Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Недавно Артемий Лебедев в своем блоге жестко прошелся по отечественной журналистике.
В принципе, Лебедев никогда не говорил на языке воспитанниц Смольного института благородных девиц. Это привычная для него риторика. Не она побудила меня написать эту статью, а реакция на этот пост (да и в целом на остальные посты Лебедева).
Ведь в ЖЖ неглупые люди сидят – думающие, образованные. Не все, конечно, но троллей и деградантов тут меньше, чем в соцсетях. И что же они сказали по поводу мата в посте?
А ничего. Про журналистику поговорили вдоволь, а на подачу никто внимания не обратил. Многие высказывались в стиле Лебедева, с сочными матюгами.
Мы с коллегами обсудили этот пост в кулуарах, то есть в рабочих чатах. А у нас там собрались люди разных взглядов. Есть и, как принято говорить, махровые интеллигенты, и диджитал-хулиганы. Отношение к обсценной лексике, соответственно, тоже разное. На этой почве мнения разделились от «Лебедев красавчик, все правильно сказал» до «Скатился Тёма, без мата уже не может зажечь».
Пообсуждали и разошлись. Никто никого не переубедил, да и цели такой не было. Каждый остался при своем мнении. Но остался вопрос – почему в диджитал-пространстве так много обсценной лексики и как с этим бороться. И стоит ли это делать, вот что главное.
Ведь Лебедев не один такой. У топового Дудя есть куча интервью, где половину слов можно запикивать. У Амирана Сардарова (Дневник Хача) более 5 миллионов подписчиков на «Ютубе». Попробуйте найти у него хоть одно видео без ругательств. Пранкер № 1 Эдвард Бил – это вообще что-то с чем-то, уши вянут.
Эдвард Бил, парень, который достает людей на улице и получает за это миллионы просмотров (очень редко – еще и люлей)
Смотрела еще недавно свежий ролик Лисовской (та самая Лиса, которая рулит). Она берет интервью у Андрея Ковалева (музыканта, миллионера, бизнес-волонтера и владельца Роллс-Ройса). Из его уст звучит «это все дерьмо» по отношению к отдельным интернет-проектам.
Примеров можно миллион привести. Но оставим в покое лидеров мнений, вспомним «огненные» рекламные кампании от BurgerKing. «Это какое-то наедалово». «Я тебя раскурячу». Тут не маты в чистом виде, но явные отсылки к ним. Помнится, эту кампанию сильно зафукали, в соцсетях были сотни негативных комментов в стиле «с ума сошли», «это уже слишком». Повлияло ли это на успех? Да ничуть. Тысячи людей побежали за акционными чикенбургерами, а фразочка «я тебя раскурячу» стала мемом.
У «М.Видео» тоже было подобное. «Оглушительные скидки». Тут аналогия не такая явная, как говорится, каждый думает в меру своей испорченности. Впрочем, после успеха рекламы «Бургер Кинга» двусмысленность этого слогана становится очевидной.
Ну и как тут не вспомнить рекламу цен «Евросети», которая запоминается на всю жизнь. Чичваркин признавался: узнаваемость компании благодаря ей увеличилась с 2 до 50 %.
Фрагмент программы «В гостях у Дмитрия Гордона», 2015
Идем дальше… Глазастенькие куклы «ЛОЛ» рекламирует Тимати. Тот самый, который не так давно спел «моя сука модель, она круче всех сучек». Теперь он вместе с маленькой дочкой поет про кукол. И это нормально воспринимается, потому что ЦА игрушек та же, что слушала его «Гучи» – молодые, продвинутые родители, у которых есть деньги.
Можно привести еще много примеров, хороших и разных. Но важно не сколько, важно почему. Почему ЦА кайфует от матов и грубых выражений в рекламе и развлекательном контенте?
Культурная деградация? Отсутствие обратных примеров? Временное явление?
Я бы не сказала, что что-то из этого имеет место. Вспомним конец лихих 90-х. Матерились не меньше. Чего стоит только мегапопулярная передача «Окна» с молодым еще Нагиевым. Это был трэш, но трэш годный, который смотрела вся страна. Параллельно шла передача «Моя семья» с Валерием Комиссаровым, рафинированная такая, жизнеутверждающая. «Окна» били ее по рейтингам.
Сейчас массового контента в разы больше, ведь 90-х и нулевых у нас был только телевизор, а сейчас есть интернет. Не хочешь смотреть Дудя или Хача, смотри что-то другое, без ругательств – выбор большой. Но смотрят же! Знаю человека, который давно подписан на Сардарова, активно комментит свежие видео. Солидный мужчина, свой бизнес, двое детей. Не маргинал с тремя классами образования. И таких немало среди подписчиков.
Я думаю, что дело в восприятии. Люди устали от рафинированного коммерческого контента, где их постоянно хотят на***ть, запутать, развести. («Этот шампунь сделает ваши волосы в 5 раз гуще и сильнее!» «Этот дезодорант защитит вас от пота на 48 часов!») А тут человек с экрана напрямую рубит – «Да х***я все это». Лаконично и, главное, безапелляционно. Без попытки усидеть на двух стульях, чтобы и брендам подмахнуть, и выглядеть в глазах ЦА честным и искренним. Да, бренд, который он обложил, уже не закажет у него рекламу. Зато конкурент закажет, и другие закажут, потому что доверие потребителя нынче на вес золота.
Маркетологам, кстати, стоит поучиться этому у блогеров. Потому что многие до сих пор боятся пикнуть лишнее. Я сейчас даже не про маты, а про почти нейтральную лексику, такую как «бред», «фигня» или даже «ужасный». Даже такие слова для многих – ту мач. Поэтому мы читаем выхолощенные, безэмоциональные, наряженные в рюшечки бесполезных словесных оборотов тексты. Особенно грустно видеть их в соцсетях, это же самый близкий к народу канал продаж.
Моя четырехлетняя дочь принесла из садика выражение «мармеладная душа». В нашем с ней представлении это чувствительная, ранимая личность, которая падает в обморок от дуновения ветерка.
Так вот, коллеги-маркетологи, хватит уже быть мармеладными душами.
Один фитнес-центр пишет: «До Нового года осталось 3 месяца. Еще есть время привести себя в порядок. Записывайтесь на персональные тренировки бла-бла-бла…»
Второй пишет: «До Нового года осталось ВСЕГО 3 месяца. Поднимай свою ленивую задницу с дивана и дуй к Маше на персональные тренировки».
Уверена, что второй пост многим покажется ту мач. Но при этом у первого 2 лайка, у второго – почти 40. Под первым нет комментов, под вторым есть. И никто не ругает SMM-щиков за объективацию.
Нравится нам это или нет, но эмоциональный контент работает, и работает хорошо. Нужно с этим считаться.
Согласны?