Уйти с работы, освоить новую сферу деятельности и найти аудиторию в Instagram – такой путь проделала кондитер Анастасия Попова и готова поделиться своим опытом с другими начинающими мастерами.
– Здравствуй, Настя! Расскажи, как долго ты работала журналистом.
– В сфере я около 15 лет. Окончила факультет журналистики ЕГУ им. И. А. Бунина и устроилась в издательский дом «Липецкая газета». Это была сильная школа! Так сложились обстоятельства, что спустя 3 года работы мне пришлось перейти в другое структурное подразделение издательского дома. Как раз тогда я увлеклась выпечкой тортов и безнадежно ими «заболела». Готовить я любила всегда, а 5 лет назад моя любовь к этому делу начала расти в геометрической прогрессии.
Сначала я выложила несколько фотографий своих кулинарных изделий в личном аккаунте во «ВКонтакте», а через некоторое время знакомая заказала торт на день рождения племяннице. Это был мой первый заказ. Декор я сделала из мастики – детские туфли и мишку. К сожалению, фотография не сохранилась, но помню, что справилась с заказом без труда. Так я начала совмещать хобби с журналистикой. Сарафанное радио заработало, а оно – главный помощник в поиске клиентов, особенно для начинающих мастеров.
Фото моего первого торта не сохранились, но сейчас мои работы выглядят вот так
– Сколько стоят твои торты?
– Первые изделия я продавала по 2 000 р. за 2 кг с учетом декора. Сейчас за такой же по весу торт я получаю 3 000 р. Декор оплачивается отдельно и стоит, в зависимости от сложности, от 500 до 1 000 р.
Себестоимость торта рассчитывается, исходя из многих составляющих. Только на ингредиенты я обычно трачу от 1 000 до 2 000 р. К этому стоит добавить расход электроэнергии, воды, транспортные издержки... Важно также грамотно оценить затраченные усилия. Я для этого смотрю работы конкурентов, изучают их прайс-листы, сравниваю со своим мастерством. Только после этого устанавливаю цену. Правилам продажи, в которые входит и подсчет затрат, обучают на специальных мастер-классах. Это своего рода секрет кондитеров.
– В сезон праздников, наверное, сарафанное радио не умолкает. Как ты переживаешь этот период?
– Праздники, особенно зимние, – самый сложный и одновременно денежный период для многих кондитеров, но я никогда не ставила работу во главу угла, поэтому не зарабатываю золотые горы в праздники. Стараюсь порадовать близких, а в заказах отдаю предпочтение постоянным клиентам. Для меня семья – это главное в жизни, и, если я понимаю, что придется сильно обделить вниманием мужа и сына, откажусь от заказа.
– Необычное решение. А как соблюдаешь гигиенические нормы?
– У меня нет и не было специального помещения для работы над заказами. Я готовлю дома, на кухне. Стараюсь поддерживать идеальную чистоту: убираю несколько раз в день. Обязательно надеваю фартук, шапочку и одноразовые перчатки. Знаю, что у некоторых кондитеров есть домашние животные, но для меня это неприемлемо. Волос, обнаруженный клиентом в торте, – страшный сон, но шерсть – худший из возможных кошмаров.
Для клиентов готовлю также, как для себя, а я та еще привереда!
– Какие ошибки изначально допускала?
– О! Их было много. Расскажу несколько историй.
Самую большую опасность для новичков представляют родственники и друзья. В начале пути ты набиваешь руку, делаешь для них торты бесплатно. Это нормально. Но важно вовремя сузить круг любителей халявы. Для меня это стало самой большой проблемой.
Однажды у меня заказала торт подруга мамы. Почему-то она решила, что я должна сделать его бесплатно, а я отправила ей прайс. Через пару часов после получения заказа она сообщила, что торт никому из 12 гостей не понравился. После этого я сократила количество людей, для которых готовлю бесплатно.
К слову, торт был сделан по мотивам батончика «Сникерс», он по сей день пользуется большим спросом среди моих клиентов. В тот раз я допустила ошибку – выбрала начинку на свой вкус. Клиент должен сделать это самостоятельно из списка, который предложит кондитер.
Еще одна ошибка, которую я допустила в этой истории, – не взяла предоплату. Потому что был риск, что «тетя Мотя» не приедет. В итоге денег за работу я так и не увидела.
Другая история про промахи – про перевес. Когда ты делаешь торт большего размера, чем вы оговорили заранее, клиент не обязан переплачивать. Мне потребовалось немало времени, чтобы научиться рассчитывать продукты. Так, однажды я приготовила торт весом 6,5 кг вместо заявленных 5 кг и продала его практически по себестоимости.
Я совершала немало других ошибок, которые в итоге помогли мне стать хорошим кондитером:
- Не понимала, что важно прояснить все подробности. Обговаривать стоит даже то, что торт необходимо везти осторожно и хранить в холодильнике, а не на подоконнике или балконе.
- Обговаривала заказы по телефону, а не в соцсетях. Бывает, что, получив уже готовый торт, клиент начинает утверждать, что хотел не ту начинку или не тот декор. Переписка – доказательство вашей правоты.
- Покупала ингредиенты к каждому заказу, а не впрок. Сейчас я закупаю большими партиями продукты, которые долго хранятся и быстро расходятся. Например, беру шоколад не по 500 г, а по 2–3 кг, а сливочное масло – не по 180 г, а по 1–2 кг. Муку, сахар беру по 5 кг, и мне хватает их примерно на неделю. Яйца покупаю упаковками по 30 штук, потому что на приготовление одного торта их нужно около 10.
Дома у меня всегда есть четыре продукта: мука, сахар, сливочное масло и яйца, потому что они входят в основу практически всех десертов. Закупаюсь в определенных кондитерских магазинах, офлайн и онлайн, где качество продуктов меня устраивает. Во многих из них мне делают скидки как постоянному клиенту.
- Боялась, что клиенты разбегутся, стоит мне поднять цены. Это не так: на любой товар найдется свой покупатель. Важно просчитать себестоимость каждого изделия и трезво оценить затраченные усилия. К слову, на приготовление одного торта уходит от 6 до 12 часов, разбитых на 2–3 дня.
Однажды я поняла, что продавать торты – не совсем то, чем хотелось бы зарабатывать, так как заявленные цены не соответствуют моему уровню работы, а дороже в городе никто не купит. К этому времени количество подписчиков в Instagram заметно увеличилось, и я начала осваивать новую нишу – авторские рецепты. Сейчас редко делаю торты на заказ.
– Как можно заработать на рецептах?
– Как и на тортах – продавать. Судя по активности подписчиков в Instagram, по моим рецептам готовят кондитеры от Калининграда до Владивостока, есть даже отзывы из Израиля, Испании, Бразилии, Болгарии. Почему бы на этом не зарабатывать?
Я с самого начала решила, что не буду готовить по чужим рецептам, так как у меня слишком много идей. Сейчас я работаю над двумя сборниками. Когда закончу, запущу рекламные посты и буду продавать. По отдельности рецепты уже можно купить. Каждый будет стоить от 350 до 500 р. в зависимости от степени сложности. Сборники, где будет десять рецептов, выйдут дешевле – около 1 000–1 500 р.
При составлении сборника ставлю себя на место обычной хозяйки, которая хочет порадовать близких. Поэтому описываю каждый шаг подробно, стараюсь не добавлять сложные ингредиенты. В этом заключается преимущество моих рецептов.
– Сейчас ты выкладываешь рецепты бесплатно. Отвыкнуть от этого твоей аудитории будет нелегко. Не боишься потерять подписчиков?
– Такой риск есть. Я не планирую полностью переходить на платный контент. Что-то все еще буду публиковать бесплатно, а некоторые рецепты из сборника планирую разыгрывать среди подписчиков.
Недавно запустила розыгрыш торта «Сливовый король», в начинку которого входят сливы. Условия простые: быть моим подписчиком, лайкнуть 3 последних фото на странице, а под постом о розыгрыше написать «хочу рецепт» и отметить своего друга в Instagram. На следующий день с помощью специального приложения выбрала 3 победителей, объявила их и рассказала, как могут приобрести рецепт остальные желающие. Покупатели пишут в «Директ» каждый день.
– Расскажи, почему ты начала продвигать свои услуги через Instagram.
– Долгое время я его игнорировала. Не знала, что соцсеть дает так много возможностей для карьерного роста. Зарегистрировалась в феврале 2019 года по совету знакомой, которая тоже увлекается выпечкой. Начала разбираться и затерялась в постах о бисквитах, кремах, начинках, техниках декора.
За 1,5 года работы на этой площадке привлекла 14,5 тыс. подписчиков. Кстати, не только тортами. Также выкладываю рецепты печенья, пирогов, чизкейков, булочек, зефира и прочих лакомств. Люди ищут их по хештегам и приходят ко мне на страницу. Сейчас в среднем каждый мой пост просматривает от 500 до 2 000 человек.
Однажды я выложила в свой профиль торт, приготовленный по мотивам батончика «Сникерс», и частично опубликовала рецепт, который придумала сама. Через некоторое время ахнула от удивления: незнакомые люди в подписчиках, сообщения с просьбой поделиться рецептом полностью. Оказалось, что крупный кондитерский паблик сделал на меня ссылку, и мой «Сникерс» загулял по Instagram.
Только за пару дней мой пост набрал десятки лайков. Сейчас их больше 120, а просмотров – сильно больше. После этого я пересмотрела свое отношение к этой фотосети, начала красиво не только готовить, но и фотографировать.
– Поделись советами по работе с Instagram и «ВКонтакте».
– Во «ВКонтакте» я выкладываю фотографию своего кулинарного изделия и пишу, что рецепт опубликован в моем профиле в Instagram. Стараюсь развить свою страницу в социальной сети. Для этого нужно:
- Грамотно оформить профиль и периодически делать посты-знакомства: клиент должен видеть, кто стоит за контентом.
- Быть активным. Не только регулярно делать посты, но и проводить конкурсы, акции, розыгрыши, предлагать бонусы.
- Выкладывать качественные фотографии, сопровождать их цепляющим текстом. Делать интересные посты мне помогает опыт работы журналистом.
- Проставлять актуальные по теме деятельности хештеги. Если кто-то захочет, к примеру, сделать булочек к чаю, он наберет «#булочкирецепт» или что-то подобное. Если рецепт не будет сопровождаться хештегом, его не найдут.
- Вызывать подписчиков на диалог, а для этого задавать вопросы, просить совета, поднимать житейские темы. Разговорить собеседника я тоже научилась благодаря журналистскому опыту.
- Своевременно отвечать в «Директе» и комментариях, иначе клиент уйдет к другому кондитеру.
- Делиться отзывами клиентов.
- Не забывать про рекламу. Я ее не покупала, но участвовала в бартерной рекламе с другими блогерами, то есть мы бесплатно пиарили друг друга в своих постах.
Был и другой опыт. Например, заключала соглашение с книжным онлайн-издательством «Академия кулинарного искусства». Они подарили мне 2 книги известных шеф-поваров. Я готовила по их рецептам и писала об этом посты, а издательство публиковало мои фотографии в своем профиле. Разумеется, с указанием авторства.
Однажды со мной связался магазин пекарского вулканического камня. Подарил мне свой камень, а я упоминала его в своих постах.
У меня были партнерские отношения с кондитерским магазином. Готовлю из их ингредиентов с использованием их инвентаря, а они дают на меня ссылки в своем профиле и выплачивают 5 % от покупок, которые совершают мои подписчики по специальному промокоду.
Так я стараюсь не столько заработать, сколько привлечь как можно больше заинтересованных в кондитерском деле подписчиков. Для заработка, как я уже говорила, – продажа авторских рецептов и тортов, но последнее – в меньшей степени. Когда участвую в бартере, активность на моей странице заметно повышается, но насколько – я не считала.
- Быть честным. Иначе клиент не вернется.
– Какие еще способы продвижения используешь?
– Публикуюсь в журнале для кондитеров, который распространяется только через Instagram и «ВКонтакте». Каждый анонс номера, в котором опубликована моя работа, приводит ко мне подписчиков, так как редакция обязательно делает ссылки на мастеров.
Кроме того, разрешаю публиковать свои рецепты в крупных кондитерских пабликах, участвую в конкурсах, которые они устраивают. Планирую начать участвовать в марафонах в качестве спикера. Предложения уже поступали, но пока решаю технические проблемы.
– Почему ты решила оставить журналистику?
– Сначала пыталась совмещать: уезжала в обеденный перерыв домой, чтобы сфотографировать при дневном свете очередной торт, а пекла ночью, после работы и домашних хлопот. Потом поняла, что основная работа мешает заниматься любимым делом, и уволилась из издательского дома.
– Но ведь в кондитерской сфере большая конкуренция. В чем твоя фишка?
– Их несколько. Например, это начинки, которые я придумываю сама, отрабатываю на своей семье и только после этого предлагаю заказчикам. Еще одна фишка – качественные фотографии и душевные посты. Многие кондитеры делают обычный снимок на подоконнике и выкладывают его в своем профиле. Я же уделяю большое внимание и тексту. Обязательно придумываю название торту, периодически подключая к этому подписчиков, рассказываю, почему выбрала такую начинку. История может быть и отстраненной. Например, недавно я поделилась в посте проблемой – сломались сразу два миксера. Многие подписчики не только посочувствовали, но и начали подсказывать, прибор какой фирмы лучше приобрести.
– Дай, пожалуйста, несколько советов по фуд-фотографии.
– Это непростой вопрос. Но я попробую.
- Знаю, что сейчас многие забросают меня камнями, но я советую снимать на зеркальный фотоаппарат. Мобильная камера не дает нужного объема.
- Профессиональный свет иметь не обязательно, но к нему надо стремиться. Например, можно купить кольцевую лампу, чтобы не зависеть от дневного света.
- Снимать надо не под прямыми солнечными лучами, а при дневном рассеянном свете, который бывает в облачную погоду. Здесь на помощь придут профессиональные приборы или обыкновенные шторы.
- Светоотражатель можно не покупать, а сделать самостоятельно из плотного большого листа бумаги белого или серебристого цвета. Он ставится с затемненной стороны объекта.
- Фотофон можно купить, а можно тоже сделать самостоятельно, как поступила я. Взяла несколько досок и перекрасила, как мне надо. Фон должен быть естественным: либо из природных материалов, либо качественно сделанный под них.
- Реквизит необходим. Это могут быть нейтральных цветов тарелки, тортовницы, ножи, вилки, ложки, мягкие кухонные полотенца и т. д. Я предпочитаю ретро-стиль, и чем старее выглядит вилка, тем я счастливее.
Так я фотографировала раньше
Так я фотографирую сейчас, и на снимках изображены не только торты.
– Вдруг кто-то из наших читателей заглянет в твой профиль и увлечется выпечкой. С чего начать?
Есть три основные площадки, которые я советую для «раскрутки»:
- Instagram,
- «ВКонтакте»,
- YouTube.
Также можно создать свой сайт и выкладывать там основной контент, а в соцсетях его пиарить. Я делаю ставку на Instagram, так как заметила, что моя целевая аудитория находится там, «ВКонтакте» – это личная страница, где собраны, прежде всего, родственники и друзья.
Сейчас много курсов, где обучают кондитерскому делу. Проходить их или нет – зависит от ваших умений и фантазии. Мне пока достаточно бесплатной информации в интернете.
Однажды я задумала торт «Сказочный пенек», но столкнулась с проблемой оформления коры. Начала искать, как решают ее другие кондитеры, и узнала, что есть специальные платные мастер-классы «Шоколадная кора». Я не стала их покупать. Изучила информацию из общего доступа, подключила фантазию, и все получилось. Но кому-то будет проще купить мастер-класс.
Instagram – отличная площадка для обучения. Кондитеры со стажем проводят платные и бесплатные мастер-классы, делятся лайфхаками. Например, я черпаю для себя много нового у Натальи Бондаренко, Ирины Козловой, Юлии Сахаровой и фуд-фотографа Екатерины Тумановой.
Так что могу дать такой совет: не спешите покупать знания. Максимально пользуйтесь информацией, которая находится в общем доступе, и опирайтесь на опыт других кондитеров.
Еще один совет: читайте книги по саморазвитию. На меня, например, сильно повлияла книга «Стив Джобс. Биография» Уолтера Айзексона. Когда я ее открыла, пошутила: «Ну, Стив Джобс, научи меня зарабатывать деньги». Когда закрыла, во мне кипела буря, потому что Стив Джобс научил страстно любить свое дело, идти за мечтой, оставаясь верной себе.