Мы всем нам знакомы пытки неловкими и скучными презентациями и докладами. Но почему они были именно такими? Читайте дальше и вы узнаете, что те спикеры допустили в своих выступлениях хотя бы пару из перечисленных ниже ошибок.
Неважно, выступаете ли вы с речью перед аудиторией, проводите презентацию клиентам или ведете встречу – всё это публичные выступления ради продвижения. И вы наверняка допускаете распространенные ошибки, которые ставят под угрозу ваш статус, но которые почему-то считаются нормой. Или же их списывают на волнение.
В следующий раз, прежде чем выйти на трибуну, пообещайте, что не совершите ни одной из описанных ниже ошибок – пожалейте своих слушателей, среди которых можем оказаться и мы.
1. Хорошенькое начало
Кажется, это нормально поблагодарить человека, который вас представил аудитории, вкратце рассказать о том, о чем собираетесь говорить, а также расписать свои заслуги, чтобы слушатели знали, с кем имеют дело.
Это кажется вежливым, но это ужасно скучно и никому не нужно. Кроме того, согласно исследованиям лучше сразу начинать презентацию или доклад, и не тратить время на второстепенные вещи.
Дело в том, что люди лучше всего запоминают то, что слышат в первую и в последнюю очередь. Ваши первые фразы должны привлечь внимание аудитории (у вас есть на это 30 секунд). В конце же необходимо дать информацию, важную именно для вас (призыв к действию и где вас найти).
2. Ни одной зацепки
Поскольку начало вашей речи имеет решающее значение, оно должно зацепить аудиторию и задать тон предстоящему выступлению. Начните с одного ключевого или интересного (забавного) факта из своего доклада, который вы сможете изложить менее чем за две минуты.
Неожиданность – тоже хорошая зацепка. Например, вы можете начать с новости, которая в этот день или когда-то раньше уже наделала шума (это будет неожиданно), и через нее подвести слушателей к теме своего доклада или все тому же интересному факту из него. История должна быть наглядной. Если вы заставите слушателей представить то, о чем вы говорите, они не останутся безучастными.
3. Общие фразы
Вы любите слушать истории компании спикера и обзоры того, что она предлагает? А как часто вы это слышите? Слишком часто? Это все потому, что нас приучили говорить общими фразами ради вежливости и (простите) инклюзивности. Таких спикеров уже никто не запоминает – вон их по аудиториям и залам целые стада пасутся.
Будьте предельно конкретны. Например, вместо фразы «Многие люди сталкиваются с проблемой…» врежьте вот такую речь: «Если вы похожи на других наших клиентов, то вы точно сталкиваетесь с этими тремя основными проблемами. Поправьте меня, если я ошибаюсь!». Видите, вы просто заменили «многих» на конкретных людей в зале. Далее остается только рассказать, почему эта тема важна для вас и предложить свое решение проблем.
4. Сначала факты
Прежде чем сразить всех наповал своей идеей, надо же подготовить почву? Напихать слушателям во все щели фактов, а потом прихлопнуть их своей большой и светлой идеей.
Но этот подход не работает, потому что мозг человека запрограммирован так, чтобы сначала осмыслить идею, и только затем дополнять ее деталями. Запомните правильное построение презентации: идея, как она работает, основные преимущества, короткий шаг.
При этом фактов надо максимум три – больше мозг человека во время презентаций не способен обработать.
5. «Все говорят, что я читаю по бумажке, запятая…»
Старый способ выучивать презентацию наизусть или читать ее с листочка давно пора закопать поглубже, а сверху посадить куст сирени, чтобы никто не вздумал выкопать.
Вместо зубрежки или зачитывания составьте такой план выступления, который сделает его более разговорным. Это как навигатор с маршрутами объезда тех улиц-тем, где у вашей аудитории вы вдруг не найдете отклика.
6. Косплей
У вас есть оратор, которым вы восхищаетесь? Так вот: не вздумайте копировать его и подражать его манере общения. Например, вам в голову вдруг может прийти «гениальная» мысль активно мотать головой, как телекорреспондент, высказываться резче, как какой-нибудь депутат, или активно жестикулировать как…
В этот момент вы сами себя будете чувствовать фальшивкой, подделкой. Слушатели – тоже. Будьте самим собой. Если вы интроверт, не пытайтесь внезапно говорить как герой американского боевика во время мотивационной речи. Это у вас просто не получится. Слушатели же решат, что вы либо морочите им голову, либо стебетесь.
Чувствовать себя комфортно во время выступлений – значит оставаться верным себе. И не старайтесь успокоиться: попытки задавить нервозность из-за выступления сделают вас скучным.
Материал подготовлен по мотивам статьи «Are you making these 6 public-speaking mistakes?».
Читайте также:
Телефоны-раскладушки, футбольный гламур и деинфлюенсинг: все тренды 2025 глазами Trend Hunter