Фанаты Толкина долго ждали приквела к фильмам Питера Джексона.Первые две серии «Колец власти» посмотрели 25 миллионов человек. Его подписали сразу на пять сезонов. Он должен был соперничать с одновременно вышедшим «Домом Дракона», но что-то пошло не так – рейтинг сериала оказался ниже плинтуса. Разбираемся, почему так произошло.
Что не так с «Властелином колец: Кольца власти»
Для начала — немного предыстории. Права на приквел к «Хоббиту» и «Властелину Колец» Amazon приобрела в 2017 году, заплатив немыслимые $250 миллионов. Более того, компания обязалась сделать 5 сезонов по 10 серий в каждом с общим бюджетом в $1 миллиард. На сегодня Amazon потратила на проект $465 миллионов (по данным с Кинопоиска — уже даже $715 миллионов), благодаря чему он стал самым дорогим в истории, переплюнув даже фильмы Marvel и DC.
Уже хотя бы этот факт должен был привлечь на стриминг Amazon Prime толпы желающих посмотреть сериал. Так и произошло — первые серии посмотрели более 25 миллионов человек, однако после этого рейтинг «Колец власти» на сайте IMDB (который также принадлежит Amazon) был заморожен, а негативные отзывы стали удаляться. Примечательно, что еще до официальной премьеры сериал уже начали критиковать и писать негативные отзывы. Проекту ставили много единиц, но после премьеры Amazon почистил негативные отзывы, оставив лишь те, в которых оценка выше 5/10 баллов. На данный момент рейтинг сериала заморожен — оставлять к нему отзывы нельзя еще примерно сутки. На самом Amazon Prime Video рейтинг у сериала также пропал.
В целом рейтинг кинокритиков и зрителей оказался различным на популярных агрегаторах Metacritic и Rotten Tomatoes. На первом критики в целом положительно оценили первые два эпизода, поставив им 71 балл из 100, а зрители дали лишь 2,5/10. На Rotten Tomatoes разрыв чуть меньше — 84% от критиков и 39% от зрителей. Такой разрыв легко объяснить тем, что Amazon стал блокировать негативные отзывы, но с критиками это оказалось сделать легче, а вот со зрителями не прокатило.
Сюжет сериала «Властелин колец: Кольца власти»
Как и «Дом дракона», «Кольца власти» — это предыстория классической саги, только ее действие разворачивается не за 150 лет, а за тысячи лет до всем известных событий. Сюжет «Колец власти» затрагивает Вторую эпоху — то время, когда были выкованы кольца гномов, эльфов и людей, и когда Саурон восстал против собратьев и выковал в огне горы Ородруин Кольцо Всевластья.
Сериал также будет охватывать и другие события, такие как падение Нуменора (или Вестернесса) и последний союз эльфов и людей. Что касается персонажей, большая часть из них предсказуемо окажется для зрителей незнакомой. Единственным исключением является королева эльфов Галадриэль и народ хоббитов. Простите, харфутов-мохноногов — так в приквеле Amazon называют народ из Шира.
Самого Шира, откуда начинает разворачиваться «Хоббит» и «Властелин Колец», к слову, во времена «Колец власти» тоже еще нет. Шоураннеры объясняют такое имя народа тем, что харфуты позже объединятся с другим племенем и станут хоббитами, но на деле Amazon просто не смог купить права на то, чтобы использовать название «хоббит».
Про сюжет после двух серий рассказать в общем особо нечего. Не потому, что в рассказе могут быть спойлеры, а по той причине, что в сериях ничего не происходит. Ритм сериала и сюжет, как отмечают зрители, очень медленный — действие разворачивается мучительно долго, и большую часть хронометража занимают диалоги.
Отзывы о сериале «Властелин колец: Кольца власти»
Вместо того, чтобы следовать канонической саге — книге «Сильмариллион» Толкина, — шоураннеры «Колец власти» решили «рассказать историю с самого начала», руководствуясь лишь хронологией событий Второй эпохи, изложенной в Приложении к «Властелину Колец». Иными словами, они просто не смогли выкупить нужные авторские права — поэтому ни толкиновской истории, ни даже привычных названий персонажей вы не встретите. Это первый из множества моментов, который вызвал критику зрителей.
Второй и, пожалуй, главный момент — пренебрежение шоураннерами вообще всеми текстами Толкина. Ключевой момент касается описания внешности представителей различных рас:
Они были высокими, светлокожими и сероглазыми, хотя их локоны были темными, за исключением золотых [волос] дома Финарфина.
Дж.Р.Р. Толкин в книге «Властелин Колец»
Она была молода, но трудно было назвать ее юной. Шелковые пряди темных волос не тронул иней, лицо было ясным и свежим, руки — белыми, кожа — гладкой, звездный свет излучали ясные глаза, светло-серые, как безоблачный вечер.
Дж.Р.Р. Толкин в книге «Властелин Колец»
Неужели нельзя просто так взять и сделать эльфов белокожими? Видимо, нет, ведь в сериале появляется по одному темнокожему представителю эльфов, гномов и харфутов. Кроме того, англоязычные зрители заметили и ирландский акцент у харфутов, на что Amazon заявил, будто это аллюзия на лепреконов — добродушных мифических существ, которые, по поверьям, обитают в Ирландии.
Элронд и Галадриэль в сериале «Кольца власти»
Изначально шоураннер сериала Питер Маккей уверял, что в проекте «все будет, как у Толкиена» — никаких чернокожих персонажей там, где им не место, у женщин гномов будет борода и так далее. Но после того, как на сериал обрушился шквал критики за невыполненные обещания, его продюсер Линдзи Вебер сказала вот что: «Нам казалось вполне естественным, что адаптация произведения Толкина будет отражать то, как на самом деле выглядит мир». Что это, как не обман фанатов?
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Все это вроде мелочи, и они могли бы не вызвать такого всплеска негатива, если бы не реакция шоураннеров и руководителей Amazon, которые стали еще до выхода сериала хейтить критиков и даже подкупили блогеров, начавших снимать комплиментарные ролики о сериале и всячески оскорблять тех, кому он не понравился. Неудивительно, что аудиторию это взбесило, ведь мало заказать продвижение у блогеров, нужно еще и придумать правильный посыл.
В общем, вся эта ситуация — простой пример того, как можно вложить деньги в продукт и не придумать в пиаре ничего кроме запретов. При таком подходе даже манипуляций конкурентов не нужно, чтобы потопить проект в волне хейта.
Ну, вы поняли нашу реакцию