Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Россия – для лицемерных: как соцсети и сервисы XXI века принудили нас врать и «раздели» перед бизнесом Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Для всякого разумного человека 2021-й должен стать годом обеспечения непрозрачности своей частной жизни, годом чистки соцсетей и облачных хранилищ от компромата на себя самого, смартфона – от следящих приложений, головы – от устаревших представлений о том, что есть частное, а что – общедоступное. Если уж вести традиционную для России двойную жизнь, то следует делать это современно и с умом.

Когда под салюты и грохот миллениум-вечеринок наступал XXI век, люди не могли и вообразить, к какому необыкновенному лицемерию они придут через какие-то 20 лет. Раньше врать другим о себе было несколько сложнее. Приходилось делать это глаза в глаза – ну, если вы были не Леонид Ильич Брежнев и не Алла Пугачева, которым помогали создавать их образы специально подобранные люди и дрессированные СМИ.

Также россиянам и в страшном сне не привиделось бы, что их домашняя жизнь в 2020-м станет почти абсолютно прозрачной для сотен частных компаний из разных стран, для банков, государства и каких-то вовсе незнакомых пользователей интернета.

По окончании второго десятилетия века информационных технологий люди оказались в парадоксальном положении. С одной стороны, они получили великолепные инструменты для создания своего публичного «лица». Теперь у каждого оцифрованного россиянина есть несколько интернет-витрин, на которых представлен его аватар: в соцсетях – обычных и «профессиональных», в блогах, мессенжерах, на собственных сайтах, на видеохостингах, стриминговых платформах и т. п.

С другой стороны, информация о реальной частной жизни жителей страны практически не защищена. Во-первых, люди по наивности, недомыслию и неграмотности сами вываливают на какие попало сервера тонны сведений о себе. Во-вторых, данные собираются добровольно-принудительно и в таких масштабах и подробностях, что пользователи современных гаджетов и сервисов оказываются практически голыми перед корпорациями, маркетологами и государством.

Жизненная стратегия «быть себе на уме» к 2021 году стала чрезвычайно непросто реализуемой. Слишком много усилий нужно предпринимать, чтобы ограничивать поток исходящей от собственных устройств и банковских карт инфы. Кроме того, требуется непрерывно ковать личный бренд – в довесок к основной работе или бизнесу, и это отнимает массу сил.

По факту россияне столкнулись с «новой социальностью», которая состоит из публичного лукавства и частной жизни с абсолютно неприкрытой (с точки зрения информационной безопасности) задницей.

Новая социальность и старая глупость. Прозрачность без границ

Если зайти в раздел «Файлы» сети «ВКонтакте» и немного поразвлечься с поиском, в открытом доступе можно обнаружить: номера мобильных телефонов и адреса электронной почты депутатов региональных парламентов и Госдумы; списки работников частных и государственных предприятий (часто с контактами); утечки файлов от музыкальных «звезд» и блогеров; сканы заявлений в прокуратуру и другие правоохранительные органы частных лиц; финансовые документы вузов, госучреждений и частных компаний; сканы паспортов в высоком разрешении; списки россиян с положительным тестом на Ковид (с номерами телефонов); сканы страховых свидетельств и других личных документов – этот перечень можно продолжать почти бесконечно.

Россияне (как частные лица, так и должностные) массово проявляют невероятную глупость и безответственность, публично делясь в Cети файлами, которые содержат чувствительные персональные данные. Это ненормально, но это фактическая норма.

Зная полное имя человека, его адрес, дату и место его рождения, при известной сноровке можно накопать о нем много интересного, совершенно не нарушая закон, а пользуясь лишь открытыми источниками: скажем, узнать о его долгах; о кадастровой стоимости его жилья; раздобыть сведения о бизнесе, которым человек владеет (владел) и его оборотах, о его участии в судебных тяжбах, в том числе о правонарушениях и так далее. Причем для этого даже не нужно регистрироваться на сайтах с общедоступными базами данных.

Государственные реестры и соцсети к 2020 году обеспечили людям такую «прозрачность», что им впору бежать в глухие сибирские уголки, переходить на охоту, собирательство, жительство в лесных землянках, торговлю дарами природы строго за нал или на натуральный обмен.

Как можно догадаться все вышеназванное – лишь верхушка айсберга. (От автора: ниже будет приведено несколько перечней. Читать их, вероятно, покажется трудным, но все-таки стоит это сделать – чтобы представлять себе реальные масштабы сбора персональной информации о нас).

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Что на самом деле знают о россиянах государство и бизнес

Да практически все: от дохода домохозяйств и типичных покупок до перемещений; от метража и формы жилой недвижимости до сексуальных предпочтений. Обратимся по этому поводу к обзорной работе «Плюсы и минусы информационно-электронных источников данных о человеке» за авторством доктора экономических наук Александра Петрова – профессора Московского государственного юридического Университета им. Кутафина.

Из нее мы можем узнать, например, что российские банки собирают следующие сведения о своих клиентах: кредитные счета; выступает клиент или нет поручителем по обязательствам третьих лиц; его платежный статус на данный момент; сведения о просроченных текущих и прошлых платежах; данные паспорта; адрес регистрации, проживания, временной регистрации; информацию о судимостях и возможном розыске клиента; результат проверки по ЕГРЮЛ; сведения об «административках»; состоит или нет проверяемый на наркоучете; информацию о нарушениях правил дорожного движения; числится или нет в «черных списках» кредитных организаций; информацию о месте работы; информацию о реальном статусе генерального директора или «зиц-председателя» в бизнесе и. т. п. – список далеко неполный.

Александр Петров сообщает, что частные интернет-платформы и операторы связи делятся с банками в том числе и «скоринговыми данными». Профессор говорит о некой высокотехнологичной системе, которая позволяет отслеживать человека по тому, как он использует свои банковские карты, и на основе полученных сведений составлять его «скоринговый портрет».

Итак, банки и их партнеры дополнительно знают о:

  • финансовом поведении клиента, его инвестициях, сбережениях и накоплениях, тратах и образе жизни;
  • о его платежах и расходах за границей;
  • его активности в соцсетях;
  • его ежедневных перемещениях;
  • его семейном положении;
  • образовании;
  • профессии и месте работы;
  • о том, где он бывает после окончания рабочего дня (фитнес-клубы, встречи с друзьями, концерты…)

По уверению профессора Петрова, наряду с банковским «скорингом», трекингом перемещений и онлайн-активности применяется также «психометрический скоринг», позволяющий определить психологические особенности россиянина и основные паттерны его поведения.

Бизнес (а сейчас к этому подключается и государство) для формирования морально-этического, психологического и репутационного портрета гражданина собирает данные о его интересах и потребительских предпочтениях; стаже работы и должностях; наличии недвижимости и транспортных средств; все, что можно выкачать из соцсетей; сведения об онлайн активности на сайтах коммерческих организаций; биометрические данные (например, фото, образцы голоса); информацию из сервисов онлайн бухгалтерии; информацию статистических веб-сервисов, сервисов доставки, геосервисов; сведения туристических компаний, транспортных систем; данные камер наблюдения, оборудованных программным обеспечением с искусственным интеллектом и технологией распознавания лиц; данные умных устройств, включая SMART-телевизоры…

От себя добавим, что, по результатам 2020 года, доля безналичных платежей в России выросла до 70 %. Поскольку по каждому платежу формируются фискальные чеки, множество участников рынка – от Налоговой службы до банков, от систем электронных денег до онлайн-магазинов и прочего интернет-бизнеса – хорошо представляют себе размеры трат граждан, их потребительскую корзину и покупательские предпочтения.

На фоне сказанного, усилия россиян кем-то казаться на своих «онлайн-витринах» выглядят несколько потешно. Тем не менее, огромная армия интернет-пользователей ежедневно, прямо или косвенно создает истории, призванные явить миру отредактированные, «правильные» виртуальные образы себя.

Зачем вся эта суета

Ну как – зачем? Рекрутеры теперь плюют на резюме и изучают вместо них соцсетевые профили претендентов на вакансии, а особо дотошные – шарят по государственным базам данных. Рациональные кандидаты в работники в свою очередь сами «пробивают» потенциальных работодателей, чтобы застраховаться от дурного найма.

Компании хитроумным образом выстраивают коммуникации с потребителями, комплексный интернет-маркетинг стал сложным делом, густо замешанным на аналитике больших данных и изучении поведенческих паттернов клиента.

Сами потребители тоже бывают не лыком шиты – сканируют сеть в поисках отзывов о товарах и услугах, придирчиво сравнивают ценники, престижность продуктов, пытаются докопаться до их истинной ценности.

А по сути, все люди электронным образом взаимно «проясняют» друг друга, чтобы гарантированно получить выгоду от сотрудничества или общения. Крупный бизнес ищет способы закабаления больших масс людей, государства ищут тотального контроля. Все как и тысячу лет назад, только с помощью новых инструментов.

Людям свойственно пускать пыль в глаза и скрывать неприглядные стороны своей натуры. Молодым – наоборот выпячивать свои особенности и демонстрировать яркую окраску.

По мнению упоминавшегося выше профессора Петрова, участники соцсетей делятся на следующие основные типы по мотивации:

  • деловые / социальные предприниматели – используют соцсети для заработка;
  • экспансионисты / конквистадоры – холодные / критически мыслящие пользователи, размещающие в соцсетях выгодную для своего имиджа информацию;
  • теплые и эмоциональные – стремятся поделиться прекрасным и радостным с другими пользователями;
  • путешественники – делятся впечатлениями о чудесах мира;
  • игроманы;
  • одинокие;
  • бесшабашные хулиганы;
  • нарциссы – самовлюбленные пользователи с завышенной самооценкой, постоянно демонстрирующие свои преимущества перед другими и любовь к себе других;
  • невротики – духовно одинокие пользователи, постоянно нуждающиеся в сочувствии других;
  • временные – пользователи, которые постоянно боятся затеряться в общем пространстве и быть забытыми. Этот страх заставляет их вести себя безнравственно.

Указанная классификация не полна и несколько спорна, но прекрасно, что кто-то хотя бы пытается ее составить. На самом деле человечество, в том числе и Россия, остро нуждается в какой-то актуальной сетевой социологии и психологии, которая стала бы с научных позиций описывать возникающую на наших глазах «новую социальность».

Это необходимо, потому что социальное лицемерие и радикальная прозрачность частной жизни вышли на исторически беспрецедентный уровень. По сути, только наука может уберечь человечество от неочевидных опасностей, созданных первыми 20-ю годами XXI века. А пока она присматривается к происходящему…

…рациональным людям стоит кое-что сделать

Самое разумное сетевое поведение в 2021-м году – это методы как раз «конквистадора» из классификации Петрова. С прозрачностью доходов и крупных расходов перед оком государства (и только перед ним) мы можем согласиться. В конце концов мы все волею судьбы собрались здесь, чтобы совместно иметь социальные гарантии – на скорую помощь, на охрану правопорядка, на дороги, на нормальную среду для инвалидов и прочее. Хочешь не хочешь, а приходится скидываться в виде налогов на все это. Ведь не знаешь, когда сам станешь вызывать неотложку, не предвидишь, что можешь сделаться инвалидом…

Но вот что касается прозрачности перед другими такими же гражданами, в том числе владельцами бизнеса – ее необходимость вызывает, мягко говоря, недоумение.

Коммерческие компании принадлежат не небожителями, а таким же россиянам, как все. Очевидно, что у них не должно быть права доступа к такому многообразию личных данных, которое они получают сегодня. Поскольку мы сами предоставляем этот доступ, используя сервисы компаний, их банковские карты, их интерфейсы и мобильные приложения, в социальной прозрачности нашей частной жизни мы и виноваты. Не одни только мы, но в значительной мере мы.

Поэтому настоящий интернет-конквистадор третьего десятилетия XXI века – это человек, который сел и трезво прояснил для себя: в какой степени он готов быть открыт «скорингу», составлению своего психологического портрета и прочей слежке.

Вероятно, в будущем у значительной части общества станет принято использовать смартфоны ограниченно – по работе, а в частной жизни довольствоваться как можно более простыми «звонилками». Возможно, эти люди станут покупать девайсы только со съемной батареей, чтобы иметь возможность обесточивать их.

В ближайшее время многие функции банков (в том числе посредничество в частных инвестициях, в кредитовании, в торговле (в виде процессинга карт) возьмут на себя построенные на блокчейне сервисы «распределенных финансов» (DeFi).

По всей видимости, новый DeFi-финтех своими принципами сделает прозрачность всех операций (блокчейн же), отсутствие бенефициаров, отсутствие сбора и передачи в третьи руки персональных данных.

Если РФ не станет законодательно ограничивать работу таких систем на своей территории, у людей, заинтересованных в сохранении тайны частной жизни, возникнет возможность ограничить свое общение с банками только получением зарплат (заработков в качестве плательщиков НПД, платежей при ведении деятельности в качестве ИП) и уплатой налогов.

Свое потребление в значительной степени можно будет вывести из-под внимания коммерческих структур (читай – каких-то незнакомых людей) так же, как сейчас возможно платить наличными за товары и мелкие услуги. Ведь чеки при оплате налом не персонализированы.

Вообще, в ближайшие годы возможно возникновение «новой потребительской экологии» – некоего набора принципов, следование которым исключит утечку сведений о частной жизни на сервера корпораций.

Конечно, для этого «конквистадорам» придется многим жертвовать. Например, отказаться от тех же робопылесосов, которые не только могут передавать данные о плане частной квартиры, но и подслушивать разговоры, даже не имея микрофона. Естественно, не в ходу у рациональных людей должны быть «умные телевизоры» и любые гаджеты грядущего «интернета вещей».

Вероятно, людям придется самоорганизоваться и начать писать приложения для популярных ОС, способные ограничивать «телеметрию» – слежение за компьютерами, планшетами и смартфонами пользователей и передачу на сервера корпораций собранных данных.

Не исключено, что люди будут вынуждены вообще отказаться от наиболее распространенных ОС. Ведь последние их версии, скажем, для PC и Mac, по отзывам специалистов, просто нашпигованы следящими функциями.

Возможно, возникнет обычай иметь дома 1-2 мощных компьютера, никогда не подключаемых к интернету – для важных файлов и задач и пару сетевых устройств – для коммуникаций по рабочим вопросам и развлечений.

Принцип «никаких микрофонов, камер и бытовой техники с IoT в квартире» станет для «конквистадоров» будущего основополагающим. Как и правило крайне скудно скармливать информацию о себе социальным сетям.

И это уже будет не простодушное «лицемерие», как сегодня. Это будет настоящая, продуманная забота о приватности. Человечество долго боялось «Старшего брата», но незаметно для себя наплодило целую толпу «братьев» больших и маленьких, охочих до семейных и личных тайн. В третьем десятилетии XXI века разумно было бы перестать насыщать их жадные до информации электронные органы чувств.

С наступающим!

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 335
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
849
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 002
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.