс», он по сей день пользуется большим спросом среди моих клиентов. В тот раз я допустила ошибку – выбрала начинку на свой вкус. Клиент должен сделать это самостоятельно из списка, который предложит кондитер.

Еще одна ошибка, которую я допустила в этой истории, – не взяла предоплату. Потому что был риск, что «тетя Мотя» не приедет. В итоге денег за работу я так и не увидела.

Другая история про промахи – про перевес. Когда ты делаешь торт большего размера, чем вы оговорили заранее, клиент не обязан переплачивать. Мне потребовалось немало времени, чтобы научиться рассчитывать продукты. Так, однажды я приготовила торт весом 6,5 кг вместо заявленных 5 кг и продала его практически по себестоимости.

Я совершала немало других ошибок, которые в итоге помогли мне стать хорошим кондитером:

  • Не понимала, что важно прояснить все подробности. Обговаривать стоит даже то, что торт необходимо везти осторожно и хранить в холодильнике, а не на подоконнике или балконе.
  • Обговаривала заказы по телефону, а не в соцсетях. Бывает, что, получив уже готовый торт, клиент начинает утверждать, что хотел не ту начинку или не тот декор. Переписка – доказательство вашей правоты.
  • Покупала ингредиенты к каждому заказу, а не впрок. Сейчас я закупаю большими партиями продукты, которые долго хранятся и быстро расходятся. Например, беру шоколад не по 500 г, а по 2–3 кг, а сливочное масло – не по 180 г, а по 1–2 кг. Муку, сахар беру по 5 кг, и мне хватает их примерно на неделю. Яйца покупаю упаковками по 30 штук, потому что на приготовление одного торта их нужно около 10.

Дома у меня всегда есть четыре продукта: мука, сахар, сливочное масло и яйца, потому что они входят в основу практически всех десертов. Закупаюсь в определенных кондитерских магазинах, офлайн и онлайн, где качество продуктов меня устраивает. Во многих из них мне делают скидки как постоянному клиенту.

  • Боялась, что клиенты разбегутся, стоит мне поднять цены. Это не так: на любой товар найдется свой покупатель. Важно просчитать себестоимость каждого изделия и трезво оценить затраченные усилия. К слову, на приготовление одного торта уходит от 6 до 12 часов, разбитых на 2–3 дня.

Однажды я поняла, что продавать торты – не совсем то, чем хотелось бы зарабатывать, так как заявленные цены не соответствуют моему уровню работы, а дороже в городе никто не купит. К этому времени количество подписчиков в Instagram заметно увеличилось, и я начала осваивать новую нишу – авторские рецепты. Сейчас редко делаю торты на заказ.

Как можно заработать на рецептах?

– Как и на тортах – продавать. Судя по активности подписчиков в Instagram, по моим рецептам готовят кондитеры от Калининграда до Владивостока, есть даже отзывы из Израиля, Испании, Бразилии, Болгарии. Почему бы на этом не зарабатывать?

Я с самого начала решила, что не буду готовить по чужим рецептам, так как у меня слишком много идей. Сейчас я работаю над двумя сборниками. Когда закончу, запущу рекламные посты и буду продавать. По отдельности рецепты уже можно купить. Каждый будет стоить от 350 до 500 р. в зависимости от степени сложности. Сборники, где будет десять рецептов, выйдут дешевле – около 1 000–1 500 р.

При составлении сборника ставлю себя на место обычной хозяйки, которая хочет порадовать близких. Поэтому описываю каждый шаг подробно, стараюсь не добавлять сложные ингредиенты. В этом заключается преимущество моих рецептов.

Сейчас ты выкладываешь рецепты бесплатно. Отвыкнуть от этого твоей аудитории будет нелегко. Не боишься потерять подписчиков?

– Такой риск есть. Я не планирую полностью переходить на платный контент. Что-то все еще буду публиковать бесплатно, а некоторые рецепты из сборника планирую разыгрывать среди подписчиков.

Недавно запустила розыгрыш торта «Сливовый король», в начинку которого входят сливы. Условия простые: быть моим подписчиком, лайкнуть 3 последних фото на странице, а под постом о розыгрыше написать «хочу рецепт» и отметить своего друга в Instagram. На следующий день с помощью специального приложения выбрала 3 победителей, объявила их и рассказала, как могут приобрести рецепт остальные желающие. Покупатели пишут в «Директ» каждый день.

Расскажи, почему ты начала продвигать свои услуги через Instagram.

– Долгое время я его игнорировала. Не знала, что соцсеть дает так много возможностей для карьерного роста. Зарегистрировалась в феврале 2019 года по совету знакомой, которая тоже увлекается выпечкой. Начала разбираться и затерялась в постах о бисквитах, кремах, начинках, техниках декора.

За 1,5 года работы на этой площадке привлекла 14,5 тыс. подписчиков. Кстати, не только тортами. Также выкладываю рецепты печенья, пирогов, чизкейков, булочек, зефира и прочих лакомств. Люди ищут их по хештегам и приходят ко мне на страницу. Сейчас в среднем каждый мой пост просматривает от 500 до 2 000 человек.

Однажды я выложила в свой профиль торт, приготовленный по мотивам батончика «Сникерс», и частично опубликовала рецепт, который придумала сама. Через некоторое время ахнула от удивления: незнакомые люди в подписчиках, сообщения с просьбой поделиться рецептом полностью. Оказалось, что крупный кондитерский паблик сделал на меня ссылку, и мой «Сникерс» загулял по Instagram.

Только за пару дней мой пост набрал десятки лайков. Сейчас их больше 120, а просмотров – сильно больше. После этого я пересмотрела свое отношение к этой фотосети, начала красиво не только готовить, но и фотографировать.

Поделись советами по работе с Instagram и «ВКонтакте».

– Во «ВКонтакте» я выкладываю фотографию своего кулинарного изделия и пишу, что рецепт опубликован в моем профиле в Instagram. Стараюсь развить свою страницу в социальной сети. Для этого нужно:

  • Грамотно оформить профиль и периодически делать посты-знакомства: клиент должен видеть, кто стоит за контентом.
  • Быть активным. Не только регулярно делать посты, но и проводить конкурсы, акции, розыгрыши, предлагать бонусы.
  • Выкладывать качественные фотографии, сопровождать их цепляющим текстом. Делать интересные посты мне помогает опыт работы журналистом.
  • Проставлять актуальные по теме деятельности хештеги. Если кто-то захочет, к примеру, сделать булочек к чаю, он наберет «#булочкирецепт» или что-то подобное. Если рецепт не будет сопровождаться хештегом, его не найдут.
  • Вызывать подписчиков на диалог, а для этого задавать вопросы, просить совета, поднимать житейские темы. Разговорить собеседника я тоже научилась благодаря журналистскому опыту.
  • Своевременно отвечать в «Директе» и комментариях, иначе клиент уйдет к другому кондитеру.
  • Делиться отзывами клиентов.
  • Не забывать про рекламу. Я ее не покупала, но участвовала в бартерной рекламе с другими блогерами, то есть мы бесплатно пиарили друг друга в своих постах.

Был и другой опыт. Например, заключала соглашение с книжным онлайн-издательством «Академия кулинарного искусства». Они подарили мне 2 книги известных шеф-поваров. Я готовила по их рецептам и писала об этом посты, а издательство публиковало мои фотографии в своем профиле. Разумеется, с указанием авторства.

Однажды со мной связался магазин пекарского вулканического камня. Подарил мне свой камень, а я упоминала его в своих постах.

У меня были партнерские отношения с кондитерским магазином. Готовлю из их ингредиентов с использованием их инвентаря, а они дают на меня ссылки в своем профиле и выплачивают 5 % от покупок, которые совершают мои подписчики по специальному промокоду.

Так я стараюсь не столько заработать, сколько привлечь как можно больше заинтересованных в кондитерском деле подписчиков. Для заработка, как я уже говорила, – продажа авторских рецептов и тортов, но последнее – в меньшей степени. Когда участвую в бартере, активность на моей странице заметно повышается, но насколько – я не считала.

  • Быть честным. Иначе клиент не вернется.

Какие еще способы продвижения используешь?

– Публикуюсь в журнале для кондитеров, который распространяется только через Instagram и «ВКонтакте». Каждый анонс номера, в котором опубликована моя работа, приводит ко мне подписчиков, так как редакция обязательно делает ссылки на мастеров.

Кроме того, разрешаю публиковать свои рецепты в крупных кондитерских пабликах, участвую в конкурсах, которые они устраивают. Планирую начать участвовать в марафонах в качестве спикера. Предложения уже поступали, но пока решаю технические проблемы.

Почему ты решила оставить журналистику?

– Сначала пыталась совмещать: уезжала в обеденный перерыв домой, чтобы сфотографировать при дневном свете очередной торт, а пекла ночью, после работы и домашних хлопот. Потом поняла, что основная работа мешает заниматься любимым делом, и уволилась из издательского дома.

Но ведь в кондитерской сфере большая конкуренция. В чем твоя фишка?

– Их несколько. Например, это начинки, которые я придумываю сама, отрабатываю на своей семье и только после этого предлагаю заказчикам. Еще одна фишка – качественные фотографии и душевные посты. Многие кондитеры делают обычный снимок на подоконнике и выкладывают его в своем профиле. Я же уделяю большое внимание и тексту. Обязательно придумываю название торту, периодически подключая к этому подписчиков, рассказываю, почему выбрала такую начинку. История может быть и отстраненной. Например, недавно я поделилась в посте проблемой – сломались сразу два миксера. Многие подписчики не только посочувствовали, но и начали подсказывать, прибор какой фирмы лучше приобрести.

Дай, пожалуйста, несколько советов по фуд-фотографии.

– Это непростой вопрос. Но я попробую.

  • Знаю, что сейчас многие забросают меня камнями, но я советую снимать на зеркальный фотоаппарат. Мобильная камера не дает нужного объема.
  • Профессиональный свет иметь не обязательно, но к нему надо стремиться. Например, можно купить кольцевую лампу, чтобы не зависеть от дневного света.
  • Снимать надо не под прямыми солнечными лучами, а при дневном рассеянном свете, который бывает в облачную погоду. Здесь на помощь придут профессиональные приборы или обыкновенные шторы.
  • Светоотражатель можно не покупать, а сделать самостоятельно из плотного большого листа бумаги белого или серебристого цвета. Он ставится с затемненной стороны объекта.
  • Фотофон можно купить, а можно тоже сделать самостоятельно, как поступила я. Взяла несколько досок и перекрасила, как мне надо. Фон должен быть естественным: либо из природных материалов, либо качественно сделанный под них.
  • Реквизит необходим. Это могут быть нейтральных цветов тарелки, тортовницы, ножи, вилки, ложки, мягкие кухонные полотенца и т. д. Я предпочитаю ретро-стиль, и чем старее выглядит вилка, тем я счастливее.
Так я фотографировала раньше
Так я фотографировала раньше

Так я фотографировала раньше

Так я фотографирую сейчас, и на снимках изображены не только торты.
Так я фотографирую сейчас, и на снимках изображены не только торты.

Так я фотографирую сейчас, и на снимках изображены не только торты.

Вдруг кто-то из наших читателей заглянет в твой профиль и увлечется выпечкой. С чего начать?

Есть три основные площадки, которые я советую для «раскрутки»:

  • Instagram,
  • «ВКонтакте»,
  • YouTube.

Также можно создать свой сайт и выкладывать там основной контент, а в соцсетях его пиарить. Я делаю ставку на Instagram, так как заметила, что моя целевая аудитория находится там, «ВКонтакте» – это личная страница, где собраны, прежде всего, родственники и друзья.

Сейчас много курсов, где обучают кондитерскому делу. Проходить их или нет – зависит от ваших умений и фантазии. Мне пока достаточно бесплатной информации в интернете.

Однажды я задумала торт «Сказочный пенек», но столкнулась с проблемой оформления коры. Начала искать, как решают ее другие кондитеры, и узнала, что есть специальные платные мастер-классы «Шоколадная кора». Я не стала их покупать. Изучила информацию из общего доступа, подключила фантазию, и все получилось. Но кому-то будет проще купить мастер-класс.

Instagram – отличная площадка для обучения. Кондитеры со стажем проводят платные и бесплатные мастер-классы, делятся лайфхаками. Например, я черпаю для себя много нового у Натальи Бондаренко, Ирины Козловой, Юлии Сахаровой и фуд-фотографа Екатерины Тумановой.

Так что могу дать такой совет: не спешите покупать знания. Максимально пользуйтесь информацией, которая находится в общем доступе, и опирайтесь на опыт других кондитеров.

Еще один совет: читайте книги по саморазвитию. На меня, например, сильно повлияла книга «Стив Джобс. Биография» Уолтера Айзексона. Когда я ее открыла, пошутила: «Ну, Стив Джобс, научи меня зарабатывать деньги». Когда закрыла, во мне кипела буря, потому что Стив Джобс научил страстно любить свое дело, идти за мечтой, оставаясь верной себе.

Юлия Скопич
Автор: Юлия Скопич
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Пора выходить на серьезный рынок. Разработаем фирменный стиль, которому не будет равных. Посмотрите наши кейсы! Посмотреть
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных