Компании начали публиковать отчеты за первое полугодие 2021-го. И они выглядят прекрасно. Является ли это доказательством того, что жизнь налаживается? В конце материала – небольшой опрос для вас.
За основу мы приняли показатели чистой прибыли.
*Чистая прибыль компании – это те деньги, которые остаются в компании по итогам отчетного периода после всех расходов и уплаты налогов и могут быть распределены между акционерами в виде дивидендов.
Банки: начинают и выигрывают
По данным ЦБ, за первое полугодие 2021 года российские банки получили рекордное количество чистой прибыли – почти 1,2 трлн руб. Эта цифра вдвое превышает показатель прошлого года (630 млрд руб.), и на 42 % больше значения 2019 года (840 млрд руб.).
Взрывной рост показателей объясняется повышением выдачи кредитов, увеличением чистого процентного дохода (+223 млрд руб.) и чистого дохода от комиссии за обслуживание наших с вами счетов (+150 млрд руб.). Проще говоря, в пандемию 2020 года доходы россиян снизились (на 3,5 % по сравнению с 2019 годом). Когда люди беднеют, они берут кредиты, банки при этом процветают. Кроме того, до 1 июля 2021 года работала льготная ставка по ипотеке, это вызвало рост выданных кредитов.
Самую большую чистую прибыль показал, естественно, Сбербанк: она составила 325,3 млрд руб., что на +90,5 % больше аналогичного периода прошлого года.
Ретейлеры укрупняются
Торговые сети также были успешны в первом полугодии. Например, чистая прибыль ПАО «Магнит» за этот период выросла на 53,8 % по сравнению с прошлым годом и составила 22,3 млн рублей. При этом компания еще купила розничную сеть «Дикси».
Было бы интересно посмотреть на цифры чистой прибыли X5 Group, однако они раскрывают не все финансовые показатели, а только чистую выручку* – она выросла на 9,4 %, до 1,052 трлн руб.
*Чистая выручка – это выручка от продаж после вычета НДС, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок.
Отдельно по сетям в составе ретейлера:
- рост «Пятерочки» – 9,5 % (847,9 млрд руб.);
- рост «Перекрестка» – на 11,1 %, до 164,7 млрд руб.
И только выручка «Карусели», от которой Х5 постепенно избавляется, снизилась на 42,5 %, до 18,194 млрд рублей.
В минусе оказалась «Лента». Ее чистая прибыль в первом полугодии 2021 года снизилась на 42,7 % по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года – до 5,105 млрд рублей.
IT-гиганты не растут, они инвестируют
К настоящему моменту известны цифры двух крупных компаний. Mail.ru Group показала, что совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний снизилась на 23,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 4 234 млн руб.
У «Яндекса» скорректированная чистая прибыль составляет 4 млрд руб.
Выручка по отдельным сегментам «Яндекса»:
- Медиасервисы (единая подписка на сервисы «Яндекса» – «Яндекс Плюс», «Яндекс.Музыка», «КиноПоиск», «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Студия») — 7 580 млн руб. (рост 142 %).
- «Яндекс.Маркет» («Яндекс.Маркет», «Яндекс.Лавка» и доходы от продаж в сегменте «Устройства») — 16 172 млн руб. (рост 22 %).
- Транспортные сервисы («Такси», «Яндекс.Драйв», «Яндекс.Доставка», «Фудтех») – 54 184 млн руб. (рост 101 %).
- Прочие бизнес-юниты и инициативы («Дзен», Yandex.Cloud, «Яндекс.Образование», «Яндекс.Услуги» и другие эксперименты) – 9 628 млн руб. (155 %).
Хотя показатели буквально всех сервисов растут, «Яндекс» демонстрирует некоторое общее падение прибыли (на 13 % по сравнению с прошлым годом). Такую динамику «Яндекс» объясняет тем, что они продолжают инвестировать в развитие операционной деятельности, расширение ассортимента товаров и снижение комиссии для продавцов маркетплейсов, развитие инфраструктуры доставки, усиление дистрибуции и маркетингового сопровождения после ребрендинга в 2020 году. Проще говоря, чтобы увеличить выручку, компания увеличила затраты на привлечение клиентов.
Маркетплейсы переживают бурный рост
Пока нет отчетов по основным маркетплейсам, лишь Wildberries частично показал цифры, пока без чистой прибыли. Но и этого достаточно, чтобы понимать: интернет-агрегаторы товаров растут невероятными темпами. За полугодие оборот увеличился на 70 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 303 млрд руб. Компания приняла 300,2 млн оплаченных заказов – на 139 % больше, чем годом ранее. Среди покупок лидируют три категории: «Одежда, обувь и аксессуары», «Товары для дома и дачи» и «Детские товары».