Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как (и зачем) внедрять Scrum в компании — вот реальные кейсы Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Представьте, что вы вдохновились методологией Scrum (ранее мы писали, чем отличается Scrum от других методов) и решили внедрить его в своей компании Но, чтобы коллеги оценили идею, Scrum нужно сделать понятным для них. Мы покажем на примерах, как грамотно использовать Scrum в компаниях.

Почему Scrum

Бизнесы все чаще выбирают Scrum-метод для работы в команде, и вот почему:

  • гибкость метода — всегда можно исправить продукт еще на этапе тестирования, при этом не меняя весь проект;
  • здоровый подход — если делать все правильно, используя инструменты метода (спринты, бэклоги, ретроспективы и т.д), то продуктивность команды увеличивается, так как сотрудники не перерабатывают, а наоборот успевают сделать работу за отведенные законом восемь часов в день;
  • надежность — после каждого спринта владельцы продукта знают, что у них будут полностью работающие элементы продукта, которые, при необходимости, можно встроить в рабочий процесс.

Если ваша команда работает по Scrum, от этого выигрывает и клиент. Как это происходит, рассказывает Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов из TexTerra.

Главное — клиент получает именно тот продукт, который он ожидает. Метод работы по Scrum позволяет командам со стороны разработчика и со стороны клиента действовать в плотной связке и моментально получать обратную связь. Если у клиента появились новые идеи или изменились вводные, гибкая разработка позволит оперативно внести коррективы в проект, а не ждать завершения этапа, во время которого у клиента что-то может поменяться, и на выходе он получит продукт, за который заплатил, но который уже неактуален. Клиент находится в проекте и держит руку на пульсе: обе команды минимизируют риски объемных правок, так как работа идет спринтами и, при возникновении ошибок, они устраняются на начальных этапах, а не множатся на весь проект. Соответственно, в значительной степени сокращается время на правки и согласование.

Метод каскада

При использовании метода каскадной разработки на начальном этапе клиент получает чёткие сроки сдачи проекта и диаграмму Ганта, которая наглядно показывает, когда какой этап планируется завершить. На бумаге всё красиво и логично, но в ходе проекта сроки постоянно сдвигаются и диаграмма Ганта получает всё новые и новые версии. Чаще всего это происходит потому, что на клиента сваливаются объемные результаты этапов для согласования и ему нужно много времени на то, чтобы всё изучить, выявить ошибки и вернуть проект на доработку. В свою очередь разработчикам нужно время, чтобы изучить список правок, внести их и снова отправить результат на согласование. И таких массивных итераций может быть несколько на каждый этап. А пока этап не согласован – проект не движется дальше.

Внедрение Scrum

Внедрять скрам можно в любой сфере – от маркетинга и продаж до самоорганизации. Везде, где нужно упорядочить процесс. Успешно применяется методика и в обучающих продуктах.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Внедрение Scrum в образовательные продукты

Опытом делится Антон Блинов, руководитель TeachLine.

Наше подразделение представляет собой отдельный бизнес-юнит TexTerra, который занимается разработкой образовательных продуктов в тематике интернет-маркетинга (и не только). Наши клиенты – это B2C (маркетологи, копирайтеры и другие), B2B заказчики, которым мы разрабатываем и проводим корпоративное обучение под ключ. Команда состоит и пяти сотрудников, которые функционально закрывают все – от маркетинга и продаж до разработки продукта.

Какие были сложности

Наш переходу к Agile и Scrum, в частности, стал вынужденной мерой. Ранее в команде было планирование сродни «Ватерфолу». У нас есть CRM Bitrix24, все задачи по проектам фиксировались там. Но у этой структуры планирования работ были ощутимые минусы.

  • Так как в CRM все задачи были «равноценны» в принципе, но не равноценны по важности для проектов, часто внимание распылялось и многие задачи попросту «тонули» в лавине других.
  • Не было единой базы идей, которых членами команды генерировалось очень много. Эти идеи забывали, теряли и, конечно, не реализовали.
  • Задачи по проекта фактически лимитировались релизами, и часто решение задач затягивалось, ведь «время еще есть». Это приводило к цейтнотам перед дедлайнами. Иногда эти дедлайны смещались, что негативно сказывалось на развитии проекта.

Бытует мнение, что спринты могут вызвать напряжение и нервозность у сотрудников, а не приучить их к порядку. Но спринты нужно всего лишь правильно использовать. И вот тому подтверждение.

Как работать по Scrum

При внедрении Scrum мы начали планировать работы по проектам (маркетинг, новые продукты, текущие продукты и т.д.) недельными спринтами, которые у нас длятся с пятницы по пятницу. Данный формат мы выбрали специально – для того, чтобы в понедельник у команды с самого утра был план работ на неделю и можно было сразу приступать к его реализации. Спринты мы наполняем задачами из беклога, которые предварительно оцениваем по шкале трудоемкости от 1 до 5 (стори-поинты).

Внедрение Scrum

Как формируются задачи

Для того, чтобы наполнить беклог задачами, мы с командой проводим совещания по проектам в формате брейншторма, в рамках которого описываем ход будущего проекта и формируем список задач, который перемещается в беклог в CRM Bitrix 24. После этого мы еще раз критично смотрим на задачи. В результате нередко удается их оптимизировать. В дальнейшем мы переносим задачи в спринт.

Для управление задачами Scrum-команды мы используем функционал Scrum в Bitrix 24. Это удобный шаблон для работы с задачами, в которых уже реализован фреймворк Scrum.

Как вы поняли, короткие летучки помогают команде составить четкий план действий и не вызывают сопротивления у коллег.

Что изменилось после внедрения Scrum

Так как методология Scrum основана на большом количестве встреч и обсуждений, ее применение позволило выровнять эмоциональный фон в команде и сплотить сотрудников. Следование Scrum позволяет сфокусироваться на текущем спринте и ни на чем более. Это снижает риски «распыления» внимания.

Гибкий подход к разработке проектов, позволяет быстро менять вектор развития, реагируя на внешние обстоятельства, ведь мы жестко планируем ограниченный спринт. Такое свойство команды очень востребовано в современном мире, ведь условия меняются очень быстро.

Другие примеры

Юрист Елена рассказала нам, как после внедрения Scrum у строительных юристов началась слаженная работа и исчез хаос.

«У нас небольшой юридический отдел из 5 человек. Наша работа заключается в решении спорных вопросов крупной строительной компании.

В юридических вопросах ошибаться нельзя — даже неверно поставленная запятая в договоре может изменить смысл и поэтому считается грубой ошибкой».

Какие проблемы были в работе

Как рассказала Елена, в работе отдела они столкнулись с рядом сложностей.

  • Трудно расставить приоритеты между текущими задачами и срочными. Было ощущение, что все, что внезапно возникало, нужно решать сейчас. Отсюда появлялся перекос в ту или иную сторону.
  • Нечеткий статус выполнения работы. Например, документы передали на утверждение руководству, они находятся на рассмотрении или про них просто забыли и нужно напомнить. Вот этот вопрос могли мучительно решать несколько юристов сразу, перекидывая задачу друг на друга (никто не хотел звонить боссу).
  • Трудности с контролем выполнения работ. В специальной программе все задачи подсвечиваются по мере выполнения. Чтобы не возникали сомнения у руководителя в компетентности юриста, ставится статус «в работе», даже если задача еще «на рассмотрении». Это очень сбивает с толку — непонятно, когда юрист на самом деле может отчитаться по одной из задач.
  • Как следствие, нагрузка на участников команды распределяется неравномерно – кому-то «прилетает» больше, а кто-то сидит без работы.
  • Из-за постоянного ощущения нехватки времени появляется стресс у всех работников отдела.

Все эти проблемы были устранены с введением Scrum.

Обучение Scrum-команды

Обучать команду может наемный сотрудник, его называют Scrum-мастером. Либо можно выбрать лидера из участников команды. У всех игроков есть свои Scrum-роли (владелец, разработчики и т.д). Scrum-мастер отвечает за три важных момента.

  1. Обучение команды. Нужно рассказывать о том, что делает каждый и с какими трудностями сталкивается. Проблемы следует решать сообща. Поэтому очень важно научиться строить открытые диалоги, которые помогут слышать коллегу из команды. Задача Scrum-мастера – выстроить процесс так, чтобы в команде не начались споры и взаимные обвинения.
  2. Составление бэклога (списка задач). Каждый участник Scrum-команды должен делиться идеями, как он представляет выполнение плановых задач. Scrum-мастер собирает это в общий список. После этого составляются спринты и распределяются задачи бэклога.
  3. Ретроспективы (проведение промежуточных результатов по каждой задаче). Это делается, чтобы понять, какая складывается ситуация и как можно решить проблему, если она появляется. Такие обсуждения помогают успокоиться и решить вопросы.

Что получилось

На отработку нового метода может уйти месяц и более, но в результате рабочее время будет использоваться продуктивнее и с расстановкой приоритетов.

Ксения Семенюк, руководитель проектных решений сервисного центра «Транстелематика»:

«Наша компания производит системы для городского пассажирского транспорта, с которыми имеют дело миллионы людей каждый день. Мы делаем совершенно разные продукты – от систем безопасности до валидаторов, с помощью которых можно оплатить проезд банковской картой. При проектировании и производстве оборудования мы используем смешанный подход, поскольку в техническом задании уже определен ряд параметров для будущего оборудования. Гибкость заключается в доработках оборудования после тестирования или пилотного запуска.

Но при разработках программного обеспечения мы используем полностью гибкие подходы «Скрам» или «Канбан», в зависимости от типа продукта. Scrum нам позволяет выводить продукт на рынок быстрее и делать его более качественным, с наименьшим количеством ошибок. Например, ошибки при оплате проезда — невозможность совершить оплату в транспорте, а это недополученная выручка у заказчика. Чтобы внедрить скрам в организации, нужна поддержка и желание руководства компании. Но мало сказать, что мы теперь работаем по Scrum, важно договориться о правилах и соблюдать их всем участникам команды».

Читайте также:

Методология Scrum: отличия от Kanban и Agile

Вот 5 навыков, без которых работы в 2023 году не видать

Бесполезность совещаний доказана. На этот раз — точно

Сделаем вам стратегию

для сайта или всего бизнеса

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

24 апр 2024
352
Как создать контент, который запомнят – советы нейрофизиолога

Биолог назвал 4 задачи контент-маркетинга: обойти антиспам-систему мозга, проникнуть в долговременную память, слиться с картиной мира и зажечь эмоции.

24 апр 2024
351
Лестница Бена Ханта в маркетинге – что это

Учимся ранжировать клиентов по степени их осведомленности о ваших товарах и услугах.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.