Представьте, что вы вдохновились методологией Scrum (ранее мы писали, чем отличается Scrum от других методов) и решили внедрить его в своей компании Но, чтобы коллеги оценили идею, Scrum нужно сделать понятным для них. Мы покажем на примерах, как грамотно использовать Scrum в компаниях.
Почему Scrum
Бизнесы все чаще выбирают Scrum-метод для работы в команде, и вот почему:
- гибкость метода — всегда можно исправить продукт еще на этапе тестирования, при этом не меняя весь проект;
- здоровый подход — если делать все правильно, используя инструменты метода (спринты, бэклоги, ретроспективы и т.д), то продуктивность команды увеличивается, так как сотрудники не перерабатывают, а наоборот успевают сделать работу за отведенные законом восемь часов в день;
- надежность — после каждого спринта владельцы продукта знают, что у них будут полностью работающие элементы продукта, которые, при необходимости, можно встроить в рабочий процесс.
Если ваша команда работает по Scrum, от этого выигрывает и клиент. Как это происходит, рассказывает Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов из TexTerra.
Главное — клиент получает именно тот продукт, который он ожидает. Метод работы по Scrum позволяет командам со стороны разработчика и со стороны клиента действовать в плотной связке и моментально получать обратную связь. Если у клиента появились новые идеи или изменились вводные, гибкая разработка позволит оперативно внести коррективы в проект, а не ждать завершения этапа, во время которого у клиента что-то может поменяться, и на выходе он получит продукт, за который заплатил, но который уже неактуален. Клиент находится в проекте и держит руку на пульсе: обе команды минимизируют риски объемных правок, так как работа идет спринтами и, при возникновении ошибок, они устраняются на начальных этапах, а не множатся на весь проект. Соответственно, в значительной степени сокращается время на правки и согласование.
Метод каскада
При использовании метода каскадной разработки на начальном этапе клиент получает чёткие сроки сдачи проекта и диаграмму Ганта, которая наглядно показывает, когда какой этап планируется завершить. На бумаге всё красиво и логично, но в ходе проекта сроки постоянно сдвигаются и диаграмма Ганта получает всё новые и новые версии. Чаще всего это происходит потому, что на клиента сваливаются объемные результаты этапов для согласования и ему нужно много времени на то, чтобы всё изучить, выявить ошибки и вернуть проект на доработку. В свою очередь разработчикам нужно время, чтобы изучить список правок, внести их и снова отправить результат на согласование. И таких массивных итераций может быть несколько на каждый этап. А пока этап не согласован – проект не движется дальше.
Внедрять скрам можно в любой сфере – от маркетинга и продаж до самоорганизации. Везде, где нужно упорядочить процесс. Успешно применяется методика и в обучающих продуктах.
Внедрение Scrum в образовательные продукты
Опытом делится Антон Блинов, руководитель TeachLine.
Наше подразделение представляет собой отдельный бизнес-юнит TexTerra, который занимается разработкой образовательных продуктов в тематике интернет-маркетинга (и не только). Наши клиенты – это B2C (маркетологи, копирайтеры и другие), B2B заказчики, которым мы разрабатываем и проводим корпоративное обучение под ключ. Команда состоит и пяти сотрудников, которые функционально закрывают все – от маркетинга и продаж до разработки продукта.
Какие были сложности
Наш переходу к Agile и Scrum, в частности, стал вынужденной мерой. Ранее в команде было планирование сродни «Ватерфолу». У нас есть CRM Bitrix24, все задачи по проектам фиксировались там. Но у этой структуры планирования работ были ощутимые минусы.
- Так как в CRM все задачи были «равноценны» в принципе, но не равноценны по важности для проектов, часто внимание распылялось и многие задачи попросту «тонули» в лавине других.
- Не было единой базы идей, которых членами команды генерировалось очень много. Эти идеи забывали, теряли и, конечно, не реализовали.
- Задачи по проекта фактически лимитировались релизами, и часто решение задач затягивалось, ведь «время еще есть». Это приводило к цейтнотам перед дедлайнами. Иногда эти дедлайны смещались, что негативно сказывалось на развитии проекта.
Бытует мнение, что спринты могут вызвать напряжение и нервозность у сотрудников, а не приучить их к порядку. Но спринты нужно всего лишь правильно использовать. И вот тому подтверждение.
Как работать по Scrum
При внедрении Scrum мы начали планировать работы по проектам (маркетинг, новые продукты, текущие продукты и т.д.) недельными спринтами, которые у нас длятся с пятницы по пятницу. Данный формат мы выбрали специально – для того, чтобы в понедельник у команды с самого утра был план работ на неделю и можно было сразу приступать к его реализации. Спринты мы наполняем задачами из беклога, которые предварительно оцениваем по шкале трудоемкости от 1 до 5 (стори-поинты).
Как формируются задачи
Для того, чтобы наполнить беклог задачами, мы с командой проводим совещания по проектам в формате брейншторма, в рамках которого описываем ход будущего проекта и формируем список задач, который перемещается в беклог в CRM Bitrix 24. После этого мы еще раз критично смотрим на задачи. В результате нередко удается их оптимизировать. В дальнейшем мы переносим задачи в спринт.
Для управление задачами Scrum-команды мы используем функционал Scrum в Bitrix 24. Это удобный шаблон для работы с задачами, в которых уже реализован фреймворк Scrum.
Как вы поняли, короткие летучки помогают команде составить четкий план действий и не вызывают сопротивления у коллег.
Что изменилось после внедрения Scrum
Так как методология Scrum основана на большом количестве встреч и обсуждений, ее применение позволило выровнять эмоциональный фон в команде и сплотить сотрудников. Следование Scrum позволяет сфокусироваться на текущем спринте и ни на чем более. Это снижает риски «распыления» внимания.
Гибкий подход к разработке проектов, позволяет быстро менять вектор развития, реагируя на внешние обстоятельства, ведь мы жестко планируем ограниченный спринт. Такое свойство команды очень востребовано в современном мире, ведь условия меняются очень быстро.
Другие примеры
Юрист Елена рассказала нам, как после внедрения Scrum у строительных юристов началась слаженная работа и исчез хаос.
«У нас небольшой юридический отдел из 5 человек. Наша работа заключается в решении спорных вопросов крупной строительной компании.
В юридических вопросах ошибаться нельзя — даже неверно поставленная запятая в договоре может изменить смысл и поэтому считается грубой ошибкой».
Какие проблемы были в работе
Как рассказала Елена, в работе отдела они столкнулись с рядом сложностей.
- Трудно расставить приоритеты между текущими задачами и срочными. Было ощущение, что все, что внезапно возникало, нужно решать сейчас. Отсюда появлялся перекос в ту или иную сторону.
- Нечеткий статус выполнения работы. Например, документы передали на утверждение руководству, они находятся на рассмотрении или про них просто забыли и нужно напомнить. Вот этот вопрос могли мучительно решать несколько юристов сразу, перекидывая задачу друг на друга (никто не хотел звонить боссу).
- Трудности с контролем выполнения работ. В специальной программе все задачи подсвечиваются по мере выполнения. Чтобы не возникали сомнения у руководителя в компетентности юриста, ставится статус «в работе», даже если задача еще «на рассмотрении». Это очень сбивает с толку — непонятно, когда юрист на самом деле может отчитаться по одной из задач.
- Как следствие, нагрузка на участников команды распределяется неравномерно – кому-то «прилетает» больше, а кто-то сидит без работы.
- Из-за постоянного ощущения нехватки времени появляется стресс у всех работников отдела.
Все эти проблемы были устранены с введением Scrum.
Обучение Scrum-команды
Обучать команду может наемный сотрудник, его называют Scrum-мастером. Либо можно выбрать лидера из участников команды. У всех игроков есть свои Scrum-роли (владелец, разработчики и т.д). Scrum-мастер отвечает за три важных момента.
- Обучение команды. Нужно рассказывать о том, что делает каждый и с какими трудностями сталкивается. Проблемы следует решать сообща. Поэтому очень важно научиться строить открытые диалоги, которые помогут слышать коллегу из команды. Задача Scrum-мастера – выстроить процесс так, чтобы в команде не начались споры и взаимные обвинения.
- Составление бэклога (списка задач). Каждый участник Scrum-команды должен делиться идеями, как он представляет выполнение плановых задач. Scrum-мастер собирает это в общий список. После этого составляются спринты и распределяются задачи бэклога.
- Ретроспективы (проведение промежуточных результатов по каждой задаче). Это делается, чтобы понять, какая складывается ситуация и как можно решить проблему, если она появляется. Такие обсуждения помогают успокоиться и решить вопросы.
Что получилось
На отработку нового метода может уйти месяц и более, но в результате рабочее время будет использоваться продуктивнее и с расстановкой приоритетов.
Ксения Семенюк, руководитель проектных решений сервисного центра «Транстелематика»:
«Наша компания производит системы для городского пассажирского транспорта, с которыми имеют дело миллионы людей каждый день. Мы делаем совершенно разные продукты – от систем безопасности до валидаторов, с помощью которых можно оплатить проезд банковской картой. При проектировании и производстве оборудования мы используем смешанный подход, поскольку в техническом задании уже определен ряд параметров для будущего оборудования. Гибкость заключается в доработках оборудования после тестирования или пилотного запуска.
Но при разработках программного обеспечения мы используем полностью гибкие подходы «Скрам» или «Канбан», в зависимости от типа продукта. Scrum нам позволяет выводить продукт на рынок быстрее и делать его более качественным, с наименьшим количеством ошибок. Например, ошибки при оплате проезда — невозможность совершить оплату в транспорте, а это недополученная выручка у заказчика. Чтобы внедрить скрам в организации, нужна поддержка и желание руководства компании. Но мало сказать, что мы теперь работаем по Scrum, важно договориться о правилах и соблюдать их всем участникам команды».
Читайте также:
Методология Scrum: отличия от Kanban и Agile