Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Они вообще другие: повзрослевшие «зумеры» выходят на рынок Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Ну вот они и выросли — «центениалы», «зэты», «хоумлендеры», о «заскоках» которых 10 лет трубили все СМИ планеты. Часть из них уже работает в реальной экономике, часть еще учится или стажируется. И все они являют собой новый тип потребителя и производителя, какого отечественная экономика еще не знала.

«Зумеры» и на рынок труда выходят не так, как нормальные люди. И потребляют не так, и мыслят свое будущее не так. Они шокирующе прагматичны и вместе с тем столь сосредоточены на творческом, а не каком-либо еще труде, что это кажется парадоксом.

Похоже, эти вчерашние дети не желают обслуживать процессы, не ими запущенные; угождать элитам (или тем сословиям, что принимают за элитные); не планируют встраиваться в привычные вертикальные иерархии. Но при этом хотят много денег.

Среди молодых все реже встречается типаж комсомольца-карьериста. Золотая мечта постсоветского человека 1970-1980-х годов рождения — теплое местечко на госслужбе или в крупной государственной корпорации — «зумеров» не вдохновляет.

Всем кажется, что они занимаются черт те чем. А они, пока возрастные дураки пишут о них уничижительную «аналитику», делают параллельную экономику — продают друг другу цифровые картинки, музыкальные биты, игровые предметы, пишут боты для соцсетей, поддерживают донатами стримерские и блогерские проекты своих сверстников, осваивают партизанский, условно «тиктокерский» интернет-маркетинг.

Им важен авторитет и успех в сетевых сообществах, а не в этих ваших традиционных иерархиях. И «зумеры» создали эти сообщества, которые, словно пересекающиеся друг с другом грибницы, пронизывают весь интернет.

Например, в соцсетях и мессенджерах молодежь организует сложные (в условиях санкций) коллективные закупки за границей коллекционных аниме-кукол, и для них имеется местный рынок. По похожей схеме в страну доставляются почти какие угодно предметы интереса «зэтов» — от электроники до косплеерских костюмов и экзотических настольных игр.

Они торгуют друг с другом всем подряд, оказывают в своем кругу услуги, организуют закрытые и открытые субкультурные фестивали, непонятные людям старших возрастов. У них свой музыкальный инди-рынок и инди-продакшн, развитая блогосфера, они снимают клипы и даже кино, у них свои дизайнерские фишки и прочая, и прочая.

Уже и в России ученые причисляют «Поколение Z» к когнитариату — классу наемных работников умственного труда, имеющих дело с производством и обработкой информации, часто выполняемых на высоком уровне абстракции.

Правда, «зумеры» не слишком ценят наемную работу. Среди них много неформальных и формальных самозанятых. А еще в этом поколении невероятно высок процент тех, кто мечтает или прямо планирует в будущем затеять собственный бизнес — свыше 80%.

Некоторые исследователи в современном обществе выделяют три новых социальных группы/класса:

  • в высших слоях — нетократию — владельцев информационного продукта и информационно-коммуникационных сетей;
  • в низших слоях — потребителей информационного продукта — консьюмериат;
  • в средних слоях — производящую социальную группу — когнитариат.

Российское «Поколение Z» очевидно относится к третьей. Его представители производят искомый информационный продукт, и потому именно они будут определять развитие общества в цифровую эпоху.

Поколение Z

Стремление к творческому труду — важнейшая доминанта у «зумеров»

Обратимся к результатам исследований, проводившихся лабораторией «Digital Future» Уфимского государственного нефтяного технического университета в ноябре 2022 – марте 2023 года на очень пристойной общей выборке в 2823 респондента из числа российских центениалов.

И отметим для себя, что в проведении этих изысканий, кроме опытных ученых, участвовали магистранты, аспиранты и молодые преподаватели, по возрасту относящиеся к пограничью возрастной когорты «Поколения Z». Это позволило увеличить информативность и объективность суждений во время проводившихся в рамках исследований фокус-групп.

Как выяснили ученые, большая часть (!) российских «зумеров» получила дополнительное образование в сфере искусства — в музыкальных школах, художественных студиях и прочих учреждениях.

Неудивительно, что они стремятся к творческому труду. 76,3% утвердительно ответили на вопрос «Из предложенных мне вакансий я выберу ту, в которой возможно применить креатив», а 59% считают, что творческий труд — это обязательный элемент работы или учебы.

И не то, чтобы все «зумеры» хотят быть прямо деятелями искусства. 38,7% рассматривают творческие занятия как хобби. Тем не менее, проникновение этой деятельности в поколении очень высоко.

17% размещали свои работы в социальных сетях (без цели монетизации), и лишь 7,5% считают свои работы, не стоящими публичного просмотра.

29,4 % опрошенных участвовали в выставках, концертах, фестивалях без монетизации либо с минимальной монетизацией.

48,9% респондентов уверены, что творчество играет большую роль в любой сфере деятельности цифрового общества. А на фокус-группах заявляют, что элементы креативности обязательно присутствуют в их работе.

Немного цитат:

Роман, 19 лет, гуманитарное направление подготовки: «Моя будущая профессия не имеет отношения к искусству, но место для креатива есть, и я надеюсь использовать навыки, которые выработал в художественной школе».

Джамиля, 21 год, техническое направление подготовки: «Инженер без творческого мышления — это не инженер, а техник-исполнитель. Часто встречаются задачи, которые не решаются стандартными способами».

Зеты и творчество
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Они хотят много зарабатывать, шарахаются от коллективизма, но вместе с тем человечны

Высокий заработок и открытие собственного бизнеса — однозначные приоритеты российских «зумеров». На третьем месте — желание «приносить пользу обществу».

Как выясняется, отечественные «зэты» — индивидуалисты, причем большие, чем «миллениалы». Их не привлекает деятельность в формальном коллективе. Соответственно, они прохладно относятся к государственной службе и коллективному волонтерству, хотя лично помогать другим людям готовы.

Среди молодых популярны следующие убеждения:

  • «Я предпочитаю работать один и демонстрировать личные достижения, а не вносить свой вклад в "командный зачет"»;
  • «Я предпочту принять ответственность и последствия своих ошибочных решений, а не делегировать это команде».

Посмотрите, что юные россияне говорят о перспективах работы на госслужбе или в крупной компании:

Максим, 20 лет, образование связано с IT: «В формальном коллективе работать, конечно, легче, можно опереться на коллег, воспользоваться их опытом и в то же время приписать себе все успехи. За ошибки отвечает руководитель коллектива или лидер. Это тоже удобно.

Но нет возможности проявить себя, самостоятельно что-либо создавать, внедрять свои идеи в практику. В государственных структурах самоактуализация, наверное, проходит гораздо сложнее, вероятно, она даже невозможна».

Дарья, 19 лет, образование связано с креативной индустрией: «Работа в крупной компании или государственном секторе у меня ассоциируется со стабильной зарплатой, комфортабельным офисом, хорошей техникой. Но там вряд ли можно создавать свои проекты, продвигать их. Сложный вопрос выбора между комфортом свободы и свободой комфорта».

Платон, 19 лет, гуманитарное образование: «Если идти в крупную компанию, то лишь на пару-тройку лет. Получить опыт, наладить связи в профессиональной среде. И только потом думать о своем деле»...

А вот яркие примеры ответственного индивидуализма. Егор, 21 год, образование связано с IT: «Для идеи, которую хотел бы реализовать, нужны деньги. Но я не хочу искать инвесторов или кредиторов. Я уже сейчас неплохо зарабатываю, по окончании университета надеюсь скопить достаточную сумму, чтобы начать производство».

Данил, 22 года, техническое направление подготовки: «Моя будущая работа считается высокооплачиваемой. Значит я сам смогу оплатить высшее образование младшей сестре и помогать моим родителям».

Вероника, 21 год, гуманитарное образование: «Если я смогу достичь планируемого уровня доходов, то смогу участвовать в благотворительной деятельности не только как организатор [как сейчас], но и как спонсор».

Вообще, молодые оказались довольно человечными прагматиками.

Высшим благом в жизни большинство российских «зумеров» считает «гармоничные отношения с людьми». На втором и третьем местах (почти вровень) — «добрая воля, разум» и «знание».

Зеты готовы помогать

«Они создают ведущий ресурс текущей стадии цивилизационного развития…»

Именно так считают авторы, процитированных выше исследований. Ученые не соглашаются с более ранними выводами коллег вроде таких: «зэты», мол, «…потеряли ценности и испытывают дефицит близости»; «имеют клиповое мышление»; «не принимают окружающий мир»; «депрессивны».

Окружающий мир они хотят преобразовывать. За «клиповое мышление» старшие принимают привычную современной молодежи многозадачность — способность и даже потребность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

И с ценностями у них все нормально.

Например, подавляющее большинство в таком явлении как любовь выделяют два ценностно-смысловых аспекта: любовь-нежность и любовь-дружбу. Любовь эротическая у «зумеров» на последнем месте. Любовь страстная (как желание обладать) — на третьем с конца.

Личный взгляд: молодые пытаются жить новым укладом во враждебном окружении

Автор этих строк берется утверждать, что современный молодежный «когнитариат» пытается наладить цивилизованную жизнь при противодействии инерционного, демографически «старого» российского общества, слишком многие представители которого с восторгом развернулись назад — к индустриальной эпохе, а кое в чем — к Средневековью.

Молодых упрекают в том, что они замкнулись в своем «фэнтезийном» мирке и не желают приспосабливаться к «взрослой» окружающей жести. А молодые вполне рационально считают эту жесть архаичной, бесчеловечной и неконкурентной в современном мире.

«Зумеры» не закрывают глаза на то, что в постиндустриальной, информационной экономике производство ширпотреба обеспечивает высокая доля роботизированных линий, а не толпы людей-муравьев с узкой рабочей специализацией.

На то, что сельским хозяйством занимается всего 2-3% фермеров с применением автоматизации и беспилотной техники.

На то, что даже стройка и инфраструктурные проекты требуют все меньше пролетариата в одинаковых рабочих робах и все больше инженеров и программистов.

Говорят, что «зумеры» инфантильно не принимают окружающую реальность, и что они «депрессивны».

Ну правильно — реальность отцов и дедов их шокирует своей бессмысленной жестокостью, бесправием огромных масс людей, ненормальным имущественным расслоением общества, насаждением вертикальных иерархий где только можно, и архаическими практиками на каждом этаже этих вертикалей.

И это в то время, когда в России создана одна из лучших в мире цифровых инфраструктур, развились передовой финтех и масштабная онлайн-торговля, было выращено несколько поколений востребованных по всему миру айтишников (которые, правда, активно в этот мир и уезжают).

Молодые только пожимают плечами и ускользают в свою сетевую грибницу, когда их призывают построиться рядами и начать покорно обслуживать интересы владельцев традиционных бизнес-империй и начальников из госсектора.

Потому-то отечественные «зумеры» и испытывают публичное шельмование со стороны старых «верхушечных» социальных групп, почуявших опасных конкурентов. В подконтрольных им СМИ и социальных сетях молодых пытаются представить бестолковыми, ни на что не годными инфантилами, не нюхавшими реальной жизни.

Вранье, конечно. Когорта «зумеров» куда умнее, адаптивнее, образованней и человечнее забронзовевшего старичья. Она свое возьмет — небыстро, потому что количественно центениалов в РФ родилось мало. Но за ними уже подтягиваются нынешние подростки.

Они переделают это общество и эту экономику все равно. И окажется, что в «фэнтезийном» мире жили их отцы и деды. Причем фэнтези то было темным, страшным и никому не нужным.

Читайте также:

Почему в России столько паршивого контента, все страдают, и все… довольны

Успех больше не в моде, главный тренд – «самореализация»

Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе»

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 382
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
942
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 048
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.