Это человек, который был одним из основателей международных сайтов BBC. Он руководил командами, переводившими BBC в мир диджитала (как редактор сайтов в 1997-2001 гг., руководитель направления по развитию цифровых продуктов в 2001-2010 гг.).
Сегодня Ньюман – старший научный сотрудник Института Reuters, с 2012 года выступающий ведущим автором отчетов о трендах в цифровых СМИ. Если кто и обладает высокой компетенцией в этой сфере в глобальном масштабе, то это он.
Ньюман готовил этот документ, основываясь на опросах 200 лидеров отрасли из 29 стран. Среди респондентов: 40 главных редакторов, 30 генеральных или управляющих директоров и 30 руководителей digital-направлений. Были собраны мнения не только представителей ведущих традиционных медиа-компаний со всего мира, но также и руководителей медиа, которые были «рождены цифровыми».
Редакция «Текстерры» внимательно изучила отчет и сделана из него «выжимку» для своих читателей. Если вы занимаетесь цифровыми СМИ, бренд-медиа, блогами и другими контентными проектами – присмотритесь к прогнозам лидеров.
2019-й – год Апокалипсиса для серьезной журналистики
2019 год респонденты Ньюмана называют «годом падения влияния традиционной журналистики и волны увольнений журналистов». Структурные сдвиги в форматах СМИ и новые способы потребления контента читателями привели к значительному падению доходов от рекламы в «бумажных» изданиях. «Цифра» становится практически единственным выходом для СМИ.
Но это не главная проблема. А главная вот в чем – для «серьезной» (то есть ответственной и взвешенной) журналистики прогнозы кажутся почти апокалиптическими. Распространение фейков и дезинформации достигло таких масштабов, что бороться с этой волной ответственные перед своей аудиторией СМИ просто не могут.
Загвоздка состоит еще и в том, что благодаря соцсетям широкий читатель активно потребляет прямые фейки, намеренные «натяжки», поток бульварного «развлекалова» и не отличает хорошую журналистику от дурной.
В результате «умные СМИ» теряют доходы. Среди 200 опрошенных «цифровых лидеров» большинство склоняется к тому, что платная подписка и клубное членство для читателей становится ключевым приоритетом для индустрии взвешенных новостей.
52 % опрошенных ожидают, что издания, делающие такие новости, в основном сфокусируются на подписке и клубном членстве – как главным источнике доходов. Реклама будет в приоритете у 27 % издателей. 8 % будут стараться продавать нативную рекламу. И только 7 % станут рассчитывать на пожертвования (донаты).
Какая-то часть издателей ожидает, что новостная деятельность серьезных СМИ будет субсидироваться в разных формах. 29 % считают, что в этом году им будет оказана значительная помощь некоммерческими фондами и другими видами НКО. 11 % уверены, что изданиям станут помогать правительства (то есть финансировать их из государственных бюджетов). Отчет отмечает, что субсидии правительств особенно сильно растут в Китае и России. Но при этом 29 % «цифровых лидеров» полагает, что вся эта помощь издателей серьезных СМИ не спасет.
Facebook достал журналистов окончательно, новости станут подкастами, текучка кадров – головная боль
Новостная индустрия потеряла терпение в борьбе с алгоритмами Facebook, и издатели медиа стали переориентироваться на привлечение внимания к своим материалам в других местах. Только 43 % опрошенных говорят, что Facebook будет важен для СМИ в 2019 году. А лидером по «важности» однозначно стал поисковик Google (87 %).
61 % издателей обеспокоены выгоранием и текучкой сотрудников. Самая главная головная боль издателей – это удержание (73 %) и привлечение (74 %) персонала. Зарплаты в отрасли – низкие. А темп работы и психологическое давление на работников отделов новостей усугубляют текучку кадров.
78 % опрошенных считают, что важно больше инвестировать в искусственный интеллект (AI), чтобы обеспечить будущее журналистики. Речь идет не о том, чтобы заменить живых авторов роботами, а о том, чтобы AI занимался персонализацией выдачи материалов читателям (73 %).
Подача новостей меняется. СМИ все чаще запускают ежедневные новостные подкасты, потому что люди полюбили слушать сообщения о последних событиях. 75 % опрошенных «цифровых лидеров» считают, что звук станет более важной частью содержания digital изданий.
78 % полагают, что новые голосовые технологии, такие как Amazon Alexa и Google Assistant, окажут в ближайшие годы значительное влияние на то, как аудитория получает доступ к контенту.
Потребительское раздражение нарастает. «Медленные новости» – тренд 2019 года
С одной стороны, социальные платформы активизировали борьбу с дезинформацией. В 2019 году наметился сдвиг к развитию закрытых сетей и сообществ, которые позиционируют себя как «чистые» от фейков и кликбейта. С другой стороны – именно потребители будут решать, каким СМИ стоит доверять.
Оказывается, массы людей в глобальном масштабе стали осознавать, насколько много времени они тратят на соцсети. Наметился тренд «выпиливаться из соцсетей» и «проходить цифровую детоксикацию».
Часть читателей желает видеть только «значимое» содержание. Поэтому появились издания, которые делают «медленные» новости. Они становятся «темой 2019 года» – с запуском новых журналистских предприятий или переформатированием старых (например, британская Tortoise («Черепаха») или голландский De Correspondent). Они позиционируют себя как противоядие для быстрых, мелких и «реактивных» новостей.
Однако, как правило, такие проекты предлагают платную подписку. А она «отключает» все больше читателей от качественных событийных материалов. Поэтому людям становится труднее понимать, где в интернете им врут, а где нет.
Возникла волна «потребительского раздражения» от новостей. А внедрение платных подписок спровоцировало появление программного обеспечения «paywall-blocking». Оно позволяет обходить защиту «платных» статей.
Чем удивил 2018 год с точки зрения удержания аудиторий
Бизнес-модели стали новыми, но заработали некоторые старые навыки. Например, отчет Института Reuters отмечает: снова стали успешны информационные бюллетени, поданные на сайтах в формате всплывающих окон (pop-up). Или подкасты, которые рекламируются поп-апами.
И второй зафиксированный тренд – оптимизация под поисковики снова стала актуальна для СМИ. Несомненно, благодаря произволу Facebook и других социальных платформ. Но также и из-за того, что Google разместил персонализированную ленту новостей (под названием Discover) на главной странице поиска для мобильных браузеров.
На что обратить внимание издателям СМИ и блогов в 2019 году
Соцсети, поисковики и агрегаторы новостей начали внедрять метки для изданий, «заслуживающих доверия». На получение таких меток будет влиять авторитет СМИ или блога и его «послужной список». Это может отразиться на ранжировании в выдаче поисковиков и на показах в лентах соцсетей и агрегаторов.
Издателям имеет смысл обратить внимание на YouTube, Instagram и Twitter – как на платформы распространения контента. Любопытно, что 43 % «цифровых лидеров» назвали Apple News столь же важным каналом, что и Facebook. Оказывается, он показывает резкое увеличение трафика. У некоторых изданий – на 400 %.
Вот как издатели оценивают важность цифровых платформ для распространения контента (% назвавших каналы «важными» или «очень важными», проценты не суммируются – называть можно было много каналов):
Как мы уже отметили, Google снова оказывается вне конкуренции из-за своей распространенности и огромной аудитории.
Все больше издателей рассматривают соцсети не как канал привлечения внимания к контенту, а как маркетинговый канал для ведения читателей на свои площадки, чтобы их там удерживать.
Некоторые используют отдельные платформы как метод монетизации контента. Здесь всех опережает Youtube.
«Цифровые лидеры» также обращают внимание на потенциал формата «Сториз» в Facebook, Instagram и на других платформах. Он набирает огромную популярность.
Заключение
Ник Ньюман, основываясь на опросах профессионалов, сообщает, что 2019 год станет «критическим» как для издателей, так и для платформ в сфере восстановления взаимного доверия и возвращения доверия публики.
Ожидается, что платформы переделают свои алгоритмы так, чтобы в центре внимания оказывался доверенный контент (с метками «авторитетности» издателя) и контент, значимый для потребителя. А не слухи, «реактивные новости», кликбейт и высосанные из пальца новости «по поводу».
В глобальном масштабе серьезные СМИ планируют переходить на платный контент. Это станет основной бизнес-моделью.
Ряд контентных стартапов изначально стал ориентироваться на создание сильных сообществ и поддержание высоких принципов качестве материалов.
Популярной становится одна из форм сокращения расходов – коллаборации между издателями (например, обмен трафиком).
Огромные возможности открываются для аудио и визуального повествования.
Однако никакие описанные изменения и потенциальные пути спасения не являются панацеей для СМИ и других контентных проектов. Вся индустрия будет оставаться в «хрупком состоянии» весь 2019 год.