How-to контент отвечает на вопрос «Как сделать?». В эту категорию относят инструкции, обучающие видео, руководства, статьи, помогающие решить какую-то практическую задачу.
Я расскажу о том, как писать how-to статьи, на что обратить внимание и зачем вам это нужно.
Зачем вам how-to контент
К примеру, если у вас интернет-магазин велосипедов, любому покупателю пригодится статья «Как хранить велосипед в зимнее время». Она будет актуальна каждый осенне-зимний период, а не только в момент публикации.
Информация, которую можно применить на практике, всегда будет востребованной. Например, на YouTube видеоролики формата «Как сделать» популярнее остальных: 7 из 10 посетителей обращаются к ним, чтобы решить проблемы с учебой, работой или хобби.
5 шагов, чтобы сделать хорошую how-to статью
Шаг 1: Найдите проблему, которую нужно решить
Выберите для статьи актуальную тему. Главный критерий – польза для целевой аудитории.
Производство how-to контента – дело затратное: хорошие статьи, гайды, руководства выходят объемными, требуют много времени на подготовку. Логично вкладываться только в те темы, которые окупятся. То есть будут интересны аудитории и сейчас, и в перспективе.
Самые простые способы найти такие темы:
- собрать поисковые запросы;
- посмотреть частые вопросы клиентов в техподдержку;
- проанализировать контент конкурентов, найти самые популярные темы их блогов.
После выбора темы определяем формат: небольшая статья или лонгрид, чек-лист или электронная книга и т. д. Подумайте, в каком виде читатель лучше усвоит информацию. Иногда вместо текстов лучше снимать видеоролики, однако не у всех есть такая возможность.
Шаг 2. Разбейте все действия на шаги
How-to контент должен быть структурированным. Следите, чтобы действия шли последовательно, одно за другим. Если вы пропустите шаги или перепутаете их местами, читателям будет сложно применить инструкцию на практике. Кроме этого, чем логичнее структура статьи, тем проще воспринимать большой объем информации.
Чтобы шаги получились последовательными, надо самому разобраться в вопросе, пройти путь от начала и до конца. Затем показать логику происходящего с точки зрения пользователя. Нельзя написать, как что-то сделать, если вы сами этого никогда не делали – в тексте будут ошибки и неточности.
Для больших руководств я составляю план так: делаю таблицу из двух колонок, в одной прописываю шаги, в другой кратко обозначаю, что будет в каждом шаге. Это помогает визуально увидеть логику статьи: сразу заметить, где шаг лучше разделить на два, где нарушена последовательность или пропущено действие.
Шаг |
Что в нем будет |
1. Составляем текст объявления |
В тексте не должно быть прямой рекламы, нативность. Польза для читателя. |
2. Придумываем заголовок |
Не заголовки из контекстной рекламы. Заголовок – самостоятельная часть объявления. |
3. Подбираем картинку |
Изображение по смыслу подходит к тексту. На нем нет букв и цифр. |
4. Проверяем соответствие странице перехода |
Объявление релевантно странице сайта. |
5. Проверяем законность |
Указан бренд. |
Шаг 3. Пропишите каждый шаг
Каждый шаг – отдельный блок статьи под своим собственным подзаголовком.
Как правило, структуру блоков выстраивают по такой схеме:
- В начале – что пригодится на этом этапе, зачем нужен этот шаг или в каких условиях советы работают.
- В середине – сам процесс, как и что нужно сделать для достижения цели, поставленной в заголовке.
- В конце – что мы получили в итоге или важные уточнения.
Например, вы пишете текст про сегментацию клиентов. Так как действия сложные, сначала надо объяснить читателю – зачем мы их делаем.
Или можно начать с того, когда применимы наши советы, а потом объяснить, как достичь результата.
Шаг 4. Добавьте примеры и иллюстрации
После того как вы описали каждый шаг, добавьте в блоки примеры, иллюстрации, фотографии, схемы, диаграммы, скриншоты и другой визуальный контент. Все, что поможет читателю представить процесс, понять, как правильно сделать.
Примеры тоже помогают визуализировать контент – это элемент сторителлинга. Люди лучше воспринимают истории, они их представляют, включается зрительное восприятие.
Если статью сложно проиллюстрировать, шаги получаются объемными, текста много, – используйте врезки, цитаты, выделения, любые другие визуальные элементы, которые упростят чтение.
Дарья Завьялова, выпускающий редактор TexTerra:
«Оформление важно в любом тексте, но для how-to статей оно важно вдвойне: нужно удержать внимание читателя, чтобы он погрузился в процесс. Поэтому мы привлекаем дизайнеров к созданию статей для клиентов, а еще, если видим, что в блоге что-то не так по технической части – предлагаем сделать юзабилити-аудит. Он поможет понять, что поправить, чтобы читателям было комфортнее, и они возвращались».
Шаг 5. Еще раз чекните статью
Перечитайте текст и ответьте на несколько вопросов:
- Все ли шаги идут по порядку, я ничего не упустил?
- Нет ли слишком больших шагов, которые можно разбить на два отдельных шага?
- Учтены ли важные тонкости, подводные камни, которые могут ждать читателя?
- Не забыл ли я перечислить то, что нужно проверить или взять перед тем, как воспользоваться советами из текста?
- Понятно ли из статьи, когда советы применимы, а когда нет?
- Понятно ли написан текст, сможет ли моя аудитория использовать советы?
Каких ошибок стоит избегать при подготовке how-to контента
Не делайте бесполезный контент
После прочтения читатель должен получить знания, применимые на практике. How-to статьи предназначены не для того, чтобы над ними размышлять. Это руководства к действию: прочитал и сделал.
Например, вы пишете, как сэкономить на ремонте автомобиля. В этом случае не надо писать о самостоятельном ремонте. Большинство людей не способно его сделать, тем более, если речь идет о современных автомобилях, напичканных электроникой, а не о дедушкиных «Жигулях». Подойдут практичные советы: где и как дешевле купить запчасти, как не попасть на развод в автосервисе и т. д.
Думайте о том, кто ваша аудитория: что они знают о предмете статьи, какими возможностями обладают.
Бесполезно советовать мамочкам из маленького провинциального городка поездку в Европу на распродажу детских вещей: они не найдут денег и на дорогу до Москвы. Это совет для среднего класса больших городов, которые хотят купить дешевле вещи дорогих брендов.
Не размывайте тему
В тексте должна быть вся нужная информация, помогающая применить советы на практике. Но не больше.
Лишние подробности запутают читателя, перегрузят текст. Старайтесь делать статьи максимально краткими и простыми.
Еще одна частая ситуация: отвечать в статье не только на вопрос «Как?», но и на вопрос «Что?». Например, тема статьи «Как починить телевизор», а автор пишет о том, что такое телевизор.
Нужно и важно объяснять читателю сложные и непонятные слова, но не нужно держать читателя за идиота. Однажды я даже сохранила цитату неизвестного зарубежного автора:
Если кто-то ищет «Как посадить розы», вам не нужно объяснять, что такое розы. Вам не нужно заполнять пространство, написав: «Розы – одни из самых красивых, традиционных и пышных цветов, которые вы можете посадить в своем саду».
Увидев такое объяснение, человек, который хочет посадить розы, пролистает лишнее или закроет страницу, подумав, что наткнулся не на ту статью.
Не усложняйте материал
Если объяснять людям работу сложных сервисов или давать длинные инструкции, есть риск сделать большой и непонятный материал, в котором мало кто разберется. Получится так, что вы вложите в подготовку статьи много сил, а ее никто не поймет и не будет читать.
Старайтесь писать короче. Избегайте сложных и длинных предложений, жаргонных слов, сокращений, специализированных терминов без объяснений.
Не публикуйте неэкспертный контент
How-to статьи вызывают доверие у читателя только в трех случаях:
- Автор – эксперт, который сам обладает навыками и компетенцией для решения задач, о которых говорит в статье.
- Автор сделал статью на личном опыте: пошел и попробовал сервис, сделал что-то своими руками, у него есть опыт, которым он собирается поделиться.
- В создании контента участвовал эксперт, то есть автор взял информацию у компетентного человека.
Если how-to контент делает человек, не понимающий в вопросе, без привлечения экспертов он неизбежно допустит ошибки. В тексте будут неточности, которые заметят профессионалы, – значит, доверия к этому контенту и к вам не будет.
Подбирайте правильные глаголы
В большинстве случаев в how-to статьях используют императив – повелительное наклонение глаголов: возьмите, вставьте, сделайте и т. д.
Если вы используете глаголы не в повелительном наклонении, а в условном или изъявительном, то может быть двойное прочтение ваших советов. Или у читателя появится ощущение, как будто вы сами не уверены в том, что пишете.
Императив помогает четко обозначить нужное действие.
Неверно |
Верно |
Конус Б должен быть вставлен в конус А. Конус Б может быть вставлен в конус А. |
Вставьте конус А в конус Б. |
Читатель хочет понять, какие действия ему надо выполнить. В первом случае непонятно: кто должен вставить конус Б в конус А? Во втором неясно: обязательно ли вставлять конус Б в конус А, или без этого можно обойтись? |
Читатель понимает, что ему нужно вставить один конус в другой, и никак иначе. Других вариантов инструкция не предполагает. |
Бывает и так, что императив неуместен, например, когда вы пишете о вещах, где читатель сам должен сделать выбор. Предположим, рассказываете, как следить за сотрудниками, и предлагаете несколько программ. Тогда уместно написать: «Вы можете выбрать эту программу или эту».
Не растягивайте вступление
Большинство читателей пролистывает введение, начинает читать how-to статьи с первого шага. Если вы хотите сообщить в начале что-то важное, – например, кому подходит ваша инструкция или что понадобится для достижения результата, – продумайте, как оформить эту информацию. Подойдет выделение цветом, список и другие элементы, привлекающие внимание.
Введение должно быть максимально кратким, сразу переходите к сути: читатель пришел, чтобы решить проблему, а не насладиться вашим слогом или убить время.