«Яндекс» продолжает дрессировать искусственный интеллект. Вчера компания представила очередной поисковый алгоритм «Андромеда», сменивший «Королев» (похоже, в «Яндексе» всерьез увлеклись космической темой). Как и его предшественник, обновленный поисковик обрабатывает семантические векторы веб-страниц, сравнивая их с вектором запроса и учитывая предыдущие поисковые запросы. Нейросеть анализирует смысл запроса, «вспоминает» историю поиска и выдает наиболее релевантные по обоим параметрам ресурсы.
Курс на информативность
«Андромеда» продолжает заданный «Королевым» курс на качество контента. При ранжировании учитываются новый фактор – количество рекламы на сайте. В приоритете сайты без кучи баннеров и тизеров (но это не значит, что их вообще не будет). Например, по запросу «где находится Эйфелева башня» «Яндекс» предлагает такие вот сайты:
Заходим на первый. Реклама есть, но в ограниченном количестве и не мешает просмотру контента.
Также в обновленном поиске появились метки «Яндекса», указывающие на надежность ресурса. Например, метка «Выбор пользователя» подтверждает максимальное соответствие контента на сайте заданному запросу. Проще говоря, в рекомендованной статье мы точно найдем ответ на вопрос, где находится Эйфелева башня.
«Яндекс» тестировал функцию меток с августа. Теперь она официально закрепилась в поисковике.
Новые сервисы в деле
Еще одна особенность «Андромеды» – в выдачу попадают результаты сервиса «Яндекс.Знатоки», не самого популярного в большом семействе «Яндекса». Он не тянет конкуренцию с сервисом «Ответы@Mail.Ru», но благодаря новому алгоритму оказался не совсем бесполезным.
Также обновленный поиск задействует новый сервис «Яндекс.Коллекции». Он позволяет сохранять любые результаты поиска в карточках, которые находятся в отдельной вкладке. Немного замудрено, но для тех, кто работает с большими объемами данных, наверняка полезно.
Больше быстрых ответов
С обновлением поиска быстрые ответы стали подробнее. Например, по запросу «Где купить пуховик» «Яндекс» выдает подборку интернет-магазинов, к которым подключены чаты для бизнеса (относительно свежая функция, позволяющая брендам «ловить» клиентов прямо в результатах поиска).
Именно это обновление делает сеошникам больно. С внедрением «Андромеды» сайты-партнеры «Яндекса» получили еще больше привилегий в выдаче и конкурировать с ними по коммерческим запросам станет нереально.
Еще одно разочарование вебмастеров – посещаемость ресурса осталась приоритетным критерием ранжирования. По коммерческим запросам в выдаче безраздельно правят крупные интернет-магазины. Они доминируют в поиске и по высокочастотным, и по среднечастотным запросам. Например, по запросу «купить смартфон сяоми в Иваново» поисковик выдает пресловутые сайты-агрегаторы.
Что говорят эксперты
А вы уже оценили обновленный поиск «Яндекса»? Как вам изменения?
Вчера «Яндекс» представил обновленный поиск. По словам сотрудников компании, в обновление попали более 1 000 улучшений. Самое масштабное из них (как для пользователей поиска, так и для владельцев сайтов) – показ ответа на запрос сразу на странице поиска.
В первую очередь новость вызвала комментарии вебмастерской тусовки в стиле «Помогите, хулиганы зрения лишают!»:
Я выскажу непопулярное мнение, но оно будет близко к правде. Год от года любой поисковик пытается сделать удобнее конечному пользователю. Поисковые системы понимают ценность аудитории. И под раздачу самым естественным образом попадают сайты, вся ценность которых в том, что:
Я застал еще времена, когда сайты с курсом валют, ростом актеров, другими справочными данными, собирали миллионный трафик. Потом эти данные стали выводиться на странице поиска. И если смотреть со стороны пользователя, то мне удобнее получить ответ сразу, а не лезть на сайты, завешанные рекламой и тизерами. При этом у меня есть сайты справочного характера, и я понимаю, почему на них систематически падает трафик.
Проблема таких сайтов – они не несут добавочной ценности. Эту же информацию можно получить на сотне других сайтов. И если пользователю все равно, где ее получать, и это справочная информация, и в особенности, если она неизменна (например, год рождения Суворова) – рано или поздно она будет даже не на странице поиска, а в поисковой строке:
При всем этом, я бы не переоценивал возможные проблемы из-за всех нововведений.
Во-первых, это не анонс. Все эти нововведения уже работают. Работают год. На десятках проектов, с которыми я имел дело за этот год я не увидел никакого катастрофического падения трафика в эти суровые времена. Это я пишу, как маркетолог и совладелец ряда интернет проектов.
Напишу и как пользователь – магии тоже не произошло. В выдаче до сих пор куча низкопробного контента, над качеством выдачи можно работать еще и еще.
Во-вторых, всегда должен быть повод для веселья. Пока космические корабли бороздят просторы «Большого Театра», с ними все равно работают люди, которым свойственно ошибаться:
В-третьих, паранойя по поводу кражи злым «Яндексом» трафика у добрых владельцев сайтов несколько преувеличена. Различные форматы быстрой выдачи успешно работают в Google (особенно в англоязычной выдаче), и многие вебмастера считают это возможностью быть на первом месте выдачи, за счет оптимизации контента обгоняя старые и трастовые сайты.