Точка
До 1930 годов точка в конце заголовка считалась нормой, сейчас – грубая ошибка. В «Справочнике корректора» Л. И. Служивова за 1932 год написано: «После заголовка и подзаголовков ставить обязательно точку».
Современные стандарты набора подчиняются правилам из «Справочника издателя и автора» А. Мильчина и Л. Чельцовой:
«Точку в заголовке, вынесенном в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку. После заголовка в подбор с текстом точка необходима».
Если заголовок стоит на отдельной строке от текста — точка в конце не ставится. |
Если заголовок стоит на одной строке с текстом — точка в конце ставится. |
Заголовок Текст |
Заголовок. Текст |
Точка в конце заголовка показывает неграмотность автора.
Восклицательный знак
Правила русского языка не запрещают ставить восклицательный знак в конце заголовка. Но лучше этого не делать. Восклицать в заголовке хорошей статьи ни к чему. А вот привлечь внимание к «дешёвому» материалу с помощью восклицания — самое то. Поэтому восклицательный знак в заголовках часто используют в «жёлтых» изданиях и в рекламе некачественного товара.
Вопросительный знак
Вопросительный знак используют в тексте, когда задают прямой вопрос, в чем-то сомневаются или удивляются. В заголовках информационных статей — когда мы что-то объясняем читателю — прямому вопросу, сомнениям и удивлениям не место.
Если мы пишем статью, в которой даём советы по настройке рекламной кампании в соцсетях, то вопросительный знак в заголовке будет лишним. Потому что мы ни о чём не спрашиваем читателя, мы ему рассказываем. Если же мы не знаем, как настраивать рекламную кампанию или сомневаемся, то ставим вопросительный знак.
Если рассказываем |
Если спрашиваем |
Как настроить рекламную кампанию Как увеличить продажи |
Как настроить рекламную кампанию? Как увеличить продажи? |
Вопросительный знак часто уместен в конце заголовка аналитических статей. Потому что в них идет анализ каких-то событий, а не утверждение.
То есть, если в статье не утверждают, что будет, а приводят положение дел и есть некое сомнения — есть вопросительный знак.
А вот другой пример::
Здесь нет никаких сомнений, здесь — объясняют, поэтому вопросительный знак не ставят.
Еще один случай, когда вопросительный знак ставится в конце заголовка, — это формат «вопрос-ответ». Например, раздел FAQ на сайте. Из-за особенностей формата в таких заголовках вопросительный знак необходим.
Если вы не задаете прямой вопрос читателю, то вопросительный знак в конце заголовка не нужен.
Многоточие
В русском языке многоточие обозначает незаконченность высказывания. С одной стороны, в заголовке как раз можно что-то недоговорить, чтобы заинтересовать и заманить читателя в текст:
Но с другой стороны — если мы хотим быть честными со своим читателем и используем заголовок не для заманухи, а чтобы рассказать о содержании статьи, то многоточие лучше не использовать.
Единственная ситуация, когда можно честно использовать многоточие в заголовке — если в качестве заголовка используется незаконченная цитата.
Если хотите быть честным со своим читателем, не используйте многоточие в конце заголовка.
Двоеточие
Двоеточие редко можно встретить в конце заголовка. Гораздо чаще его используют в конце подзаголовков.
Если убрать двоеточие, то ничего не изменится: правила мы не нарушим, а смысл не потеряется.
Двоеточие в конце заголовка лишнее и легко убирается без потери смысла.
Чаще всего знаки препинания в конце заголовков и подзаголовков не нужны. Поэтому если возникает желание поставить знак препинания в конце заголовка — ещё раз подумайте: нужен ли он здесь, как он повлияет на восприятие статьи, не нарушаете ли вы правила русского языка, не будет ли лучше убрать знак препинания.
Читайте также:
Пишем хороший текст. Что такое авторский профессионализм и как его достичь
Пишем хороший текст. Часть 1: понимаем критерии оценки
Пишем хороший текст. Часть 2: хардкорные техники письма на практике