Открыть маркетинговое агентство в США, находясь в России, будет относительно нетрудно. А вот получить визу, чтобы переехать к месту функционирования бизнеса, уже гораздо сложнее. Александр Груздев рассказывает, как ему это удалось.
Александр Груздев переехал в США в 2020 году
«Мы очень не любим холод»
В 2017 году, еще находясь в России, я открыл в США свою компанию. Для этого мне потребовалось около двух недель и 400 долларов.
Надо было составить заявку на открытие компании, зарезервировать название, получить местный адрес. После этого вы получаете американский налоговый номер (как в России ИНН) и идете открывать счет в банке.
На тот момент это все можно было сделать удаленно, но сейчас потребуется личный приезд в США. На самом деле все несложно и требуется только знание английского языка, но, если опасаетесь заниматься всем самостоятельно, можно обратиться к брокерам. Их услуги стоят $1000-1500.
Причин сменить место жительства было две. Первая – мы с женой очень не любим холод, и даже рассматривали возможность переезда в Таиланд и получения там рабочей визы. Но была и вторая причина – нехватка целей. Я понял, что хотел бы открыть свое дело в США, так как там самый большой и развитый автомобильный рынок (сфера моей специализации), много маркетинговых агентств, а значит высокая конкуренция. Появилось желание стать в этой стране агентством номером один в автомобильной сфере.
Ежегодная дилерская конференция Mercedes-Benz
«Для сбора документов потребовалось два года»
Для трудоустройства в США неиммигрантам необходимо получить визу соответствующей категории. Существуют разные типы виз, которые зависят от вида работ:
- H1B – для «высококвалифицированных специалистов в специализированных областях»;
- L – для сотрудников, которые временно переводятся в подразделение компаний в США;
- P – для спортсменов, работников индустрии развлечений;
- Q – для тех, кто въезжает в США для участия в программах международного культурного обмена;
- R – для религиозных деятелей;
- О – для лиц с выдающимися способностями.
В 2017 году, когда мы уже решили переезжать в США, я обратился к миграционным адвокатам, чтобы подать документы на получение рабочей визы O1-A – Extraordinary Ability Person. Эти специалисты консультируют по всем вопросам миграционного законодательства – от снятия запрета на въезд до получения гражданства. Регулированием выдачи такого типа виз, как и других, занимается USCIS – Служба гражданства и иммиграции США. А сама виза предназначена для лиц, которые обладают выдающимися способностями в науке, искусстве, образовании, бизнесе или спорте.
Чтобы претендовать на нее, необходимо доказать свои выдающиеся способности и продолжить в США работу в профессиональной области. У визы есть ряд преимуществ относительно стандартных рабочих виз.
Переехать и работать удаленно проще, если получить IT-специальность. Кстати, у нашего онлайн-университета TeachLine есть лицензия на ведение образовательной деятельности: все серьезно!
Прежде всего, она не квотируются, то есть количество выданных виз ограничивается только количеством подходящих соискателей. По ней можно остаться на три года, и она довольно легко продлевается при условии, что человек продолжил работать по своему профилю. А при желании заявитель может перевезти с собой супруга и несовершеннолетних детей, что являлось для меня обязательным условием. Также было очень важно, чтобы виза не ограничивала в перемещениях, и мы с семьей могли свободно путешествовать, а я еще и летать в командировки.
Я никому не рекомендую самостоятельно заниматься именно этой визой, потому что там очень много критериев, которым надо соответствовать.
Заполнением моих документов занимались одновременно несколько миграционных адвокатов. В некоторых случаях они говорили: «Да, на сайте вы видите этот пункт, но на самом деле он вам ничего не даст. Вам нужно то-то и то-то».
Требовалось собрать, задокументировать и перевести на английский язык выступления на конференциях, публикации в журналах, на радио, телевидении. Помимо них, я прикладывал судейский опыт и опыт преподавания в РЭА им. Г.В. Плеханова и ВШЭ, но это все лишь дополняло кейс. Главным было иметь достижение, подтверждающее уникальность.
Лекции в РЭА им. Г.В. Плеханова
Я специализируюсь на маркетинговых исследованиях в автомобильной индустрии. В 2006 году основал в Москве агентство полного цикла, которое назвал ООО «ГРУ» по первым буквам своей фамилии. Возглавлял российское представительство в международной маркетинговой компании GIPA, специализирующейся на подобных исследованиях.
Поэтому разработал инструмент расчета стоимости владения автомобилем, который и стал главным достижением в кейсе. Это автоматизированный калькулятор, который с одной стороны автоматически собирает данные, с другой – выдает их клиенту. Он собирал более 100 показателей для более чем 1000 моделей, что было больше, чем у других существовавших в то время калькуляторов. Им пользовались крупные автомобильные производители как массовых автомобилей, так и премиум-класса. Насколько мне известно, некоторые из них продолжают применять его до сих пор.
В калькуляторе можно сравнить модели по характеристикам и стоимости обслуживания
Патент на этот инструмент, крупные и многолетние контракты с автопроизводителями, а также их рекомендации и отзывы на мой калькулятор стоимости владения составили основу моего кейса.
Для сбора и подготовки всех необходимых документов потребовалось более двух лет. В августе 2019 года мне одобрили визу, а в феврале 2020-го мы с женой, дочкой, сыном и двумя собаками переехали в Лос-Анджелес.
«Здесь вы гастарбайтер, иммигрант»
До этого мы не раз были в этом городе и знали все пригороды. Еще находясь в России, я изучал, где находятся хорошие школы, смотрел комплексы, апартаменты. По прилете у нас была забронирована гостиница на десять дней, и этого времени нам хватило, чтобы снять квартиру. Мы обставили ее, купили машину и начался локдаун со всей этой веселой жизнью.
До переезда я занимал хорошую должность в компании GIPA в России. Входил в совет директоров, был соучредителем головной компании в Испании, и, конечно, у меня была приличная зарплата. Жена не работала, но мы имели две машины, две квартиры, дом, баню с бассейном, то есть жили весьма неплохо. Я знал, что нас ждет падение по социальной лестнице, но недооценил глубину.
Да, у нас были деньги, чтобы сразу купить машину, снять квартиру и ее обставить, но цены на жизнь оказались намного выше, чем в России. Мы снимаем квартиру чуть менее 100 м², в ней есть отдельная столовая, гостиная, спальня, но по местным меркам она считается однокомнатной. В переводе на рубли за нее мы платим почти 300 000 в месяц. Не так далеко от нашего жилого комплекса сдаются дома по $70 000-100 000 в месяц, то есть по 5-7 млн рублей, и это обычный район, далеко не самый престижный. Если в Калифорнии снимать такой же дом, какой был у нас под Москвой, он будет стоить минимум $15-20 000 в месяц, то есть около 1 млн рублей.
Здесь вы гастарбайтер, иммигрант, и сходу настроить успешную жизнь не получится. Приедете ли вы на работу по найму или строить свой бизнес – не имеет значения, будьте готовы к огромному количеству бытовых проблем. Мы за два года только-только приближаемся к тому уровню жизни, который был у нас до переезда. Правда, для этого приходится намного больше зарабатывать, и я тружусь в режиме 24/7. Когда ты предприниматель, у тебя в принципе нет выходных, но преимущество в том, что ты от этого меньше устаешь, потому что работаешь на себя.
Церемония награждения международной премии «Мировые автомобильные компоненты»
«Самое важное – это добыть номер телефона»
Во время работы в компании GIPA я часто ездил в командировки по странам Европы, но в деловой практике США обнаружились свои особенности. Например, я люблю писать электронные письма и не люблю разговаривать по телефону. В США строго наоборот. Американцы намного хуже относятся к электронным почтам – на них могут не отвечать неделями, а могут вообще не ответить. Сначала я нервничал. Потом привык.
Зачастую электронная почта нужна здесь лишь для того, чтобы где-нибудь зарегистрироваться. Поэтому в ящик сыпется по 100–500 спам-сообщений в день, и письма легко теряются. Когда вы видите, что в контактах на сайте адрес e-mail начинается, к примеру, с johnsmith@, а не info@, можете быть уверены, что на ваши письма очень вряд ли кто-то ответит.
Американцы очень любят разговаривать вообще и для экономии времени. Поэтому главная задача – получить номер телефона нужного вам человека. Помните, что общий номер компании, который указан на сайте, и даже на визитках рассчитаны на большое количество спам-звонков. Даже если вы дождетесь ответа оператора вместо робота, пробиться через него до нужного вам человека будет очень сложно.
Другая особенность – большинство крупных сделок заключается в неформальной обстановке.
Приведу пример. Один из проектов, который я запускал после переезда, требовал привлечения инвесторов. Я думал, что наша встреча будет проходить как в России, когда приезжаешь в башню «Москва-Сити», за 15 минут что-то рассказываешь, и человек говорит своим помощникам: «Ок, дайте ему миллион» или отказывает. В США все работает совершенно не так.
Коллега познакомил меня на вечеринке с мультимиллионером, и переговоры проходили у него дома. Даже не в кабинете, а в гостиной на диване с пиццей и пивом в руках. Никаких презентаций и флипчартов, никаких костюмов и галстуков, ведь после того, как мы ударили по рукам, пошли жарить мясо на барбекю.
Тогда ситуация повергла меня в шок. Сейчас я этому уже не удивляюсь. Более того, заметил, что бизнес-переговоры, когда вас приглашают в 19 вечера на барбекю, скорее всего, пройдут успешно. Когда же вас приглашают в бизнес-центр и просят рассказать все за час, скорее всего, вам просто делают одолжение из вежливости. Если вы не вызовете симпатии при личной встречи, шансы на дальнейшее сотрудничество будут немного меньше.
Отсюда в том числе такая развитая инфраструктура всякого рода клубов по интересам – гольф-клубов, сигарных и автомобильных, а также других ассоциаций. Они позволяют нужным людям встретиться и познакомиться лично.
«Я – на первом месте, а семья – на третьем»
Еще пришлось привыкать к рабочему ритму. Вскоре после приезда я попал на конференцию, где первый выступающий начинал доклад в 8 утра. Соответственно, начало работы было уже в 7 утра и надо было приехать никак не позже 07:30, чтобы успеть занять место, выпить чашечку кофе, поздороваться со всеми, и это нормально.
Рабочий день в США обычно длится с 08:00 до 16:00, встают американцы в 05:00-06:00, а в 21:00 многие уже ложатся спать.
Для американских предпринимателей, в первую очередь, а также для некоторой части наемных сотрудников, которые строят карьеру, «я» – на первом месте, «моя работа» – на втором, «семья, друзья» – ниже по списку. Если местный предприниматель окажется перед выбором, поехать ли в командировку на Рождество, чтобы заключить контракт, или побыть с семьей, он выберет работу. И такое отношение к своему делу, конечно же, добавляет мотивации.
Теперь из-за пандемии в конференциях удается выступать только в удаленном формате
Маркетинговые исследования в США и России
Сейчас я занимаюсь развитием собственного бренда Gruzdev Analyze, и у компании два офиса – ООО «ГРУ» по-прежнему работает в Москве, а Modern Mobility я открыл в Лос-Анджелесе. Компания специализируется на маркетинговых исследованиях в области автомобильного рынка.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
В каждом офисе у меня работает по директору, которые по сути являются менеджерами по продажам. В команду входят интервьюеры, супервайзеры и аналитики, но среди последних в основном русские. Во-первых, общаясь на родном языке, нам проще друг друга понимать. Во-вторых, это намного дешевле, чем нанимать хороших аналитиков в США.
Рабочий процесс: сотрудники разбирают анкеты одного из исследований
Моя задача как генерального директора – находить важные взаимосвязи, анализировать результаты исследования в целом и давать рекомендации во время презентации клиентам. Другими словами, я занимаюсь чем-то средним между маркетинговым исследованием и консалтингом. Мы предоставляем информацию и говорим, что означают конкретные цифры, какие есть тенденции и как будет развиваться рынок.
Маркетинговые исследования в России и США отличаются несильно. Главный вопрос, который волнует всех, – как повысить продажи. Но особенности все же есть.
В США больше стартапов, и в Лос-Анджелесе у меня довольно быстро появилось отдельное направление в исследованиях – консультирование инвест-фондов.
Прежде, чем вкладывать деньги, они хотят получить мнение профессионала, конструктивна ли такая идея. Для них заплатить несколько тысяч долларов за исследование значительно выгоднее, чем вложить сотни тысяч или миллионы долларов и прогореть просто потому, что не спросили мнения профессионалов и не оценили перспективы рынка. Понятно, что в силу ограниченности сегмента стартапов в России раньше я подобным не занимался.
Есть и другая особенность. В России людей принято опрашивать лично, а в США больше распространен обзвон, что очень хорошо для маркетинговых компаний. По телефону можно опросить большее количество людей в меньшие сроки, и это сильно удешевляет процесс. Если в России телефонное интервью ограничено 15 минутами, а чаще всего и 10, просто потому, что респонденту станет скучно и он откажется продолжать, то в США можно рассчитывать на более длительный телефонный разговор.
Поскольку США – англоязычная страна, я могу обращаться за проведением интервью в кол-центры любых стран, где говорят на английском.
Многие работают с кол-центрами на Филиппинах, у меня уже был опыт сотрудничества с центром из Нигерии.
Когда проводишь исследование в России, так не получится. К тому же при работе с российским офисом мне иногда приходится сталкиваться с тем, что кол-центры перегружены. Приходится ждать или переплачивать, чтобы твое исследование запустили вне очереди. Здесь же выбор не ограничен только кол-центрами из США: Филиппины, Мексика, Нигерия, Индия и даже кол-центры из России оказывают такие услуги, как проведение интервью на английском языке.
По визе O1-A я мог работать только на себя, но в принципе я и не рассматривал вариант работы по найму: к моменту переезда у меня уже была компания и клиенты, готовые к сотрудничеству даже удаленно. Недавно я получил грин-карту и возможность работать по найму, но мне это не нужно, мне нравится заниматься развитием собственного бренда.