Говорят, что непросто трудоустроиться, когда у тебя есть диплом, но опыт работы отсутствует. Но исследование компании Kontakt InterSearch Russia (консалтинговая компания по подбору руководителей) говорит об обратном – только треть работодателей игнорируют таких начинающих специалистов, а 66% охотно принимают их в штат.
Это выяснилось в ходе опроса, проведенного в рамках проекта BrandUp&YounGo (проект по отбору, оценке и трудоустройству молодых специалистов). Исследование охватывало широкий спектр вопросов, по которым удалось собрать интересную разноплановую информацию. Всего было опрошено 410 компаний и 395 студентов и выпускников.
42% работодателей с удовольствием возьмут на работу новоиспеченного выпускника. Более того, 28% компаний согласны не дожидаться получения диплома молодым специалистом и нанять его до выпуска. То есть, 70% работодателей готовы брать к себе, по сути, студентов.
Но не все согласны, чтобы он был без опыта по специальности – 29% компаний будут настаивать на прохождение практики или стажировки перед полноценным трудоустройством. Это удобно также для соискателя, так как компания может ему в итоге не понравиться, и он легко ее покинет без отработок и прочих задержек.
Почему не берут начинающих специалистов
Почему же не все берут начинающих специалистов без опыта работы? Проблема в том, что компании не готовы обучать молодых работников и мотивировать их. Это – проблема для 59% работодателей.
Проблемой стал и молодежный тренд часто менять работу, на что указали 60% компаний. Как правило, такой работник увольняется менее, чем через год. Работодатели также объяснили, что сегодня пытаться удержать молодых специалистов — безнадежное занятие. Человек все равно уйдет, чтобы попробовать себя на другом месте.
Есть и еще одна несостыковка: 37% компаний готовы не жадничать и платить молодым специалистам 41-60 тысяч рублей, но молодые люди хотят получать 100 тысяч рублей и более.
Юрий Пятаков, заместитель HR-директора TexTerra:
«Беря на работу специалиста, не стоит задирать планку слишком высоко. Но и нельзя забывать о том, что сотрудник должен быть не слабее текущей команды. В идеале — еще и сильнее. Тогда выход на прочные позиции внутри отдела будет коротким. Набор джунов – это история не про усиление, а про кухню кадров. Поэтому в девяти случаях из десяти в последние годы мы берем опытных специалистов с экспертизой.
Джунов принимаем на некоторые младшие технические позиции, с удовольствием берем ребят с профильным образованием, зачастую даже с неоконченным (студентов). Также к нам приходят на производственную практику из колледжей и вузов. И если в ходе работы оказывается, что человек толковый, то вполне возможно, что мы позовем его в штат.
Также для нас важен живой опыт работы, независимо от специальности в дипломе, и результаты, которых достиг человек. Это многое говорит о соискателе и многое решает».
Чего хотят молодые специалисты
Мотивация сегодняшних молодых специалистов такова: 42% опрошенных не стремятся выбиться в начальники, руководить когда-нибудь планируют 20% начинающих специалистов. Еще 30% хотели бы открыть собственный бизнес.
Среди желаемых отраслей работы – финансы, IT, строительство и недвижимость. В аутсайдерах — сельское хозяйство, легкая промышленность и безопасность. Большой удачей 40% считают трудоустройство в международную компанию.
Главным же критерием выбора работы являются деньги, на что указали 94% опрошенных. Для 86% немаловажна и возможность развиваться в индустрии. Также молодым специалистам интересен гибкий или удаленный график работы, а также открытый диалог с руководством и обратная связь.
Как наши сотрудники получали первую работу
Юрий Пятаков, заместитель HR-директора TexTerra:
«Когда я обучался на педагога-психолога, нам в вуз пришла разнарядка о том, что в один колледж требуется психолог на полставки. Я с удовольствием туда съездил на собеседование, меня взяли, и я с четвертого до пятого курса работал в колледже. Платили мало, работал я три дня в неделю, но это было уже началом трудового стажа. А потом уже я перешел в HR».
Ольга Безматерных, HR-директор TexTerra:
«Моя первая официальная работа (в 18 лет) стала первой записью в трудовой книжке – дворник-озеленитель в детском саду. А до этого были всякие неофициальные работы по окрашиванию дома председателя садово-дачного товарищества, сбору березовых почек для аптек и много еще чего веселого».
Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:
«Я на первую работу устроилась в 16 лет. Шла по городу, смотрела на столбах и дверях объявления. Нашла на двери ателье, что там нужна приемщица (принимать вещи в ремонт, заполнять квитанции, помогать швеям и портному распарывать что-то или наметывать). Я зашла, поговорила полчасика с управляющей и меня взяли. Работала я там полгода за 6250 рублей в месяц».
Виктория Ефанова, SMM-стратег TexTerra:
«Первую работу (в 19 лет) я получила на заводе. И никто не мог объяснить, в чем заключались мои обязанности. Надо было работать в какой-то системе, я сразу сказала что я в ней не разбираюсь. Но мне сказали, что научат. В итоге за месяц работы так и не показали даже эту программу – приходила на работу просто чтобы присутствовать».
Светлана Стрельцова, PPC-менеджер TexTerra:
«У нас в поселке летом организовывали небольшую подработку для подростков: убирать поселок, сажать цветы, что-то полоть, красить и т.д. Я пошла туда лет в 13-14 на один месяц, потому что места разлетались как горячие пирожки: работаешь с 8:00 до 13:00, но получаешь 8 тысяч рублей в месяц. Это было очень интересно для подростков».
Мария Мернова, редактор TexTerra:
«После получения диплома в институте случайно разговорилась с каким-то молодым человеком в костюме про лежавший перед ним журнал "Бани и бассейны". Удивилась странным словам на обложке. Разговорились, полистали вместе журнал, обсудили, что хорошо, а что плохо…. Кто же знал, что товарищ этот — директор журнала. Позвал к себе работать».
Анастасия Банина, руководитель проектов TexTerra:
«Мне было 14 лет, и знакомая попросила ее подменить в небольшом магазинчике. Там продавали всё для мастеров маникюра и всякие мелочи для девушек. Подменила ее несколько раз. Потом меня взяли туда на подработку после школы. Так около двух лет там и проработала».
Константин Ивлев, стратег-аналитик TexTerra:
«Первая моя неофициальная работа — написание на заказ курсовых и дипломных работ (тогда ведь еще не было нейросетей). Сначала писал только знакомым, потом сарафанное радио подключилось. Курсовая у меня стоила 3,5-4 тысячи рублей, а диплом 8-9 тысяч. Первая же официальная работа – в TexTerra».
Евгения Ариничева, руководитель отдела продаж TexTerra:
«Моя первая работа была в колл-центре. Я училась тогда в универе на очном отделении, и очень хотелось летом на море. Мне было всего 17 лет, и я за 40 рублей в час звонила и продавала — работала так, пока универ не закончила. Такая работа надолго отбила у меня любовь к продажам (но позже она вернулась). Зато на море я съездила».
Александр Хлынов, редактор TexTerra:
«Меня отец в 14 лет нанял копать траншею под высоковольтные кабели для пекарни. По-родственному) Но пожалел, потому что копал я так себе, и только в свободное от лени время. Что до первого найма по нынешней специальности (в редакцию), то после института я получил работу в туристическом каталоге лишь потому, что на предлагаемую зарплату никто просто не шел — 200 у.е, они же доллары (рублем тогда не мерили — его курс падал, как кирпич). Ровно столько стоило снять комнату в Москве, на что я и тратил всю зарплату. А кормила меня жена на свои зарабатываемые 250 у.е., поэтому не затягивайте со свадьбами – польза определенно есть».
Как видите, сразу в дамки и на огромные зарплаты никто не попадал.
Читайте также:
Вы точно раздражаете коллег – вот главные «душные» привычки