9 октября Ксения Собчак попала в ДТП, которое унесло жизни двух человек, а на следующий день выложила пост про секреты счастья. Оказалось, это всего лишь автопостинг. Впрочем, и без него Собчак совершила много ошибок.
Ошибка №1: бросить людей в беде
9 октября на трассе между Адлером и Красной поляной Ксения Собчак попала в аварию. VIP-такси Mercedes, в котором была журналистка, пошел на обгон, выехал на встречную полосу и столкнулся с Volkswagen Polo – машину даже отбросило в сторону. В результате аварии погибла 35-летняя Екатерина Тарасова, мать шестилетней девочки. На пассажирском сидении ехала подруга Екатерины, которая умерла уже в больнице. Водителя машины перевезли на вертолете в краевую больницу.
Собчак с командой вышли из машины сразу после аварии, вызвали другое такси и без промедления поехали к аэропорту. Видеозаписи оттуда уже попали в сеть. Хотя это закрытая информация, как и протоколы с места ДТП, все могут изучить их:
В заключении после ДТП написали, что пассажиры Mercedes не получили травм. Такой вывод сделали сотрудники службы ГИБДД, не проводя медицинского осмотра. Позднее Ксения доказывала, что сильно пострадала, на ток-шоу с Андреем Малаховым обнародовали данные из клиники, в которой проходила обследование Собчак. Врачи установили, что девушка получила серьезные травмы.
Пользователи, впрочем, сомневаются:
Ксения не могла реально помочь пострадавшим – это пользователи соцсети понимают. Однако все же удивлены, что женщина не проявила человеческого участия: не прояснила обстановку, не вызвала скорую, не проследила за будущим пострадавших (или не сделала этого публично).
Ошибка №2: написать про счастье в Instagram
На следующий день в Instagram Собчак появился пост… про счастье. Ксения написала, чтобы стать счастливым, нужно отказаться от попыток постичь жизнь и смириться с ее таинственностью. Правило журналистки – сохранять самоиронию и не забывать, что умение посмеяться над собой – это безграничная сила. Еще одно правило – принять изменчивость жизни и знать, что ничто не остается прежним.
Это мы с вами понимаем, что публикацию таких материалов часто планируют заранее с помощью сервисов автопостинга, однако общественность забурчала. Пост удалили спустя несколько часов после выпуска, а Ксения опубликовала еще один текст «от себя» – с ошибками, пробелами перед точками и скачущими мыслями. Однако люди уже успели сформировать мнение: если бы аудитория журналистки не начала возмущаться, пост бы не удаляли?
Собчак принесла соболезнования и сказала, что была в шоковом состоянии, а потому не смогла бы помочь пострадавшим. Также Ксения сообщила о многочисленных травмах и сотрясении мозга.
Кстати, пост команда Собчак удалить забыла, но зато остановила работу над проектами: по понедельникам на канале «Осторожно: Собчак!» публиковались видео, но 11 октября новый ролик не вышел. Может быть, так Собчак выражает свои соболезнования. А может, рекламодатели отказались платить за размещение.
Ошибка №3: строить теории заговора
На момент подготовки статьи пост Ксении об аварии собрал 171 тыс. лайков и больше 25 тыс. комментариев (для сравнения, в среднем ее посты собирают по 300–500 комментариев и от 20 до 90 тыс. лайков).
Комментаторы, как обычно разделились на два лагеря. «Синие галочки» как один поддерживают Ксению, а сразу после звездных комментариев начинается негатив. Обычные люди в шоке: «Как можно было уехать с аварии, в которой погибли люди?».
Комментарии пользователей
Ксения негатив в свой адрес объясняет просто: это не люди взывают к человечности, а аппарат президента хочет сделать из журналистки второго Ефремова и специально организует травлю.
«По поводу фейков, связанных со мной. Я о порядочности в свой адрес даже просить не буду: знаю, что бесполезно», – пишет женщина в своем Telegram.
Ошибка №4: активничать только после огласки в СМИ
Больше суток после аварии Ксения никак не проявляла себя в медийном поле. Даже 10 октября, когда о случившемся уже рассказали все СМИ, она опубликовала отвлеченный пост:
На это обратили внимание многие медийные личности. Неужели ведущую беспокоит не само происшествие, а лишь собственный имидж?
Подруга погибшей Екатерины сообщила, что Ксения никак не отреагировала на просьбы пострадавших о помощи. Собчак это отрицает: «Мы поможем всем, потому что у нас с командой есть такая возможность. Помочь людям в горе, невольными участниками которого мы стали. Потому что мы, так уж случилось, остались живы». Получается, если бы подруга не записала это видео, Ксения бы игнорировала ее? Кстати, у себя в «Кровавой Барыне» Собчак нападает на девушку: «У меня нет входящих сообщений об этом. Но я ищу семьи всех погибших и пострадавших. С вами я тоже хочу связаться».
Известно, что Собчак уже направляла материальную помощь стороне погибшей. Они отказались от финансовой и юридической поддержки:
Ошибка №5: не следить за словами
11 октября в эфир вышел выпуск телепередачи Андрея Малахова с темой «Осторожно: Собчак» на «России 1». Сама Ксения на шоу не появилась, однако активно комментировала его в своем Instagram:
Ксения комментирует шоу в своем аккаунте
Больше всех пользователей возмутило поведение Андрея Малахова: он закончил передачу сообщением о погибших и сразу же переключил внимание пользователей на футбольный матч.
Ведущий на протяжении всей передачи поддерживал Ксению, но зрителей это ни капли не смягчило: теперь в лицемерии обвиняют обоих.
Кстати, водитель в прямом эфире признал вину. На него завели уголовное дело. Ксения Собчак подливает масла в огонь: шофер самостоятельно, по ее мнению, принял решение об обгоне.
Однако интернет ничего не забывает: пользователи нашли видео от 24 августа 2020 года, в котором телеведущая утверждает, что всегда указывает водителю, как ехать.
Но именно в этот раз, когда Ксения отвлеклась на «зумколл», водитель действовал по собственной воле и допустил такую оплошность.
Тут все банально. Она должна была остаться там, оказать помощь, проявить участие. Можно было повести себя правильно и «заработать очки» на будущее в плане пиара. Легче было бы все это разворачивать и обелять образ, чем устраивать «отмывать» себя у Малахова или в Facebook у главреда Forbes.
Поскольку Собчак не была за рулем, предъявить ей что-то трудно, поэтому пост про счастье выглядит очевидно нелогичным – он сработал как красная тряпка. Это выглядело как глупость и цинизм.
Думаю, что глобально в этом всем для Собчак проблемы нет: очень скоро все забудут, и вряд ли это скажется на аудитории, рекламодателях, новых проектах. В нашей стране нет связки между событиями, репутацией и бизнес-результатами. Хотя, конечно, такие истории намного больше будоражат аудиторию, чем бизнес-кейсы брендов типа «Тануки» и «Вкусвилла».
Как избежать ошибок? Никак
Если ты обычный пассажир такси и попадаешь в аварию, тебя считают таким же пострадавшим, как и пассажиров в другом авто. Если у тебя громкое имя, приговор «виновен» вынесут, даже если ты просто проходил мимо места аварии.
В такую ситуацию попала Ксения. Вот что пишут про нее в СМИ:
О чем эти заголовки? О Ксении, хотя не она сидела за рулем и не она погибла в этой аварии. Что остается ей сейчас, кроме как приносить извинения, предлагать помощь и бороться за право не оказаться в одном ряду с Ефремовым...
С точки зрения антикризисного PR, Ксении стоило бы ситуацию не замалчивать с самого начала: снять stories прямо с места аварии, рассказать про свой шок, про травмы, полученные в результате ДТП. Стоило бы связаться с семьей погибшего, организовать пресс-подход.
Сейчас существует глобальный спрос на искренность, которая в ситуации с Собчак была бы как никогда кстати. Если бы Ксения через час после аварии честно рассказала (хоть просто в посте в Instagram), что она расстроена, обескуражена и не представляет, как поступать дальше в подобной ситуации, то, скорее всего, встретила бы в качестве реакции в основном сочувствие и поддержку, а не хейт.