счетчик Яндекс.Метрики

Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
150 млн. руб за блокировку аккаунта – как футболист Хохлов судится с Facebook (и как это отразится на нас) Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Одна из самых популярных социальных сетей в мире известна, в том числе, достаточно жесткими порядками. Например, там очень легко схватить бан за собственную фамилию.

Если большинство пользователей мирится с порядками Facebook* и принадлежащего ему Instagram*, то бывший футболист сборной России Дмитрий Хохлов решил через суд обязать американскую соцсеть с уважением относиться к его фамилии. Просто потому, что самого экс-спортсмена, а ныне тренера, и его друзей Facebook* банит за упоминание фамилии.

Алгоритмы социальной сети не в состоянии учесть многозначность отдельных слов русского языка, а после известных событий между Россией и Украиной блокировки пользователей за высказывания на Facebook* стали, скорее, правилом, чем исключением.

Например, экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман был забанен за слово «ишак», а создатель мессенджеров QIP и 4talk Сергей Кравцов блокировался за слово «москалики». И подобных примеров множество, поскольку если на сообщения поступают жалобы пользователей, то администрация зачастую не углубляется в значение слов и контекст вызвавшей претензии записи.

Кто и как следит за нами

Как и в любой крупной социальной сети, первичной модерацией контента в Facebook* занимается искусственный интеллект. Алгоритмы, обученные на специальной подборке запрещенной информации, достаточно эффективно позволяют в автоматическом режиме бороться с распространением нелегального контента. Но, несмотря на все достижения современных технологий, искусственный интеллект недостаточно совершенен. Он с трудом отличает разжигающие ненависть сообщения и просто оскорбительные посты от невинных высказываний с ключевыми словами, использующимися в ином значении.

Несколько тысяч модераторов

Более тонкой оценкой занимаются живые люди. Команда модераторов Facebook* насчитывает несколько тысяч человек. Но даже их не хватает для того, чтобы качественно проверять миллиарды сообщений, появляющихся еженедельно. Естественно, пользователи Facebook* общаются на разных языках, а значит модераторы нанимаются в разных странах. Они анализируют спорные посты, которые им присылает искусственный интеллект или на который жалуются другие пользователи. Но проблема заключается в несовершенстве правил и их непрозрачности.

Чем руководствуются модераторы, знают только сами модераторы. Правила Facebook*, рекомендации и алгоритмы по работе с пользовательским контентом разрабатывают юристы, эксперты по кризисному менеджменту, PR-специалисты, ученые, наконец. Причем переписываются правила и рекомендации достаточно быстро — они должны учитывать меняющиеся настроения в обществе.

Искусственный интеллект Facebook* способен определять 100% спама, выявлять 99,5% контента о терроризме, 98,5% фейковых аккаунтов пользователей, 96% постов на тему секса, а также 86% изображений, где есть насилие. Точность, как видите, очень высокая, но только пока речь не заходит об оскорблениях. Здесь алгоритмы дают сбой в 62% случаев, да и то при условии, что эти сообщения написаны на английском или португальском языках. С другими языками работают живые модераторы.

Проще – скрыть или удалить

Несмотря на то, что существуют схемы оценки сообщений на предмет недопустимых высказываний, далеко не все формулировки, с учетом, например, богатства русского языка, можно предусмотреть в методичках. Да и не каждый модератор сможет правильно оценить сомнительный пост. Один человек вчитается в сообщение и, поняв контекст, не станет блокировать пользователя. Другому достаточно будет выхватить взглядом запрещенное слово, после чего он заблокирует и само сообщение, и его автора. Не стоит забывать и о настроении модератора в момент работы, а также о его политических и прочих взглядах. Пользователям же ждать ответа от техподдержки, в подавляющем большинстве случаев, бессмысленно.

С учетом того, что Facebook* давным-давно превратился из студенческого комьюнити в глобальную социальную сеть, ей требуется учитывать множество факторов — особенности национального законодательства разных стран, политическую ситуацию в мире, и не забывать про то, что разные модераторы могут счесть один и тот же пост как разрешенным к публикации, так и запрещенным. Все просто: человеческую жизнь, лексикон и отношение людей к разным событиям невозможно описать в методичках и обучить этому искусственный интеллект.

Поэтому, зачастую, Facebook* проще удалить или скрыть из ленты новостей контент, который с большой вероятностью будет негативно воспринят пользователями.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Результаты модерации

На Facebook* легко и просто можно попасть в бан за слова «хохол» и «укроп» описывая прическу или говоря о растении соответственно. Однако за схожее по степени негативности в одном из значений слово «ватник» система забанит с меньшей вероятностью. Поэтому Facebook* все чаще обвиняют в определенных политических симпатиях. Но опытным путем было установлено, что речь, скорее, идет о несовершенстве алгоритмов, чем о преднамеренных блокировках «неугодных».

Упоминания животных и скота, цитаты из классики, в которых можно углядеть призывы к насилию, псевдонимы и любые намеки на расизм безжалостно вымарываются из ленты, а авторов подобных записей наказываются баном. При этом бывшие сотрудники на условиях анонимности подтверждают, что некоторое предвзятое отношение к российской аудитории по тем же политическим причинам есть.

За что меня банили

«В начале года я что-то не то ответил какой-то любительнице однополой любви. Она возмутилась этим моим комментарием, пожаловалась на него, и я попал под слежку соцсети. В следующий раз как только написал просторечное слово братского украинского народа, сразу на неделю загремел в бан. Потом написал «Не ходите дети к ни...рам гулять» и на месяц сел на фейсбучную гауптвахту. Ничего своими словами называть нельзя», — отмечает пользователь Facebook* Денис, который попал под раздачу совершенно обосновано, нарушив очевидные правила социальной сети, запрещающие дискриминацию и оскорбления по сексуальной ориентации и расовому происхождению. Чтобы оставаться в Facebook*, нужно подбирать слова.

Но банить могут не только за высказывания, видео или картинки, но и за названия сайтов, например.

«Меня банили за дело — за эротические фото девушек и за разговоры. Но что возмутило, так это лишение моего сайта отдельной страницы на Facebook*. Произошло это из-за того, что сайт с таким же названием есть в США. У меня был проект Caranddriver.ru. Facebook* посчитал, что это поддельный сайт (точную формулировку не помню), и отключил страницу. Поддержка вообще не ответила на мои запросы. Контент за пять лет, как говорится, псу под хвост пошел. Несколько тысяч подписчиков — тоже. И оказалось неважно, .ru сайт или не .ru», — делится своим опытом взаимодействия с Facebook* Алексей.

Другое дело, что большинство пользователей Facebook* и Instagram*, столкнувшись с баном, либо спокойно дожидаются окончания блокировки и дальше стараются вести себя по правилам, либо же доводят дело до окончательного бана.

Дело Хохлова

Но из-за бана до суда дело не доводил, кажется, никто, кроме Дмитрия Хохлова. Будучи персоной публичной и обсуждаемой, он решил не просто заявить о проблеме в интернете, но и побороться за свои права и возможность пользоваться собственной фамилией без ограничений.

«В производство Солнцевского районного суда поступило исковое заявление Хохлова Дмитрия Валерьевича к Facebook* об обязании ответчика разблокировать все упоминания фамилии истца в постах и комментариях в принадлежащей ответчику социальной сети Фейсбук*. Сумму морального вреда истец оценивает в 150 миллионов рублей. Судебное заседание по делу назначено на 5 октября 2021 года», — говорится в заявлении пресс-службы суда.

На что можно рассчитывать, начав тяжбу с крупной международной компанией? Возможно, это отличный повод поднять шумиху вокруг своего имени?

«Я высоко оцениваю шансы на удовлетворение наших требований. Facebook* не имеет права блокировать людей за такие вещи, как употребление фамилии. Исходя из личности Хохлова и учитывая то, что его фамилию теперь нельзя употреблять, мы решили, что 150 миллионов рублей — это достойная сумма», — пояснила «Спорт-Экспрессу» адвокат футболиста Анна Варганова.

Официально американская социальная сеть никак не отреагировала на поданный иск и требования Дмитрия Хохлова. До сих пор о прецедентах, когда пользователям удалось заставить Facebook* изменить правила модерации, не сообщалось.

Тем и примечателен пример российского тренера. Он станет показательным: сможет ли один человек противопоставить что-то корпорации? Если дело против Facebook* будет проиграно, или социальная сеть не станет исполнять решение суда, то не исключен бан самого Facebook*. Да, депутаты нашей думы уже рассматривают вариант блокировки соцсети в России. Тогда «под хвост» пойдет не только страничка Caranddriver и тысячи подписчиков. Сложно не думать, что именно для этого раздувается конфликт.



*Instagram и Facebook принадлежат Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Поделиться статьей:

Новое на сайте

9 июл 2025
4 900
Улучшение пользовательского опыта: как прокачать UX с помощью контента

Причина низкой конверсии сайта часто связана не с дизайном или логикой пути пользователя, а с непонятным контентом — текстами, кнопками или формами обратной связи. Рассказываем, как это определить и исправить.

UX
8 июл 2025
271
ER в SMM: нужен ли вам рост вовлеченности в сообществе?

Измерить эффективность контента в цифрах всегда проблематично. SMM — не исключение. Очень хочется найти показатель, который своим значением явно демонстрирует: вот сейчас у вас с контентом все хорошо, продолжайте в том же духе. А сейчас — ай-яй-яй, больше так не делайте. Рассказываю, о чем на самом деле говорит ER и его разные варианты.

7 июл 2025
26 193
UI/UX-дизайн: 8 терминов, которые помогут управлять проектом

Собрали термины, которые часто встречаются в коммуникации с UX-специалистами — в брифах, отчетах, обсуждениях правок. Из статьи вы узнаете, что включает в себя UI/UX-дизайн и какие вопросы задать подрядчику, чтобы не терять контроль над проектом.

UX
Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных