На зоне:
– За что сидишь?
– Украл 20 миллиардов. А ты?
– Постил мемы с признаками экстремизма.
– Тогда давай меняться, мне раньше выходить.
В оригинале было про покемонов, но так актуальнее. Потому что на этой неделе в СМИ заново всколыхнулась тема уголовной ответственности за производство и распространение экстремистского контента. Журналисты достучались до Роскомнадзора. В официальном ответе редактору «Новой Газеты» представитель ведомства объясняет, какие именно картинки и мемы нельзя публиковать в СМИ:
«... содержат информацию с признаками возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку его социальной, расовой или религиозной принадлежности, то данные действия редакции являются нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 25.07. 2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Посмотрим, что говорит закон:
Среди длинных, как шея жирафа, формулировок находим главное:
...деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда.
Такие случаи есть. В 2007 году Центральный суд г. Читы признал экстремистскими материалы газеты местного филиала Союза русского народа (православно-монархическая организация, действует с 2005 года). Нереализованный тираж изъяли, сама статья попала в Федеральный список экстремистских материалов. Из более свежего – статья Тиса Кристоферсена «Адольф Гитлер. Жизнь для Германии и Европы». Признана Октябрьским районным судом г. Белгорода экстремистским материалом и запрещена для распространения в СМИ.
Картинки – корень зла
Но что насчет мемов? Ведь одно дело – статьи про Гитлера, а другое – картинки из разряда «посмеялся и забыл». Чтобы узнать ответ на этот вопрос, заглянем в Федеральный список экстремистских материалов. Документ регулярно обновляется и по состоянию на 8 августа включает более 4500 позиций. Доступен для скачивания без регистрации и смс. Список огромный, но поиск по документу – наше все.
Как видите, мемы и демотиваторы тоже есть в этом списке. И это справедливо (да-да, мы тоже против расизма). Налицо призывы к насилию и разжигание ненависти. Но дело в том, что нет четко прописанных критериев, где заканчивается юмор и начинается экстремизм. Яркий тому пример – широко освещенный в СМИ случай задержания красноярского студента.
Алексея Свердлова обвинили в пропаганде экстремизма из-за репостов картинок из популярных пабликов. Сначала в деле фигурировали 12 репостов. Потом следователи почекали страницу студента и нашли еще более 60 экстремистских картинок. Вот как описаны некоторые из них в деле Сидорова:
По описаниям понятно, что на картинках не было прямых призывов к насилию, как в предыдущих, из Федерального списка. Тем не менее, с точки зрения закона они стоят на одной ступени «неправомерности». Дело Сидорова показывает, что многий юмористический контент находится в зоне риска. Получается, что даже в картинке с черным и белым котиками можно при желании углядеть возбуждение расовой розни.
Полная приватность
ВКонтакте встала на защиту пользователей. Управляющий директор соцсети Андрей Рогозов заявил о внедрении новой политики приватности. Репосты не будут больше отображаться в новостях друзей и подписчиков, их будет видеть только автор. Принимая решение о возбуждении уголовного дела, правоохранители часто не обращают внимание на контекст публикаций, отметил Рогозов. Из-за этого сомнительные шутки приравниваются к куда более тяжким преступлениям.
ВКонтакте как крупнейшая коммуникационная платформа обязана выполнять российские законы и содействовать поиску настоящих преступников, но мы решительно выступаем против необоснованных преследований за публикации в Интернете. При этом в нашей ответственности находятся создаваемые нами сервисы.
Мы уже начали вводить дополнительные меры, ограничивающие доступ к материалам пользователей. В прошлом году мы перевели все альбомы с сохранёнными фотографиями в приватный режим по умолчанию, т.к. далеко не каждый понимал предназначение этого альбома. С тех пор сохраненные для личного пользования изображения больше не являются открытыми для внешних глаз. В течение ближайших двух недель мы также уберём отображение списка людей, репостящих записи, сохранив эту функцию только для их авторов.
Маркетинг на грани риска
Повышенный интерес правоохранителей к «экстремистскому» контенту затронет и нашу нишу. Ведь согласно принятому еще 4 года назад «закону о блогерах», «ВКонтакте», «Фейсбук» и другие веб-ресурсы с аудиторией свыше 3000 пользователей в сутки приравниваются к СМИ. А это значит, что все требования закона «О противодействии экстремистской деятельности» касаются их в полной мере. Многие бренды строят SMM-стратегию именно на развлекательном контенте. Ведь читать скучные описания товаров мало кто захочет, другое дело – смешные картинки.
Наши сотрудники Иван Иваничев и Николай Успенский как раз в тему подготовили подробный гайд по «законному» контенту. Пишите так, чтобы к вам не с чем было придраться
И – берегите себя и своих близких (с).