Чтобы четко выполнить задачу, ее нужно правильно поставить. Для этого существует конкретная и применимая на практике модель, о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.
Что такое цели по SMART
SMART — это метод, который помогает формулировать конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени цели и задачи. С его помощью абстрактная цель «Заработать больше денег» превращается в конкретную задачу «Увеличить прибыль компании в следующем месяце на 20%».
Из чего состоит модель SMART
Цели и задачи по модели SMART соответствуют следующим критериям:
- S (specific) — конкретная. Цель должна быть четко сформулирована и понятна всем участникам процесса. Она должна отвечать на вопросы:
- что именно нужно сделать;
- кто будет вовлечен в процесс;
- какие ресурсы потребуются для ее достижения;
- и так далее.
- M (measurable) — измеримая. Цель должна иметь количественные или качественные показатели, которые позволят оценить степень ее достижения. Это могут быть:
- проценты;
- суммы;
- количество людей;
- сроки выполнения;
- и так далее.
- A (achievable) — достижимая. Цель должна быть реалистичной и соответствовать возможностям и ресурсам организации. Так, например, цель «Увеличить прибыль компании в следующем месяце до 2 000 000 рублей», тогда как в среднем компания в месяц получает прибыль в размере 500 000 рублей, выглядит нереалистичной, так как сложно себе представить, как можно за 1 месяц увеличить прибыль на 300%. А вот цель «Увеличить прибыль компании в следующем месяце с 500 000 рублей до 600 000 рублей» выглядит более достижимой, так как в этом случае требуется увеличить ее только на 20%. И то, чтобы цель действительно была достижимой, в компании должны быть все необходимые ресурсы для этого.
- R (relevant) — актуальная. Цель должна соответствовать общим целям и стратегии организации, а также потребностям клиентов или других заинтересованных сторон.
- T (time-bound) — ограниченная во времени. Цель должна иметь конкретный срок выполнения, чтобы участники могли планировать свою работу и отслеживать прогресс. В противном случае реализация цели может растянуться на неопределенный срок, и к моменту ее достижения она уже может быть неактуальной.
Преимущества и примеры целей по SMART
Главное преимущество использования SMART целей состоит в том, что они позволяют конкретизировать и придать форму любому желанию, любой идеи, любой задаче. А когда желание и идея имеют форму, исполнителю проще представить будущий результат и сформировать путь достижения этой цели.
Именно поэтому, при разработке стратегии комплексного продвижения, наши специалисты TexTerra проводям анализ компании и смотрим, каких целей она планирует достичь.
Давайте рассмотрим, как поставить SMART цели на примерах.
Пример №1: увеличить продажи
Когда стоит задача, увеличить продажи, цель может звучать так: «Увеличить продажи товара А на 20% в следующем месяце». В этой цели мы видим:
- конкретное указание товара, а не просто продажи в целом, так как в ассортиментной матрице может быть много позиций, и без указания товара менеджерам может быть непонятно, на какой товар делать акцент при продаже;
- измеримые показатели в размере 20%;
- реалистичные показатели в размере 20%, если нет других условий, связанных с продажами;
- ограничение во времени, так как выполнить задачу необходимо в следующем месяце;
- актуальность задачи, так как компании необходимо распродать данный товар и освободить склад для новой партии.
Тут же стоит отметить, что на реалистичность могут влиять разные факторы. Так, например, если стоит задача увеличить продажи шуб на 20% по сравнению с текущим месяцем, при том, что в этом месяце холодно и шубы пользуются повышенным спросом, а в следующем месяце прогнозируется аномально теплая погода, то задача по увеличению продаж этого товара может выглядеть мало реализуемой.
Но если необходимо увеличить продажи на 20% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, то задача выглядит более достижимой. Иными словами, когда мы оцениваем реалистичность достижения цели, необходимо учитывать множество факторов, а в некоторых случаях уточнять, по сравнению с каким периодом необходимо увеличить продажи.
Пример №2: снизить количество опозданий
Например, у HR-специалиста может стоять задача снизить процент опозданий сотрудников. Без конкретики снижение опозданий на 1% уже будет считаться достижением цели. Но если мы хотим ощутимых результатов, то цель может звучать так: «Снизить количество опозданий сотрудников на работу на 50% в течение следующих двух месяцев».
Тут мы снова видим соответствие требованиям модели SMART. В то же время конкретику можно повысить, указав сотрудников определенного отдела. Ведь, например, в отделе бухгалтерии все могут приходить вовремя, а основная проблема кроется в опозданиях сотрудников склада.
Как видно из примера, применение SMART целей в бизнесе эффективно практически во всех процессах, как связанных так и не связанных с продажами и увеличением прибыли.
Пример №3: личная цель
Модель SMART универсальна и может применяться как для деловых, так и для личных целей. Например, если вы любитель бега, вы можете поставить себе следующую цель: «Пробежать полумарафон за время не более двух часов к концу года».
И эту цель можно разбить на подзадачи, которые также рекомендуется формулировать с помощью SMART. Например:
- «В текущем месяце найти тренера по бегу с оплатой 5000 рублей за 1 месяц занятий»
- «В следующем месяце сократить время преодоления полумарафона до 2,5 часов»
- «В течение ближайших двух месяцев 1 раз в неделю пробегать в зале на беговой дорожке дистанцию полумарафона за время, не превышающее 2,5 часа»
- И так далее.
Дробление большой цели на небольшие задачи называется Декомпозиция. Декомпозиция цели позволяет делать ее еще более реалистичной и достижимой в глазах исполнителя, а руководитель с ее помощью может отслеживать эффективность процесса достижения цели и вносить в задачи корректировки в случае необходимости.
Как отслеживать процесс достижения цели и не сбиться с пути
Когда вы четко сформулировали цель и разбили ее на задачи важно визуализировать путь достижения цели. Это позволяет придерживаться установленных сроков и не забывать о задачах.
Самый простой способ отслеживать процесс достижения цели, это составить график выполнения задач в Excel-таблице.
Помимо этого можно воспользоваться таск-менеджерами, среди которых можно выделить такие, как:
Большое преимущество таск-менеджеров в том, что в них можно работать всей командой, что удобно для достижения корпоративных целей. Помимо этого многие таск-менеджеры можно кастомизировать под себя, что сделает взаимодействие с ним не только эффективным, но и эстетически приятным.
Заключение
От того, насколько четко сформулирована цель, зависит конечный результат. И чем более расплывчатая задача стоит перед вами, тем сложнее ее выполнить должным образом.
Модель SMART позволяет превратить абстрактное желание в конкретную, понятную и достижимую.
Читайте также:
68 видов контента для соцсетей под задачи бизнеса: инфографика + примеры
Как мы с Серегой делали контент-маркетинг на кухне: история для малого и среднего бизнеса