Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Технарям тут не место Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

О противостоянии «физиков» и «лириков»

Со снобизмом «технарей» приходилось сталкиваться постоянно. На конференциях, в интернете, при личном общении. Не скажу, что это сильно задевало, но вызывало, как минимум, недоумение. Все быстро стало меняться, когда начала набирать силу контент-маркетинговая идеология, проехавшаяся танком по интернет-маркетингу. Многие чисто «сеошные» конторы стали уходить с рынка. Все темы, в которых контент играл ключевую роль, стали активно расти – контент-маркетинг, SMM, email-маркетинг и другие. И так будет и впредь.

До поры до времени, конечно.

Это вполне нормальный дуализм – противостояние «физиков» и «лириков», и оно имеет древние корни. Первое серьезное обострение двух «идеологий» – 60–70-ые годы прошлого века. Почему именно этот период? Это время начала глобальных сдвигов, первая стадия глобализации экономик. Именно в этот период происходит «перерождение» многих локальных компаний в транснациональные корпорации. Широкое проникновение телевидения начинает формировать единое инфополе. Начавшаяся компьютеризация начинает «ускорять» все процессы.

Новому зарождающемуся постинформационному миру нужны были «технари», архитекторы новой среды. Нужны были инженеры, программисты, визионеры и прототиписты. Новый мир нужно было сконструировать сначала в своей голове, только потом переносить его в реальность.

А потом появился интернет, и спрос на «технарей» вырос кратно. И так всем понятно почему. Поисковая оптимизация сайтов и контекстная реклама – два самых главных маркетинговых инструмента того времени – требовали серьезных аналитических данных, и вообще, что называется, «математического склада ума».  

Но когда технологии создают новый мир, рано или поздно возникает вопрос о смыслах – зачем все? И тогда на первые роли выходят «гуманитарии».

Если с условными «технарями» все понятно – кто они и что им нужно от жизни, то с вопросом, кто такие «гуманитарии», все время какие-то непонятки. «Технари» нас всячески пытаются убедить, что «гуманитарии» – это просто «не-технари», то есть в целом неплохие люди (пусть живут), просто без каких-то определенных навыков и компетенций. Обслуживать же «технарей» кто-то должен? Рубашки им стирать, бургеры готовить.

Но чтобы понять, кто же такие «гуманитарии» и почему они сейчас начинают рулить – и бизнесом в целом, и интернет-маркетингом в частности – нужно обратиться к концепции так называемых hard & soft skills.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Про навыки Hard & Soft

Я понятия не имею, кто автор разделения человеческих навыков на софт- и хард-скиллс. Но концепция настолько актуальная, что уже считается моветоном ее не знать. Если коротко:

  • Хард-скиллс – это набор профессиональных компетенций, ваша экспертиза, то, чем вы обычно зарабатываете на жизнь (либо можете зарабатывать). Знание языков программирования, кузнечное ремесло, автослесарное дело, навыки синхронного переводчика – все это будет являться хард-скиллс.
  • Софт-скиллс – это универсальные навыки, которые в той или иной степени есть у всех социально адаптированных людей. Коммуникабельность, умение писать письма, работать в команде, брать на себя ответственность – все это будет софт-скиллс.

И вот в чем штука. В необходимости развитых хард-скиллов ни у кого нет никаких сомнений.

Люди, связанные с IT, понимают, что разница между условно «хорошим» программистом и условно «плохим» может быть не на 10–20–30 процентов, а на порядки. Такая же разница может быть между «плохим» и «хорошим» кузнецом, гончаром, автослесарем и сыроделом. Очевидно, что всегда есть куда расти по своей основной профессиональной экспертизе. Всегда! В тот момент, когда ты говоришь себе – «и так хорошо, теперь я гуру» – ты останавливаешься в развитии, а значит там, наверху, есть кто-то выше тебя по этим навыкам. Дорога наверх бесконечна.

Но все не так с так называемыми гибкими/мягкими навыками.

Каждый из нас, социально адаптированных людей, каким-то образом:

  1. Закончил школу.
  2. Получил свою первую работу.
  3. Покупает хлеб или молоко (а то и пивасик, не важно) в магазине.
  4. Коммуницирует с соседями по лестничной площадке.
  5. Жарит шашлыки на даче. Ну или что там вы делаете еще.

А некоторые (ну хорошо, пусть многие) умудрились не сесть в тюрьму, не попасть в «дурку», не стали инвалидами в результате какого-то глупого поступка в детстве. Короче, мы все выросли, как-то адаптировались к обществу, и это вызывает ощущение, что мы:

  • Ответственны (мусор выкидывать же не забываем).
  • Дисциплинированы (на работу приходим и уходим вовремя).
  • Имеем в большей или меньшей степени лидерские навыки (кто из нас в два часа ночи не подбивал друзей в какой-нибудь бар?)
  • Умеем коммуницировать с людьми (на кассе в магазине яблоки как-то покупаем).
  • Терпимы к недостаткам других (привет соседям по лестничной площадке).
  • Умеем работать в команде (о, здравствуй дача дальних родственников).
  • Способны решать проблемы (вызывать «Яндекс.Такси», записываться на получение заграна на портале «Госуслуг»… Хотя стоп – с «Госуслугами» я переборщил). И т. д. и т. п.

Но. Требования современного бизнеса к людям очень быстро и очень сильно изменились. Скорость работы выросла в разы. Нужно бежать быстрее, быстрее меняться.

Это приводит к тому, что хард-скиллы перестали гарантировать хоть какое-то будущее. Ты можешь быть супер-докой в каком-то языке программирования, но твой язык может перестать быть востребованным через 10 лет. Ты можешь быть лучшим переводчиком с китайского языка, но никто не гарантирует, что «умные» электронные переводчики не оставят тебя без работы в конце твоей жизни. А водители-дальнобойщики? А кассиры? А курьеры? Уже не один год мы слышим, что этих профессий в будущем просто не будет.

И тут выясняется, что без прокачанных софт-скиллов каждый из нас мало что собой представляет. Бизнес очень остро уже сегодня нуждается в тех, кто:

  • Берет на себя ответственность в ситуации полного хаоса.
  • Дисциплинирован настолько, что имеет мотивацию решать сверхсрочную и/или сверхважную задачу несмотря на то, что на часах 2 ночи.
  • Умеет быстро собрать вокруг себя команду и мотивировать ее на решение какой-либо задачи.
  • Не просто умеет коммуницировать с людьми, а может вести сложные переговоры и «вытаскивать» их несмотря ни на что.
  • Не просто может написать письмо без орфографических или грамматических ошибок, но сделает это убедительно, хорошо структурируя информацию. И т. д. и т. п.

Плюс требования современного мира и бизнеса настолько изменились по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад, что некоторые навыки, которые еще недавно считались «жесткими», становятся базовыми – необходимыми для работы каждого человека, вне зависимости от сферы его деятельности. В большей или меньше степени, понятно дело, но компьютерная грамотность, слепая 10-пальцевая печать, хотя бы базовое знание английского языка, умение письменно выражать свои мысли – все это становится суперважным, независимо от того, «технарь» вы или «гуманитарий».

И оказывается, что таких людей – острый дефицит. Их нет. Вообще. Каждый из них на вес золота. Настоящих «гуманитариев» остро не хватает бизнесу. 

Не хватает тех, кто способен разговаривать с собеседниками на их «языке», имеет креативность, лидерские качества, умеет управлять людьми через эмпатию. Учитывая скорость изменений процессов, наличие таких людей в команде продвигает бизнес вперед в значительно большей степени, чем налаженные бизнес-процессы и наличие стратегии хотя на 3–5 лет вперед.

Что будет дальше?

Учитывая темпы развития и скорость изменений, технические специалисты в настоящий момент являются более уязвимы, чем «гуманитарии», спрос на которых будет далее все усиливаться. Но одновременно будут усиливаться и требования к «гуманитариям».

Как быть в этих условиях, как соответствовать новым требованиям рынка? Универсальный ответ только один – постоянно учиться чему-то новому. Всегда. Каждый день.

И чем выше ты стремишься подняться по карьерной лестнице, тем большую роль придется уделять именно soft skills:
  • Читать книги – классику, современную литературу.
  • Посещать выставки, проходить курсы актерского или ораторского мастерства.
  • Развивать в себе стремление познавать новое.
  • Ходить новыми маршрутами на работу.
  • Пробовать новую еду, слушать новую музыку.
  • Делать то, что не делали раньше.
  • И больше общаться с людьми. Разными. При любой возможности. Ведь бизнес – это, прежде всего, про знание особенностей человеческого поведения.

Это не просто советы от балды, это все на основе личного опыта.

Ну и в самом конце, для самых непонятливых, объясню, почему я в этом тексте пишу про «технарей» и «гуманитариев» в кавычках.

Просто никаких «технарей» и «гуманитариев» не бывает. Это отжившая свое концепция. И мир теперь принадлежит нам – клевым улыбчивым чувакам и чувихам, без этой всей снобской ерунды в голове, которая делит людей на «избранных» и всех остальных.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

19 мар 2024
11 434
Отличная замена ChatGPT — нейросеть Claude 3 [обновлено]

В чем-то «Клод» на голову выше сервиса OpenAI.

19 мар 2024
55 088
Как поменять иконку приложения на айфоне

Это а) можно уже давно, б) бесплатно. Но надо иметь iOS 14.

19 мар 2024
199 876
Маркетинг услуг: как продать себя дорого

Что продать легче: Bentley или путевку на Кипр? Мультиварку или создание дизайна для сайта?

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!