Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Что такое цели SMART: как использовать в бизнесе, преимущества, примеры Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Чтобы четко выполнить задачу, ее нужно правильно поставить. Для этого существует конкретная и применимая на практике модель, о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.

Что такое цели по SMART

SMART — это метод, который помогает формулировать конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени цели и задачи. С его помощью абстрактная цель «Заработать больше денег» превращается в конкретную задачу «Увеличить прибыль компании в следующем месяце на 20%».

Продвигаем сайты
Подробнее

Из чего состоит модель SMART

Цели и задачи по модели SMART соответствуют следующим критериям:

  1. S (specific) — конкретная. Цель должна быть четко сформулирована и понятна всем участникам процесса. Она должна отвечать на вопросы:
    • что именно нужно сделать;
    • кто будет вовлечен в процесс;
    • какие ресурсы потребуются для ее достижения;
    • и так далее.
  2. M (measurable) — измеримая. Цель должна иметь количественные или качественные показатели, которые позволят оценить степень ее достижения. Это могут быть:
    • проценты;
    • суммы;
    • количество людей;
    • сроки выполнения;
    • и так далее.
  3. A (achievable) — достижимая. Цель должна быть реалистичной и соответствовать возможностям и ресурсам организации. Так, например, цель «Увеличить прибыль компании в следующем месяце до 2 000 000 рублей», тогда как в среднем компания в месяц получает прибыль в размере 500 000 рублей, выглядит нереалистичной, так как сложно себе представить, как можно за 1 месяц увеличить прибыль на 300%. А вот цель «Увеличить прибыль компании в следующем месяце с 500 000 рублей до 600 000 рублей» выглядит более достижимой, так как в этом случае требуется увеличить ее только на 20%. И то, чтобы цель действительно была достижимой, в компании должны быть все необходимые ресурсы для этого.
  4. R (relevant) — актуальная. Цель должна соответствовать общим целям и стратегии организации, а также потребностям клиентов или других заинтересованных сторон.
  5. T (time-bound) — ограниченная во времени. Цель должна иметь конкретный срок выполнения, чтобы участники могли планировать свою работу и отслеживать прогресс. В противном случае реализация цели может растянуться на неопределенный срок, и к моменту ее достижения она уже может быть неактуальной.

Преимущества и примеры целей по SMART

Главное преимущество использования SMART целей состоит в том, что они позволяют конкретизировать и придать форму любому желанию, любой идеи, любой задаче. А когда желание и идея имеют форму, исполнителю проще представить будущий результат и сформировать путь достижения этой цели.

Именно поэтому, при разработке стратегии комплексного продвижения, наши специалисты TexTerra проводям анализ компании и смотрим, каких целей она планирует достичь.

Давайте рассмотрим, как поставить SMART цели на примерах.

Пример №1: увеличить продажи

Когда стоит задача, увеличить продажи, цель может звучать так: «Увеличить продажи товара А на 20% в следующем месяце». В этой цели мы видим:

  • конкретное указание товара, а не просто продажи в целом, так как в ассортиментной матрице может быть много позиций, и без указания товара менеджерам может быть непонятно, на какой товар делать акцент при продаже;
  • измеримые показатели в размере 20%;
  • реалистичные показатели в размере 20%, если нет других условий, связанных с продажами;
  • ограничение во времени, так как выполнить задачу необходимо в следующем месяце;
  • актуальность задачи, так как компании необходимо распродать данный товар и освободить склад для новой партии.

Тут же стоит отметить, что на реалистичность могут влиять разные факторы. Так, например, если стоит задача увеличить продажи шуб на 20% по сравнению с текущим месяцем, при том, что в этом месяце холодно и шубы пользуются повышенным спросом, а в следующем месяце прогнозируется аномально теплая погода, то задача по увеличению продаж этого товара может выглядеть мало реализуемой.

Но если необходимо увеличить продажи на 20% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, то задача выглядит более достижимой. Иными словами, когда мы оцениваем реалистичность достижения цели, необходимо учитывать множество факторов, а в некоторых случаях уточнять, по сравнению с каким периодом необходимо увеличить продажи.

Пример №2: снизить количество опозданий

Например, у HR-специалиста может стоять задача снизить процент опозданий сотрудников. Без конкретики снижение опозданий на 1% уже будет считаться достижением цели. Но если мы хотим ощутимых результатов, то цель может звучать так: «Снизить количество опозданий сотрудников на работу на 50% в течение следующих двух месяцев».

Тут мы снова видим соответствие требованиям модели SMART. В то же время конкретику можно повысить, указав сотрудников определенного отдела. Ведь, например, в отделе бухгалтерии все могут приходить вовремя, а основная проблема кроется в опозданиях сотрудников склада.

Как видно из примера, применение SMART целей в бизнесе эффективно практически во всех процессах, как связанных так и не связанных с продажами и увеличением прибыли.

Пример №3: личная цель

Модель SMART универсальна и может применяться как для деловых, так и для личных целей. Например, если вы любитель бега, вы можете поставить себе следующую цель: «Пробежать полумарафон за время не более двух часов к концу года».

И эту цель можно разбить на подзадачи, которые также рекомендуется формулировать с помощью SMART. Например:

  • «В текущем месяце найти тренера по бегу с оплатой 5000 рублей за 1 месяц занятий»
  • «В следующем месяце сократить время преодоления полумарафона до 2,5 часов»
  • «В течение ближайших двух месяцев 1 раз в неделю пробегать в зале на беговой дорожке дистанцию полумарафона за время, не превышающее 2,5 часа»
  • И так далее.

Дробление большой цели на небольшие задачи называется Декомпозиция. Декомпозиция цели позволяет делать ее еще более реалистичной и достижимой в глазах исполнителя, а руководитель с ее помощью может отслеживать эффективность процесса достижения цели и вносить в задачи корректировки в случае необходимости.

Как отслеживать процесс достижения цели и не сбиться с пути

Когда вы четко сформулировали цель и разбили ее на задачи важно визуализировать путь достижения цели. Это позволяет придерживаться установленных сроков и не забывать о задачах.

Самый простой способ отслеживать процесс достижения цели, это составить график выполнения задач в Excel-таблице.

График выполнения задач в Excel

Помимо этого можно воспользоваться таск-менеджерами, среди которых можно выделить такие, как:

Большое преимущество таск-менеджеров в том, что в них можно работать всей командой, что удобно для достижения корпоративных целей. Помимо этого многие таск-менеджеры можно кастомизировать под себя, что сделает взаимодействие с ним не только эффективным, но и эстетически приятным.

Заключение

От того, насколько четко сформулирована цель, зависит конечный результат. И чем более расплывчатая задача стоит перед вами, тем сложнее ее выполнить должным образом.

Модель SMART позволяет превратить абстрактное желание в конкретную, понятную и достижимую.

Читайте также:

68 видов контента для соцсетей под задачи бизнеса: инфографика + примеры

Как мы с Серегой делали контент-маркетинг на кухне: история для малого и среднего бизнеса

Поиск «своих» и борьба с хаосом: зачем нужен контент-план

Продвинем ваш бренд

– пусть о вас знают все!

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

8 сен 2024
19 127
16 необычных способов преодолеть писательский блок

Вино, сигареты, скомканный на удачу листочек – ничего не помогает. И не поможет. Так же, как и сон, частые перерывы на отдых и прогулки на свежем воздухе. 

7 сен 2024
4 141
«Вы нам не подходите»: 10 частых фейлов на собеседовании

Собеседование — это форма бизнес-игры, и ваша задача — выиграть, получить работу. Разобрались, какие опасности подстерегают соискателя в этом квесте, и как их избежать.

6 сен 2024
908
Кейс успешного SEO-продвижения при минимальном бюджете на примере онлайн-школы фитнеса

Как выйти в топ выдачи на рынке с высокой конкуренцией и продавать курсы, привлекая любителей бесплатного контента.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.