Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как заказать технический текст и не получить структурированное г... с картинками

28 Сентября 2017 Максим Зайцев
Время чтения: 12 минут Нет времени читать? Нет времени? 7 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Опять прислали какое-то г... вместо текста!

Даже технически грамотный копирайтер может запороть задание так, что исправлять будет нечего. По себе знаю. Проще заново переписать.

Ситуации:

  • Вы рассчитываете на продающий текст о продукте, а получаете материал с подробными и не нужными аудитории техническими характеристиками.
  • Заказываете глубокий обзор для специалистов, а получаете поверхностное описание для широких масс.
  • Ждете статью с достоверной технической информацией, а получаете текст вообще не о том продукте. Вообще не о том.

А еще копирайтеры присылают обзоры вместо инструкций, тексты для карточек товаров вместо описания категорий и еще много всего вместо того, что нужно. Как этого избежать? Отправьте автору подробное задание, в котором будут не только требования, но и подсказки.

Составление подробного ТЗ занимает время, зато ускоряет написание, проверку, внесение правок и доработку текста. И помогая копирайтеру (а грамотное ТЗ — это реальная помощь), вы в первую очередь помогаете себе.

Дайте материалы для подготовки

Можете доверить поиск информации автору, но на это уйдет дополнительное время. И где гарантия, что исполнитель найдет именно те данные, которые нужно указать в тексте? Недостаток исходной информации и ошибки в поиске — верный путь к появлению текста «не о том». Да, в этом случае вся вина ложится на плечи автора, но кто вернет потерянное время?

У вас наверняка найдется техническая документация, которой нет в сети. И готовый список ссылок на материалы, статьи и видеозаписи по теме. Чтобы разобраться с этой базой, понадобится немало времени, а уж чтобы самостоятельно найти информацию в открытых источниках и не запутаться — втрое больше.

Пример текста без дополнительной информации

Задание: описать смазку для опалубки Эмульсол-М, ее отличия от Эмульсола А, преимущества.

Вроде бы задача простая, но, когда копирайтер ищет информацию по смазке серии «М», находит только общие фразы. Средство новое, в сети пока нет информации. Копирайтер либо обращается к заказчику за подробностями (и это лучший вариант), либо пытается написать самостоятельно. Во втором случае вы получите примерно такой текст:

«Смазка для опалубки Эмульсол М — новое поколение разделительных смазок для форм. Состав обладает лучшими характеристиками и обходит предшественника Эмульсол А по диапазону рабочих температур, сочетанию вязкости и текучести. Но главное — Эмульсол М менее токсичен. Средство состоит из минеральных масел с присадками для создания прочной пленки на поверхности без образования луж жидкости на горизонтальной плоскости. Состав не вступает в реакцию с бетонной смесью. Поверхность получается ровной, без инородных включений и специфических запахов.»

Видите? Копирайтер работал с обычными техническими характеристиками без уточнений и подсказок. Польза от текста есть — он показывает, что произошли важные изменения. Но делает это водянисто, без конкретики. Из описания понятно: серия «М» лучше серии «А». Но почему?

А теперь посмотрим на текст, который мог получиться у копирайтера, владеющего полной информацией:

«Разработчики новой версии Эмульсола учли недостатки прошлого состава и создали универсальное средство, которое подходит для нанесения на металлическую, деревянную, пластиковую и фанерную опалубку. Список изменений состава и характеристик смазки:

  1. Минеральные масла: 85 % (в прошлой версии — 60-80 %). Улучшена адгезия к поверхности металлических форм. Время сохранения пленки на вертикальных поверхностях выросло в 2 раза и достигло 12 часов.
  2. Мылоподобные активные вещества: 10 % (в серии А — до 35 %). Увеличилось время расслоения на фракции — готовая жидкость сохраняет однородность до 7 дней после приготовления раствора.
  3. Добавлена присадка, снижающая адгезию к бетону. Форма снимается легко, поверхность изделия остается сухой и чистой.
  4. Добавлена присадка, предотвращающая коррозию металлических форм. Срок службы опалубки в среднем увеличивается в 3-4 раза.

В результате новый Эмульсол М облегчает извлечение готовых деталей, не портит поверхность, защищает материал опалубки и сохраняет свойства в 2-3 раза дольше прототипа.»

Подробности улучшили описание, сделали его более понятным. Копирайтеру удалось развернуть материал, структурировать его. Но такая работа часто возможна только при плотном взаимодействии с заказчиком. Например, в случае с эмульсолами (это почти реальная ситуация) сведения о влиянии состава на свойства найти почти невозможно. Даже о старом средстве данных маловато, а чтобы сравнить его с новым — вообще ничего. Эту информацию даст только производитель. Владельцы редко выкладывают инструкции и описания в сеть. Найдите пару минут и поделитесь знаниями с исполнителем!

Данные, которые точно пригодятся копирайтеру:

  1. Основные ГОСТы, ТУ, любые имеющиеся стандарты на изготовление (использование) товара. Кстати, с ТУ (технические условия) отдельная история — у производителя эта часть документации всегда под рукой, но выкладывать ТУ на сайты не спешат. Поэтому в сети технических условий для конкретного товара (особенно нового) иногда просто нет.
  2. Сопутствующие ГОСТы, ТУ, СНиП и прочее. Например, при написании текста на тему станков, стационарного промышленного оборудования и дизельных генераторов не лишним будет указать требования к помещению, толщину фундамента в точках монтажа оборудования, производительность вентиляции, требования к электроснабжению, пожарной безопасности.
  3. Чертежи, инструкции, буклеты, инструкции, обучающие материалы, видеозаписи. Наглядно показать работу и подробности — значит ускорить появление годного варианта текста на сайте.
  4. Ваше описание товара или услуги своими словами. Личное мнение сильнее влияет на результат, чем другие материалы. Вы наверняка разбираетесь в теме и можете подробно рассказать о назначении, устройстве и особенностях товара. Приложите комментарий и собственное видение предмета к заданию.

При отправке подробных сведений и дополнительной информации вы экономите время копирайтера на поиск и свое — на проверку. Автор сразу начинает с изучения достоверных данных, а не с поиска крупиц истины в интернете.

Покажите, как нужно и как не нужно писать технические тексты для вашего ресурса

У вас есть собственное видение «хорошего» текста. Поделитесь им с исполнителем. Только обязательно — с подробностями. Например, если прикладываете к заданию примеры хороших текстов, покажите, что именно в них нравится. Иначе может получиться два разных взгляда на один текст:

Так видит текст условный заказчик
Так может увидеть страницу исполнитель

Обратите внимание — в чем-то взгляды автора и заказчика сходятся, но обычно все мы видим в текстах что-то свое. Еще хуже понимаются примеры того, как писать не нужно — здесь ответы сходятся вдвое реже. Чтобы избежать недопонимания, объясните копирайтеру, что именно вам нравится и не нравится в тексте.

Хотите с первого раза получить текст с нормальной структурой? Потратьте 5 минут на оформление этой части ТЗ в виде картинок с пояснениями (как на примерах выше) или как ссылки на страницы с комментариями:

Примеры в виде ссылок с краткими комментариями тоже работают

Проверьте план, по которому работает копирайтер или пришлите собственный

Планы страниц в едином стиле — первый шаг к составлению собственной редакционной политики. Это очень полезно при создании многостраничных технических ресурсов. Такие тексты выглядят более профессиональными, страницы сайта однотипны и похожи на части большого документа, энциклопедии. Примеры планов для технических текстов:

I. Базовый план для описаний сложных технических товаров

  1. Введение. Краткая информация о товаре, области применения, назначении, решаемых задачах.
  2. Принцип действия. Описание процессов и законов, способов управления.
  3. Технические характеристики. Габариты, вес, мощность и т. д.
  4. Описание изделия. Внешний вид, использование. Визуализируйте продукт, используйте уместные сравнения.
  5. Варианты исполнения. Дополнительное оборудование и комплектация для решения различных задач, работы в особых условиях.
  6. Доставка, установка, монтаж, подключение, запуск.
  7. Информация для заказа. Подробности оформления, оплаты, время доставки.

II. Базовый план для описания категорий

Структура похожа, но речь уже не о товаре, а о группе продуктов. Здесь приводятся краткие описания пунктов или упоминаются как примеры отдельные товары:

  1. Введение. Краткая информация о назначении, области применения и задачах, которые решают товары группы.
  2. Описание общих принципов действия и отличий между товарами группы. Пишем конкретнее, чтобы посетитель еще до изучения каждого продукта понимал разницу.
  3. Технические характеристики с примерами. Иногда в описаниях с длинными списками товаров используются примеры с минимальными, максимальными и средними характеристиками.
  4. Информация о подборе товара. Призовите посетителя подробнее изучить и сравнить категории или связаться с представителем компании для консультации.

III. Базовый план описания технически сложной услуги

(например, контроль соединений, аттестация персонала, разработка проекта, диагностика оборудования)

  1. Введение. Информация о применении услуги: какие задачи решает, в каких областях используется.
  2. Описание требований к объекту.
  3. Описание методики и теоретическое обоснование услуги.
  4. Список приборов, приспособлений, инструментов и технических средств, которые применяются в ходе предоставления услуги.
  5. Последовательность действий.
  6. Нормативные документы.
  7. Информация о заказе услуги.

Похожие шаблоны можно составить для каждого типа текста, который используется на сайте. План помогает структурировано подавать материал, исключает разнородное наполнение страниц и облегчает работу с копирайтерами.

Укажите, для кого пишется текст

Эта общая рекомендация для всех текстов в применении к техническим статьям становится еще более важной. Посетители сайтов с техническими текстами делятся на 3 группы:

  1. Новички. Материалы для людей со стороны делаем простыми, с обязательным разъяснением терминов, приведением примеров.
  2. Опытные пользователи. Посетители, которые уже частично изучили вопрос и теперь интересуются подробностями. Для этой аудитории включите в текст больше технических характеристик, описаний, перечислений, способов применения и прочей полезной информацией.
  3. Профессионалы. Специалистам не нужно объяснение очевидных вещей, они ценят экспертность и полезную информацию в сжатом виде.

Написать один технический текст для новичков, опытных пользователей и профессионалов не получится. Да это не нужно — на сайте обычно собирается только один тип аудитории. Выясните, какой именно, внесите корректировки в базовые планы текстов и обязательно сообщите правила написания копирайтеру.

Укажите назначение будущего материала

Для вас назначение текста очевидно, для копирайтера — не всегда. Технический текст может быть описанием товара или услуги (продающим или информационным), материалом для буклета, инструкцией, обзором.

Пример назначения материала:

Текст с описанием предпускового подогревателя Бинар-5С.

Страница, на которой будет размещен текст: http://mysite.ru/razdel/podogrevatel-binar-5c.

Текст будет располагаться под моделью подогревателя. Внизу страницы – цены на разные модификации. В тексте нужна краткая инструкция по установке и использованию.

Используйте шаблон для составления ТЗ копирайтеру

Готовый шаблон поможет ничего не упустить при составлении задания.

Итак, вот что желательно включить в текст ТЗ:

  1. Материалы для подготовки. Основные и сопутствующие ГОСТ, ИСО, ТУ, СНиП. Приложите чертежи, инструкции, ссылки на видео. Дополните материалы кратким описанием продукта своими словами.
  2. Примеры текстов. Дайте примеры плохих и хороших текстов с комментариями.
  3. План текста. Проверьте план текста, по которому собирается работать копирайтер или предложите собственный шаблон.
  4. Целевая аудитория. Укажите, для какой категории посетителей пишется текст. Правильная оценка подготовки читателя помогает выбрать стиль изложения.
  5. Назначение материала. Укажите целевую страницу, задачи, которые должен решить текст.

Не рубите сгоряча

Даже подробное ТЗ не гарантирует, что текст с первой попытки устроит по всем параметрам. Стадия правок и доработки бывает в 90 % случаев работы с техническими текстами. Особенно, если заказчику не безразлична судьба проекта.

Ошибки в технических текстах обычно связаны с недостаточным погружением в тему — согласитесь, за несколько дней подготовки невозможно изучить вопрос во всех подробностях. Поэтому заключительная рекомендация заказчику технических текстов — подробно указать на все недочеты. Для удобства воспользуйтесь тем же документом: выделите и прокомментируйте спорные места, а потом отправьте материал на доработку.

Такой подход к составлению ТЗ и работе с техническими текстами отнимает больше времени, чем лаконичные заказы и не менее лаконичные отказы. Но время потрачено не впустую: вы получаете качественный вариант (сразу или после небольшой доработки), а в довесок — автора, который уже знаком с вашими требованиями и в следующий раз напишет текст быстрее и лучше.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных