Там клиент не согласен на предоплату 100 %, здесь у заказчика какое-то странное фото в профиле, а на бирже слишком короткое ТЗ: все это похоже на кидалово… И сидим без работы, без денег, без клиентов. А могли бы правильно выбрать заказ и заработать если не на бутерброд с маслом и икрой, то на хлеб с колбасой точно.
TexTerra рассказывает, как фрилансеру получить заказ и не нарваться на мошенников. Инструкция подходит всем – от копирайтеров до дизайнеров и маркетологов. Собрали максимум пользы в одном месте и сделали большой сборник опыта: фрилансеры поделились с нами своими уникальными способами проверки клиентов. Но сначала – инструкция.
Ищите заказы в нормальных местах
Нормальные места – те, в которых вакансии проходят ручную проверку перед размещением. Или те, администраторы которых собирают самые крутые на их взгляд предложения от известных компаний. Одно из таких мест – канал «Норм работа» в Telegram: там ищут разных специалистов от дизайнеров до SMM-креаторов. Еще есть группа «Пиши, редактируй, думай» в Facebook – Екатерина Кушнир иногда делает в ней репосты вакансий, да и подписчики тоже могут искать в ней копирайтера.
В «Дистанции» и других подобных группах посты тоже проходят модерацию, но не такую строгую. Вакансию там может разместить любой ноунейм, и никто не будет досконально проверять его платежеспособность.
Еще можно работать на биржах типа Etxt, Kwork или fl.ru – там есть гарантии. На биржах копирайтинга сумму заказа блокируют на счету клиента и списывают, если он принимает работу. А если нет, всегда можно обратиться в арбитраж: если вы правы, статью оплатят принудительно. На биржах фриланса все устроено немного по-другому: можно воспользоваться защищенной сделкой. В этом случае клиент перечисляет деньги гаранту, а после выполнения задачи они поступают вам. А если вы не справились с работой, гарант вернет деньги заказчику.
Еще один вариант – нетворкинг. Заводите полезные знакомства на разных конференциях, добавляйтесь в друзья к коллегам и клиентам в соцсетях. Возможно, вовремя заметите пост, в котором будут искать специалиста, и сможете получить заказ.
Также можно искать заказы на форумах типа searchengines.guru, mmgp.ru, weblancer.net. Смотрите ветки с вакансиями или предлагайте свои услуги в общих обсуждениях, создавайте отдельные ветки. На форумах обычно видна репутация пользователей: много ли у них «плюсов» или «минусов». Если вам пишет клиент с положительной кармой, обсуждайте условия работы. Если с отрицательной или нулевой, лучше насторожиться.
Еще одно популярное решение – сайты вакансий типа hh.ru. Найдите там подходящие предложения и посмотрите, давно ли зарегистрирован работодатель, прошел ли он проверку на сайте, как много у него объявлений. Если он зарегистрирован недавно, не прошел проверку и опубликовал 2–3 месяца назад кучу объявлений, по которым так никого и не нашел, это повод насторожиться.
Поиск заказов в «нормальных» местах – не панацея. Даже коллеги и пользователи с многомиллионной положительной кармой на форуме могут обмануть. Поэтому не спешите радоваться, если нашли предложение мечты: проверьте клиента дополнительно.
Оцените описание проекта и готовность отвечать на дополнительные вопросы
Если сами откликаетесь на вакансию, посмотрите ее описание: мошенники обычно немногословны. Они или предлагают готовое ТЗ, или описывают задачу в общих чертах. При этом не рассказывают ничего о компании, не оставляют дополнительных контактов, умалчивают о глобальных целях проекта – просто публикуют задачу. И обычно не отвечают на дополнительные вопросы: редко дают ссылку на сайт, не говорят об общем векторе продвижения и так далее. Все потому, что в большинстве случаев мошенники – это:
- перекупщики, которые не хотят играть в испорченный телефон или говорить о конечном клиенте;
- люди, которым нужно быстро получить результат, и они не хотят размениваться на длинные диалоги.
Даже если клиент написал вам сам, задайте ему пару вопросов, попросите дать дополнительный контакт для связи, узнайте подробнее о проекте.
Доверяйте тем, кто открыт вопросам и подробно рассказывает о задаче. Если клиент спокойно дает дополнительные контакты, готов связаться по видеосвязи или даже встретиться, это хороший знак. Но не гарантия того, что вас не кинут.
Также обращайте внимание на то, как автор вакансии собирает информацию о соискателях. Если сухо просит писать всех в личку с примерами работ, это не плохо. Но и не хорошо. А если просит заполнить «Google Форму» и хочет видеть не только портфолио, но и ответы на дополнительные вопросы – сколько лет работаете, как относитесь к чему-то и так далее – это, скорее всего, не мошенник. Мошенникам обычно ни к чему лишняя информация об исполнителях.
Личный опыт. Я много раз откликалась на разные вакансии. Мошенниками иногда оказывались те, кто был сух и немногословен. А те, кто просил заполнять «Google Форму» и потом выбирали лучших из нескольких сотен соискателей, всегда вовремя оплачивают работу.
Оцените информацию о компании и самом клиенте
Если вакансию размещает малоизвестная компания, проверьте, существует ли она. Зайдите на ее сайт, напишите на почту или позвоните по указанному телефону. Попробуйте найти информацию о ней на картах Google, в навигаторе или «2ГИС». Если глухо, как в танке – бегите: ваше знакомство уже началось с обмана, а это нехороший признак.
Если увидели вакансию от крупного бренда в независимом источнике, проверьте, действительно ли она существует – предприимчивые мошенники могут прикрываться известными именами типа TexTerra, «Газпром» и даже Google. Зайдите на официальный сайт компании и посмотрите, действительно ли там размещена эта вакансия. А потом сравните контакты, указанные на сайте бренда, и контакты в объявлении – мошенники могут скопировать текст, но подставить свою почту. Думаю, не нужно объяснять, что делать, если вакансии не оказалось на официальном сайте или если вы увидели левые контакты.
Если объявление размещает человек, посмотрите на его профиль в соцсети и поищите данные о нем в поисковой системе. Если профиль «живой», а по имени и фамилии легко находятся аккаунты клиента на других площадках, ему стоит доверять. Но и профили, выглядящие как фейк, не обязательно уловка мошенников: возможно, клиенту просто не нравится сидеть в соцсетях, но иногда он использует их для поиска исполнителей.
Личный опыт. Всего один человек с пустым профилем во «ВКонтакте» оказался мошенником. Другим клиентам, аккаунты которых были похожи на фейк, просто оказалось удобнее общаться по почте или в Telegram. Да и явно «живой» профиль – тоже не гарантия того, что вас не кинут.
Проверьте клиента в черных списках
Просто используйте поисковые системы «Яндекс» и Google или поищите информацию о клиенте в соцсетях. Если он уже кинул нескольких человек, скорее всего, хоть один из них опубликует данные о нем в каком-нибудь черном списке. А вы сможете узнать о недобросовестности заказчика, прежде чем начнете что-то делать для него. А если вакансия размещена от имени компании, проверьте, как часто она судится и за что. Есть много дел о неуплате по договорам – смело шлите ее к какому-нибудь другому специалисту.
Конечно, есть изворотливые мошенники, которые меняют профили в соцсети, как перчатки. Или каждый раз звонят с нового номера и представляются новым именем, регистрируют кучу email-адресов или аккаунтов в мессенджере. Тогда вы не сможете проверить их в черных списках. Но такой мошенник обычно не раскрывает никакой лишней информации о проекте, чтобы его не смогли вычислить по ссылке на сайт или названию компании. Поэтому, если в вакансии все описано общими фразами, а в личной переписке вам тоже ничего не уточняют, это повод насторожиться.
Не делайте объемные тестовые задания
В обсуждениях тестовых заданий во фрилансерских группах часто ломаются тысячи копий. Одни говорят, что тестовое – это абсолютно нормально, другие горячо доказывают, что оно обязательно должно быть оплачено, третьи вообще никогда его не делают.
На самом деле в тестовом нет ничего сверхъестественного, особенно если в перспективе вы получите крупный проект. Чем известнее компания, тем крупнее может быть тестовое: например, мы в TexTerra на первом этапе отбора кандидатов в редакторы просили их найти в блоге 5 статей, которые не должны были выйти, и обосновать свое мнение. А «Яндекс» просит соискателей на должность копирайтера написать полноценный кейс по вводным.
Если же вы откликаетесь на вакансию с оплатой около 15 000 ₽ в месяц или на небольшой проект, тестовое тоже должно быть маленьким. Нет смысла рисовать 10 иллюстраций, переводить целую книгу или делать лонгрид на несколько десятков страниц. Клиенту хватит одной иллюстрации, 2–3 переведенных предложений и 500–1000 символов, чтобы оценить ваши навыки. Тестовое на небольшие проекты не должно занимать у вас весь рабочий день: идеально, если оно займет 1–2 часа и при этом может принести хороший доход в будущем.
Если же клиент сам обратился к вам по рекомендации или после изучения портфолио, он уже знает ваш стиль и ваши способности. Обычно такие заказчики не просят тестовых. А если просят, еще и объемных, еще и неоплачиваемых – бегите.
Есть важный нюанс: если согласились на тестовое, оно должно быть одно для всех, например, размещено прямо в тексте объявления. Если тестовое присылают в личку, и оно похоже на полноценную работу, стоит насторожиться. Мошенник может просто выслать 5–10 таких «тестовых» разным исполнителям и получить набор бесплатных постов, логотипов или текстов.
Предложите заключить договор
Давайте будем честны: несмотря на многочисленные советы о договоре, большинство фрилансеров им не пользуются. Первые – потому что не видят смысла заморачиваться с бумагами, когда проект займет всего пару дней или часов. Вторые – потому что не хотят платить налоги. Третьи – еще по каким-то причинам.
Но я все равно повторю прописные истины. Сам договор – не панацея, он не дает стопроцентной гарантии того, что вам оплатят работу. Зато он помогает защититься от некоторых мошенников, потому что они в большинстве случаев отказываются от юридического оформления сделки. Если после предложения договора клиент быстро «сдулся», просто не работайте с ним.
Есть и мошенники, которые заключают договор, а потом просто не платят по нему. Вы можете обратиться в суд, и если с документами все в порядке, судья взыщет деньги с клиента. А если нет, не поможет даже супергерой.
Нормальный договор – тот, в котором указана стоимость и период оказания услуг, все данные обеих сторон и критерии оценки качества работы. Без них клиент может просто сказать, что вы сделали все плохо, и суд будет на его стороне.
TexTerra не может предоставить шаблон договора, потому что у каждого специалиста он будет свой. Есть куча нюансов от процесса взаимодействия с клиентом до критериев качества оценки работы. Проконсультируйтесь с юристом: он поможет вам составить шаблон, который можно использовать в дальнейшем для работы со всеми клиентами.
Договоритесь о предоплате
Еще один камень преткновения во многих спорах фрилансеров и клиентов. В предоплате есть несколько нюансов.
Первый – кто к кому обратился. Если к вам пришли по рекомендации или изучив портфолио, вы можете претендовать на предоплату, потому что клиент сам выразил готовность сотрудничать с вами. Если вы откликнулись на вакансию и хотите получить предоплату за тестовое, навряд ли заказчик согласится перевести вам деньги. Он выбирает одного исполнителя, и ему невыгодно тратить бюджет на проверку 10–15 человек.
Второй – размер предоплаты. Кто-то берет 100 % вперед, кто-то просит часть оплаты – 50 % или 30 %. Стопроцентная предоплата – это гарантия того, что клиент не хочет вас кинуть (по крайней мере, сразу). Это идеальный вариант. Частичная предоплата показывает то, что заказчик настроен серьезно, но и он хочет обезопасить себя в случае, если работа ему не понравится.
Третий – то, что клиент может из принципа не работать по предоплате. Мошенники есть не только среди заказчиков: много фрилансеров, которые получают деньги, а потом пропадают. Поэтому не все клиенты готовы отдавать деньги первому встречному, особенно если вы сами откликнулись на объявление. Если будете принципиально требовать стопроцентную предоплату, можете потерять хорошего клиента.
Что делать с предоплатой, решать вам. Напоминаем: полная предоплата на 99 % гарантирует то, что клиент – не мошенник. Частичная показывает его платежеспособность и значительно уменьшает шанс того, что вас кинут.
Начинайте на небольших объемах
В любом случае, даже если взяли предоплату, начинайте работать на небольших объемах. Всегда есть шанс, что клиенту не понравится ваша работа, и он потребует вернуть деньги. А результат – текст, иллюстрацию или настройку рекламной кампании – все равно использует.
Первые работы – это всегда «прощупывание» почвы и создание доверительных отношений между клиентом и исполнителем. Сделаете 2–3 мелких задачи, получите оплату за них – поймете, адекватный ли клиент и решите, стоит ли работать с ним дальше.
Я делаю так: пишу первую пробную статью и смотрю на реакцию клиента. Если все нормально, он переводит деньги, дальше мы работаем по постоплате. За последние два года меня ни разу не кинули.
Даже если вы все проверили и начали с небольших объемов, но по постоплате, это не стопроцентная защита. Всегда есть риск, что клиент просто не захочет оплачивать последнюю партию текстов, иллюстраций или постов. Но если вы долго с ним проработали, уже сможете как-то на него повлиять: разместить отзывы в черных списках, постоянно писать в мессенджеры или нажаловаться хостинг-провайдеру.
Чек-лист: как взять заказ и не нарваться на мошенников
- Ищите заказы в нормальных местах с ручной модерацией вакансий или там, где можете оценить репутацию клиента. Пользуйтесь биржами и гарантами, чтобы быть уверенным в том, что у заказчика есть деньги.
- Оцените описание проекта: если все подробно и клиент легко идет на контакт, причин не доверять ему нет. Если скрывает адрес сайта, название компании и в принципе малословен, лучше насторожиться.
- Оцените информацию о компании или человеке. Посмотрите, существует ли фирма, загляните в профили клиента в соцсетях. Все нашли – отлично, идем дальше.
- Проверьте, нет ли вашего клиента в черных списках. Есть – все понятно, до свидания.
- Не делайте объемные тестовые задания, если не откликаетесь на вакансию крупного бренда. Если решили все-таки потратить пару часов, лучше выбирайте вакансии с тестовыми в открытом доступе, чтобы задание было одно на всех.
- Предложите заключить договор. Мошенник, скорее всего, откажется. Но может и согласиться, и здесь важно уметь правильно составить договор, чтобы в случае проблем можно было пойти в суд.
- Договоритесь о предоплате. Она как ничто другое укрепляет веру в клиента.
- Начинайте на небольших объемах. Когда пройдете процесс притирки и получите 2–3 денежных перевода, доверия прибавится.
Все это – не стопроцентная гарантия того, что вас не кинут когда-нибудь потом. Но наша инструкция поможет значительно снизить шанс связаться с мошенником – вы можете быть на 99 % уверены в том, что с клиентом стоит сотрудничать.
Самый большой сборник опыта фрилансеров в рунете: как они защищаются от мошенников
Мы опросили многих – от руководителей агентств до дизайнеров и SMM-специалистов. Они рассказали о своем опыте и способах проверять клиентов перед тем, как начать работать с ними.
Я свой трудовой путь за пределами одной из малоизвестных бирж начинала на ресурсах, где видна репутация заказчика. То есть я сразу видела, стоит ли мне работать с человеком или нет. Если есть плюсики в профиле, то работа была и без предоплат.
Потому за пределами этих ресурсов у меня сложилось так, что, если приходит кто-то новый, о котором я ничего не знаю, я всегда прошу предоплату. Не люблю риски и раздумья на тему «а заплатит ли мне этот ноунейм после сдачи заказа или нет». Если предоплату давать отказываются – неважно по какой причине, то и я отказываюсь от сотрудничества, даже если предложены высокие расценки. Потому что, как уже сказала, не люблю лотереи. Я предпочту отказаться от заказа, даже если других в работе нет.
Полностью защититься от мошенников невозможно. Я выступал и как заказчик, и как исполнитель, и знаю, что в начале сотрудничества трудно обоим. Исполнитель боится, что его «кинут», а заказчик не хочет платить за работу, которая ему не подходит.
Сейчас у меня простая система защиты от мошенников. Я ИП, поэтому всем новым клиентам предлагаю заключить договор и работать вбелую. Это не панацея, и по договору могут не заплатить. Но для мошенников это все лишний геморрой. Чем чернее договоренности, тем лучше. Они сразу начнут соскакивать и предлагать оплату на карту без договора. Мол, слишком сложно. Ни одного серьезного заказчика бухгалтерия не смущает.
Раньше я исходил из того, как человек себя ведет. Если есть малейшие сомнения на этапе переговоров, от работы лучше отказаться.
Я знаю, что многие коллеги топят за предоплату. Здесь скажу так: если бы я работал только по предоплате, упустил бы много хороших клиентов. В том числе «Текстерру». Свой первый материал сюда я сдал в начале декабря, опубликовали его в январе, а деньги я получил почти через полтора месяца. В работе с агентствами, журналами это норма. Но предоплату я беру, если ко мне приходят клиенты, которых я не знаю. По сарафанке, рекомендациям, еще откуда-то.
Если я делаю тестовое задание, то оно должно занимать время, которое мне не жалко было бы потерять. Максимум, полтора-два часа.
Серьезных случаев мошенничества у меня никогда не было. Если и были, то небольшие и где-то в начале работы. Сейчас заказчики платят всегда.
Первым делом оцените профиль заказчика и то, как он ведет общение. Если у вас есть фото, залейте в «Яндекс.Фото» и попробуйте найти человека, оценить его соц. сети.
Далее оцените корректность предыдущих заданий, точнее их формулировку. К примеру, формулировка «нужен сайт – знаю реальные цены». Здесь не то что писать не стоит, даже открывать такое задание.
Если у вас есть телефон клиента, посмотрите его через Getcontac. Не раз бывало, что по поиску выходило что-то типа «Алексей мошенник», «Идиот заказ на сайт» и так далее. По «Гетконтакт» проверяю часто, странные ситуации бывают редко, но метко. Иногда кто-то выдает себя за другого – это видно по имени. Если помимо этого еще есть что-то странное в общении, сразу тактично отказываю.
Если честно, с мошенниками сталкиваться не приходилось. То есть не кидали меня ни разу. Возможно, по причине аккуратного отношения к новым клиентам.
Расскажу алгоритм, по которому оцениваю клиентов:
- Смотрю, не фейк ли заказчик. Страница должна быть настоящей. Фейкам в большей части случаев сразу отказываю. У меня был случай, когда обратился человек с фейковой страницы ВК, она еще была и закрыта, при этом человек хотел платить строго по постоплате и в биткоинах. Естественно, ему с таким перечнем сигналов было отказано.
- Отдаю предпочтение людям, пришедшим от знакомых. Это дополнительно снижает вероятность кидка. Опять же, знакомые всегда предупреждают, что в этом случае нужна обязательно предоплата.
- Беру предоплату. Либо 50 %, либо 100 %. Тут все зависит от конкретной ситуации и проекта. Для многих этот пункт самый сложный. Чтобы брать предоплату, нужно прокачивать навыки продажи и экспертность. У меня был пример, когда клиент написал «мы предоплату не даем, но вас часто видел в «Подкопе», поэтому давайте карту».
Полностью, наверное, уберечься от кидков не получится, но развивая навыки продаж, будучи осторожным, и имея известную хотя бы в узких кругах морду, можно избежать проблем.
Дизайнеру в плане защиты от мошенников чуть проще, чем тем же копирайтерам. Я до окончательной оплаты могу просто не скидывать исходники – это было моей защитой.
Сейчас я не работаю с теми, кто отказывается от предоплаты. Было, что постоянные заказчики, с которыми уже давно работали, терялись на несколько месяцев с оплатой. Но когда опять нужны были мои услуги, всё оплачивали.
Скажу сразу, речь пойдет о малом и среднем бизнесе, где мы с клиентом переписываемся в соцсетях и договариваемся там же. Крупный бизнес с разборками с менеджерами и руководителями отдела не могу описать, потому что опыта такого нет.
Звучит банально, но надо просто не ввязываться в сомнительные сделки. Схемы мошенников обычно не очень проработанные, потому что они работают на количество. Вспомни тех, кто просит с взломанного аккаунта ВК деньги.
Что подразумеваю под сомнительными сделками:
Просишь предоплату, человек отмазывается а-ля «нет денег на карте», «начинайте сегодня, а я переведу в среду/пятницу/пасху/никогда», «онлайн-банк завис» и т.д.
Как проверить – тупо говорим, что спешить нам некуда и начнем, когда оплатят. Большинство мошенников отпадает, некоторые продолжают попытки уломать, но уже спотыкаются: находят новые отмазки, забывают половину аргументов и т.д. У меня так было: сначала якобы денег на карте нет, а потом человек заявил, что никогда не кидает предоплату из принципа. Несостыковка.
Если проект долгосрочный и там постоплата (по факту сделанного, например), не соглашаемся сразу переходить на оплату раз в месяц. Исключение – крупные проекты и известные бренды, вроде той же ТexTerra.
Сначала просим платить за каждый этап, а после недели-другой такой схемы переходим на оплату раз в 2 недели/месяц и так далее. За 2 года не было случая, чтобы клиент не понял, почему я так осторожен, и не принял такие условия. Тут мы скорее не защищаемся, а снижаем риски, но это лучше, чем ничего.
Дополнительно можно прислать файл в зашифрованном виде (для копирайтера – часть дока в режиме просмотра без возможности копировать, для дизайнера – лого в низком качестве с огромным водяным знаком) и открыть только после оплаты.
Дополнительно прокомментирую распространенные аргумент а-ля «у клиента новый профиль/нет аватарки/собачка на аве». Некоторых коллег это настораживает.
Считаю, что сеошник/контент-менеджер/редактор/директор НЕ ОБЯЗАНЫ вести страницу и кидать на стену профессиональные фото с кружкой латте. Возможно, человек вообще не сидит в соцсетях и зарегистрировался в ВК только ради поиска фрилансера.У меня были клиенты с мемасными фотками на аве, и все у нас было круто.
Ну и еще – у каждого своя «чуйка». Меня моя за два года ни разу не подвела.
Я занимаюсь SMM и принципиально не выполняю тестовые задания.
Предлагая тестовое задание, клиенты таким образом просто нарабатывают себе материал. Либо так поступают те, кто уже ведут аккаунт.
Всегда обсуждаю вариант предварительного анализа аккаунта со своей стороны и конкретный диалог + кейсы по уже рабочим проектам.
Клиентов, нацеленных на результат, этот вариант устраивает полностью.
Был случай в начале пути. Написал на почту человек, попросил текст. Как сейчас помню, что он был про вариаторы «Мазда». После получения текста клиент ушел в закат. Через 2 дня нашел статью на сайте – прогнал через прогу. для проверки на уникальность. С тех пор работаю только по предоплате.
Постоянные заказчики, с которыми работаю уже по 3 и более года, знают это. Очень редко постоянным клиентам пишу авансом по 2-3 текста, но не всем.
Новые не против такого подхода. Буквально сегодня нашел новый долгосрочный проект. Клиента все устраивает, деньги уже пришли.
Я работаю в основном по рекомендациям. Ко мне приходят от кого-то или я иду от кого-то.
Смотрю на домен адреса, откуда пришло письмо. Например, diana111@texterra.ru – написано TexTerra, значит это реальный сотрудник компании. Все остальные адреса – в топку. Если откликаюсь на объявления, то тоже смотрю адрес почты – подделать домен нереально.
Обязательно созваниваюсь по видео с заказчиком. Во время разговора всё оговариваем и становится понятно, мошенник или порядочный человек. Халявщики в принципе не приходят на видеозвонки.
Способ пришёл натурально. Я предпочитаю ТЗ услышать и сразу уточнить все моменты. С заказчиками я поддерживаю хорошие отношения и после выполненной работы. Новые заказы приходят по сарафанке, там уже без мошенников
На самом деле все просто. Есть заказчик – ООО или ИП. Смотришь все данные на «Рупрофиле»: история, состав учредителей, связи, братские и дочерние компании, судебная практика... На основании этого можно сделать выводы, стоит ли иметь дело. Также почти всегда можно найти в сети отзывы сотрудников и соискателей, а также профили представителей компании в социальных сетях. Если компания-заказчик вообще никак не пробивается по обозначенным выше пунктам, с ней явно что-то не так.
Второй момент – готовность к авансу (предоплате). Ничто так не укрепляет веру в людей, как предоплата. Минимум 30 %. Если заказчик не готов рассматривать такой вариант, скорее всего, будет пытаться выудить у вас идеи, а потом попрощается.
Третий пункт: все устные договоренности и результаты переговоров фиксируются резюмирующими письмами по электронной почте.
А какие способы защититься от клиентов-мошенников знаете вы? Пишите в комментариях! Если вы сами заказываете что-то у фрилансеров, расскажите и о своем опыте – возможно, вас тоже пытались обмануть.
100%-ной гарантии защититься от мошенничества нет. Даже с договором и полной предоплатой вас могут кинуть на деньги – за 5 минут можно нагуглить десятки таких историй.
Но официальное сотрудничество по договору сильно снижает шанс быть обманутым – как для автора, так и для клиента. Всегда можно пригрозить нечестной стороне судом или подать к ней иск.
Но при заключении договора вас уже могут обмануть – предоставить данные несуществующей компании или подставной, предложить просто обменяться сканами, а потом удалить историю переписки в мессенджере.
Поэтому вот пара советов:
Предоплата, вопреки популярному мнению, не защищает вас от мошенника. Никто не мешает клиенту не принять у вас работу, а потом отсудить предоплату обратно. Зато предоплата убережет вас от ситуаций, когда работа сделана и принята, но клиент не платит, и приходится полгода выбивать свои деньги через суд.