Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Три года проб и ошибок: мой путь от никудышного SMM-щика до специалиста с международным опытом работы

26 августа 2020 Карина Кудрявцева
Время чтения: 15 минут Нет времени читать? Нет времени? 12 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Три года проб и ошибок: мой путь от никудышного SMM-щика до специалиста с международным опытом работы Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

«Я буду SMM-специалистом» – фраза, которая сегодня звучит, как «Мама, я буду экономистом». Выглядит как выход, активно рекламируется, но всю серьезность пути становления SMM-гуру никто не осознает.

В этой статье на примере собственного опыта расскажу, как быстрее подняться по карьерной лестнице и что нужно уметь делать, чтобы миновать 2–3 года адской работы за 10 тыс. р. в месяц.

Как я попала в SMM

В мир социальных сетей меня занесло случайно. В 2015 году я почему-то решила, что люблю создавать контент, писать тексты и просто быть онлайн. Тогда я подумала, что мне обязательно нужно зарабатывать на этом.

В то время SMM как слово уже вошло в обиход, и hh.ru показал мне несколько подходящих вакансий. Умение писать тексты и вести Instagram – все, чего хотели работодатели. А точнее это все, что им казалось необходимым для продвижения в социальных сетях. Поэтому студентку 2 курса университета с хорошим личным профилем и выполненным тестовым заданием взяли на должность SMM-специалиста в свадебное агентство.

Собеседования как такового не было: мне больше рассказывали о проекте, чем задавали вопросы. На тот момент я была очень доверчива и воодушевлена, поэтому никакой договор не подписывала. В результате первый проект принес мне хороший опыт, но не принес денег: за 5 месяцев работы я получила всего 10 тыс. р. вместо обещанных 50 тыс. р.

Лайфхак №1. Всегда подписывайте договор. Если вас не устраивают официально – просите договор на оказание услуг. Если с таким договором тянут – ставьте свои условия начала работы. Обманывают не все, но помните о риске остаться без оплаты. Особенно это важно, если заказчик из другого города. В этом случае вы не можете встретиться и проконтролировать процесс лично.

Социальные сети не стояли на месте. Появился таргетинг, системы ранжирования контента, первые активные блогеры-миллионники и т. д.

Жизнь усложнялась, требований было больше, а осознание действительности так и не наступало.

Мой второй SMM-проект: свадебный бутик BaseBride
Мой второй SMM-проект: свадебный бутик BaseBride

Мой второй SMM-проект: свадебный бутик BaseBride

На скриншотах текст съехал не потому, что я криворукий специалист. Тогда он отражался иначе, но сейчас все выглядит неряшливо. Хештеги действительно способствовали быстрому продвижению, а единый дизайн ленты только-только входил в моду.

Как я нарабатывала опыт

Начинать работу стоит с создания на ноутбуке папки «Портфолио». Без него и подтвержденного опыта ваши шансы попасть в хорошее место существенно уменьшаются.

Мне про портфолио никто не говорил, поэтому активно вести его я начала лишь с 2018 года. Да, сделать скриншоты и описать проекты можно и потом, но вот вид страницы «до» уже не восстановить.

Лайфхак №2. Создавайте портфолио с первого дня работы и сохраняйте абсолютно все. Включите в него скриншоты аккаунтов до начала работы, тексты, визуальное оформление, статистику (до и после). Если вы занимаетесь таргетированной рекламой, то добавьте кейсы с креативами, ценой за клик и бюджетом. Только первоначально обговорите с работодателем, не будет ли он против разглашения этой информации. Все созданные дизайны также сохраняйте. Ключевые моменты работы я советую собрать в красивую pdf-презентацию, которую вы в дальнейшем будете рассылать заказчикам.

Время шло, я работала фрилансером на удаленке на 2–3 проектах.

Для студентки 20–25 тыс. р. казались не таким плохим доходом, но тогда я не умела рассчитывать стоимость своего времени. Кроме того, я всегда вела продвижение «под ключ»: контент, тексты, организация съемок, таргетированная реклама, анализ и дизайн. Это огромный пласт работы, который заставит напрячься даже человека с большим опытом и высоким уровнем продуктивности.

Стоимость вашего часа зависит от многих факторов: опыта, перечня услуг, времени выполнения работы, стоимости необходимых программ, передвижения по городу, расходов на мобильную связь и средней зарплаты по рынку. Оценивая будущую работу, учитывайте все эти факторы.

В то время я брала любые проекты: от свадебного бизнеса до магазина светотехники.

Некоторые из моих проектов с 2017 по 2019 год
Некоторые из моих проектов с 2017 по 2019 год
Некоторые из моих проектов с 2017 по 2019 год

Некоторые из моих проектов с 2017 по 2019 год

Я училась на профиле «Реклама и связи с общественностью», в итоге понимание общего маркетинга давало мне преимущество перед другими SMM-щиками. Но я уже не могла выдерживать режим бесконечной работы, включая звонки в 23:55 с просьбой «запустить рекламу на пост».

Тогда я устроилась в офис компании ParisNail, где работала стабильные 5/2, получала 35 тыс. р. и дополнительно вела еще один удаленный проект за 10 тыс. р.

Собеседование в эту компанию было стандартным: вопросы по телефону от HR-менеджера, небольшое тестовое задание на почту с просьбой написать два поста и личная встреча с руководителем SMM-отдела.

Встреча прошла отлично, но меня тогда смутила просьба взять ручку и попытаться ее продать. Это было похоже на какой-то абсурд, но возражать я не стала.

Потом случился парадокс: развитие, к которому я так стремилась, остановилось, перспектив для роста руководство не давало.

Instagram магазина ParisNail, 2017 год
Instagram магазина ParisNail, 2017 год

Instagram магазина ParisNail, 2017 год

Руки опускались, все казалось бессмысленным. Тогда на помощь пришла детская мечта уехать жить за границу. Бросить последний курс университета я не могла, а вот попытаться найти удаленную работу где-то в Европе – очень даже, английским я владела свободно.

Нужно было расширять свои знания и навыки, чтобы впечатлить работодателя. Поэтому я углубилась в бесконечное чтение блогов и книг. Из нескольких десятков, которые я изучила, могу посоветовать эти:

Я училась и каждый день зависала на Linkedin.com и reed.co.uk в попытках найти подходящие вакансии.

Лайфхак №3. Если вы ищете удаленную работу или только начинаете свой путь, советую присмотреться к группам из статьи «Где найти сотрудников для диджитала в соцсетях: 50+ площадок».

Чудо произошло довольно быстро: примерно через два месяца я наткнулась на интересную вакансию Community Manager в компании Apelsin Games. На тот момент она занималась разработкой игр, а спустя полгода переквалифицировалась в издательское агентство.

В главные требования входил опыт работы в SMM и английский не ниже Upper-intermediate. Скажу честно, я не была уверена в своих силах и ожидала отказа, но меня пригласили на первое, а потом и на второе онлайн-собеседование.

Директор компании думал около недели: его волновал мой недостаток опыта. Но по итогу мое искреннее желание работать и хорошее тестовое задание позволили получить удаленную работу в Риге с окладом 800 $ (на 2018 год около 60 тыс. р.). И это включая оплачиваемые зарубежные командировки и поездки на самые масштабные конференции игровой разработки типа Devgamm и White Nights.

Первый международный опыт работы был полезен. Я поняла, как устроены рабочие процессы, куда хочу двигаться дальше.

Лайфхак №4. Если хотите работать с международным комьюнити, обязательно изучите все правила деловой переписки, а также принятые в других странах нормы общения (запрет расовых оскорблений, двусмысленный контент и т. д.). Это звучит логично, но, поверьте, подводных камней куда больше, чем кажется. В первый месяц работы я неудачно употребила слово «black» в описании нового персонажа в игре. В ответ получила не самые приятные высказывания и обвинение в расизме.

В 2019 году меня ждал объемный и весьма трудный опыт работы в качестве digital-маркетолога компании Vlasova Lab. Туда я шла целенаправленно, потому что планировала прокачать свои силы в маркетинге. Вакансию нашла на hh.ru, договорилась о встрече и сразу после собеседования работа была моей.

За 9 месяцев нашего сотрудничества мы достигли многих приятных результатов: открыли 4 новые студии, поработали с самыми модными блогерами Санкт-Петербурга, снизили расходы на таргетированную рекламу на 100 тыс. р. в месяц, провели масштабную коллабароцию с сетью ресторанов Kriek, выиграли в номинации TimeOut Beauty Award.

Скрины из Instagram компании Vlasova Lab с несколькими ключевыми мероприятиями: открытие совместной студии с компанией ПИLКИ, участие в TimeOut Beauty Awards и одна из фотосессий
Скрины из Instagram компании Vlasova Lab с несколькими ключевыми мероприятиями: открытие совместной студии с компанией ПИLКИ, участие в TimeOut Beauty Awards и одна из фотосессий
Скрины из Instagram компании Vlasova Lab с несколькими ключевыми мероприятиями: открытие совместной студии с компанией ПИLКИ, участие в TimeOut Beauty Awards и одна из фотосессий

Скрины из Instagram компании Vlasova Lab с несколькими ключевыми мероприятиями: открытие совместной студии с компанией ПИLКИ, участие в TimeOut Beauty Awards и одна из фотосессий

Но рабочие условия меня не устраивали: не было страховых гарантий, оформления и офиса. Помимо этого, я не хотела задерживаться в сфере красоты, поэтому ненадолго ушла в преподавание.

Прокачивать личный бренд как преподавателя я не хотела, поэтому я просто кинула клич в своем Instagram и в Facebook. Почти сразу нашлось 3 человека, которые давно хотели попробовать себя в сфере SMM и были рады перенять мой опыт.

Так я отдохнула пару месяцев, обучила нескольких человек SMM, подтянула английский и поставила себе более высокую планку.

В 2020 году я прошла собеседование и присоединилась к компании wave.video (она же Animatron, дочерняя компания JetBrains), головной офис которой находится в Бостоне, штат Массачусетс. Теперь уже на место Senior Social Media Marketing Manager.

Собеседование состояло из 5 этапов:

  1. Видеоконференция с директором по маркетингу, на которой я рассказывала о себе, своем опыте и интересах. Здесь же в режиме беседы проверялся уровень английского. Мой будущий руководитель – необычный мужчина. Ему хотелось больше узнать о моем мироощущении и жизненных принципах. Поэтому не надейтесь, что подготовка ответов по шаблонам из интернета спасет вас в такой ситуации.
  2. Тестовое задание, в котором меня попросили написать несколько постов, продумать стратегию продвижения с метриками оценки эффективности и создать дизайны к постам.
  3. Видеоконференция с одним из основателей компании, на которой мы обсудили тестовое задание, навыки и опыт работы. Меня напрямую спрашивали, что я могу сделать для компании.
  4. Видеоконференция с командой. Важный этап, который может перевернуть все. Мне пришлось найти общий язык с будущими коллегами. Это неформальная беседа. Рекомендую всегда следить за реакцией людей: если они кивают головой, смеются над шутками и активно продолжают разговор – значит, все хорошо.
  5. Итогом стало общение с HR-менеджером. Он расспрашивал о привычках, проблемах и слабых местах. После этого менеджер обзвонил моих предыдущих руководителей, чтобы составить финальный портрет. Хорошо, что я со всеми в отличных отношениях :-)

Почему работодатели в России часто обманывают и мало платят

К сожалению, вкус денег знаком далеко не всем SMM-щикам, а на курсах никому не рассказывают про финансовые трудности, с которыми сталкивается каждый 2 начинающий специалист.

Согласно статистике hh.ru, в 2019 году средняя заработная плата SMM-специалиста по Москве составляет 45 тыс. р. А если взглянуть на исследование Serpstat , то Junior SMM получает 400 $, Middle – 600 $, Senior – 1 000 $.

Это реальные цифры по России и странам СНГ. Так что, какие 100 тыс. р. в первый же месяц работы обещают на курсах, я, правда, не знаю.

Почему работодатели не хотят платить больше? Многие до сих пор не понимают, насколько глубокой должна быть работа для того, чтобы социальные сети начали приносить результат. При этом SMM-специалист – всегда про креатив и творчество, а у нас в стране не принято за это платить. К тому же, рынок сейчас перенасыщен, поэтому если один не согласится работать за 35 тыс. р., то второй обязательно подпишет договор.

Что должен уметь SMM-щик, чтобы получать 35 тысяч рублей:

  1. составлять контент план;
  2. писать тексты (продающие, развлекательные, нативные);
  3. работать с блогерами и партнерами;
  4. работать с органическим продвижением;
  5. организовывать необходимые фото и видеосъемки;
  6. анализировать результат с помощью сервисов.

Это минимум, который должен выполнять каждый начинающий специалист.

Как перескочить через яму между Junior и Senior и начать хорошо зарабатывать

Безусловно, навыки и знания играют важную роль. Вы должны уметь продавать себя и свои услуги, постоянно развиваться, быть инициатором разговоров по улучшению стратегий продвижения и организовывать брейнштормы.

Вот, что мне помогло достичь успеха в карьере.

Научитесь считать и понимать все метрики оценки эффективности без сервисов

Сервисы упрощают жизнь, но перед тем, как вслепую переписывать цифру в табличку с отчетом, научитесь понимать все ее составляющие. Это проще, чем кажется.

Найдите в интернете формулы расчета для каждой метрики (Audience Growth Rate, Reach, Talk Rate и т д.). Выберите ее составляющие, прочитайте про их формирование, после чего найдите их внутри каждой социальной сети.

Грубо говоря, изучите полную инструкцию, с объяснением каждой кнопочки.

Когда вы можете проследить причинно-следственную связь между а и b, тогда сможете спланировать свои будущие действия и создать стратегию развития.

Разберитесь с алгоритмами работы социальных сетей

Как система оценивает ваш контент? Почему сторис Ани видят 1 000 человек, а сторис Димы 1 млн? Как работают хештеги в LinkedIn? Какие креативы продвигаются алгоритмом Twitter?

Все алгоритмы разные, под каждый из них нужен свой контент. В блоге «Текстерры» много полезных материалов на эту тему, например «Что мы знаем о том, как работает лента новостей “Фейсбука”».

Научитесь запускать таргетированную рекламу

Это не только дополнительные деньги, но и понимание того, как выстраивается стратегия платного продвижения. Изучите виды аудиторий, результативность разных креативов, отличия между CPC и CPA, работу Business Manager Facebook и то, как составлять Mindmap. Поверьте, это поможет вам смотреть шире.

Начните интересоваться психологией

Моя практика показала, что именно психология поведения потребителей во многом решает, получит моя компания деньги или нет. Когда вы хотя бы примерно можете оценить, что в голове у вашей ЦА и как на это можно повлиять, тогда вы создадите эффективный контент и рекламу.

Очень рекомендую две книги:

  • «На крючке: как создавать продукты, формирующие привычки» Нир Эяль;
  • «Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя.» Роджер Дули;

Научитесь писать

Тексты для таргетированной рекламы, для вовлекающего контента, для игр в сторис и для закрытой группы Facebook имеют разную структуру. Изучите правила построения предложения, работающие формулы и т. д. И всегда проверяйте орфографию.

Разобраться с тем, как создавать хорошие тексты, вам помогут на курсе TeachLine «Коммерческий автор + Редактура и фактчекинг».

Доведите навык работы в Photoshop и любом видеоредакторе до совершенства

Так вы не только будете самостоятельно создавать полиграфию, креативы, стикеры для Telegram и многое другое, но и сможете лучше оформлять ТЗ для дизайнеров и разработчиков.

А что касается видео, то Cisco уже выдавали статистические данные своего исследования, которое показало, что к 2021 году около 82 % всего интернет-трафика будет приносить видео. Поэтому учимся монтировать ролики!

Узнайте все про органическое продвижение

Это последний пункт, который всегда отделяет хорошего SMM-специалиста от плохого. Последний будет с первого дня просить денег на boost постов, а хороший сначала подготовит социальные сети к принятию трафика, протестирует с десяток органических инструментов и только после этого перейдет к платному продвижению.

Соцсети быстро меняются. Чтобы быть в теме, советую читать тематические группы «ВКонтакте» или Telegram-каналы. Например, «SMM с Дамиром Халиловым» или «Русский маркетинг».

Подведем итоги

SMM-специалист – непростая профессия, которая требует раскачки, усердного обучения и понимания, что деньги не упадут вам в руки в первый месяц работы.

Чтобы быстро подняться по карьерной лестнице, нужно помнить про портфолио, изучать психологию маркетинга, знать алгоритмы работы всех социальных сетей, разбираться в таргетированной рекламе, уметь работать в фото- и видеоредакторах и постоянно быть на волне. А еще активно налаживать контакты и пополнять свою записную книжку.

Карина Кудрявцева
Автор: Карина Кудрявцева
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Пора выходить на серьезный рынок. Разработаем фирменный стиль, которому не будет равных. Посмотрите наши кейсы! Посмотреть
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных