Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Диаграммы и графики для статей: как строить и где брать информацию Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»
Сам Шелдон Купер не сможет разобраться в плохом графике

C цифрами интереснее

О чем бы вы ни решили написать, цифры делают текст информативнее. Наличие точных данных в статье показывает ее экспертность. Не пишите приблизительно – вокруг миллион источников проверенной информации. Вот 10 официальных открытых источников, на которые не стыдно ссылаться в статье:

  1. Федеральная служба государственной статистики. Официальная информация обо всех сферах в жизни общества. В архиве данные с 2001 года.
  2. Сайт Статистика.ру. Справочный ресурс Госкомстата. Статьи, таблицы и аналитика почти по всем отраслям – от туризма и образования до криминологии.
  3. Статистическая база данных по российской экономике. Раздел сайта Высшей школы экономики. Регулярно размещают информацию по состоянию экономики РФ.
  4. Статистика Российского образования.
  5. Портал правовой статистики. Показатели преступности, социальный портрет преступности, преступность в регионах и еще много всего вкусного.
  6. Всемирная книга фактов – справочник, который регулярно выпускает ЦРУ. Но не ищите там количество высадок инопланетян или кто из президентов – человекоподобный киборг. Официальные данные ограничены основной политической и экономической информацией по странам мира.
  7. Национальные статистические агентства. Ссылки на официальную статистику по всем странам мира. На английском.
  8. Доступ к данным ООН. Здесь собраны 35 баз данных и 60 миллионов записей.
  9. Number of. Или количество чего-то там. Например, муравьев в мире или Богов в религиях.
  10. Данные о терактах, чрезвычайных происшествиях и прочих катастрофах. Все на сайте Глобальные инциденты.

Когда информации полна коробочка, не пишите цифры полотном в тексте. Таблица – уже хорошо, но еще лучше – наглядная иллюстрация. Мозгу проще воспринимать и понимать информацию в таком виде, плюс – существенная экономия места и времени. В эпоху, когда лишнее предложение, эпитет или прилагательное считается отклонением от нормы, лучше не рисковать и сразу все сводить к графикам.

Ну и что, что все формулы написано справа налево, кто бы это заметил?

Но цифры тоже можно использовать по-разному. Можно не заморачиваться и выбрать первую же диаграмму, а можно проявить заботу о читателе и построить красивый и понятный график. Чтобы это сделать, надо знать некоторые особенности восприятия мозгом визуальной и графической информации.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как мы на самом деле видим

Наши глаза и мозг считывают информацию из пространства совсем иначе, чем фото или видеокамера. Оборудование записывает картинку целиком, насколько это позволяют пиксели и угол съемки. Когда вы смотрите на отснятый материал, в который уместилась 180-градусная панорама, в каждый конкретный момент времени внимание сосредоточено на отрезке в 2-3 градуса. Почему оставшиеся участки не кажутся размытыми пятнами? В дело вмешиваются саккады.

Саккады — быстрые, одновременные, строго согласованные движения глаз в одном направлении. На записи выглядят как вертикальные прямые тонкие линии.

Если выражаться человеческим языком, саккада – это короткое движение глаз между двумя точками фиксации. Почти все движения глаз пользователя на сайте саккадические. Чем больше точек фиксации, тем большую работу совершает нервная система, тем больше информации приходится запоминать. Это одна из причин, почему на главной странице сайта или на первом экране лендинга нельзя лепить все подряд. Даже если есть, что сказать.

Раньше такой была главная магазина Hermes. Молодцы, что исправились

Но вернемся к нашим «баранам». Именно саккады помогают видеть картинку целиком. Быстрые движения вырывают из общей информации частички изображения, компонуют их и создают иллюзию того, что вы видите картинку целиком. Чем больше точек фиксации и саккад, тем это сложнее. Это главная причина научиться делать графики одновременно простыми и информативными. Подробнее о тонкостях такого восприятия в своей книге The Functional Art пишет преподаватель Университета Майами Альберто Каиро. Вот как он иллюстрирует процесс восприятия информации.

Слева – то, что видят глаза. Справа – то, что «видит» мозг

Мы не зацикливаемся на случайных точках, а выделяем для себя определенные приоритеты – движение, яркие цвета, пятна необычной формы. Эти функции называют по-разному. Мне нравится – первичные атрибуты. Потому что мозг обрабатывает их первыми – еще до того, как составит единую картинку.

Простой пример с контрастным цветом.

Простой пример с контрастным цветом

Или положением.

Простой пример с положением

Или размером.

Простой пример с размером

Никакого волшебства, всем все и так понятно, логика на уровне первой школьной пятилетки, но почему-то в кейсах и презентациях все еще попадаются шедевры, похожие на график бинарных опционов.

Товарищи акционеры, на графике светло-ярко-жгуче-розовым обозначена прибыль компании. Не путать со светло-матово-красным

Способность найти и правильно выделить первичный атрибут – важнейшее умение для создания эффективных и эффектных диаграмм и графиков. Как это работает на практике?

1. Выбирайте тип графика без спешки

Выделяем нужные столбцы в Excel, делаем «тыц» в гистограммы, готово. Так я раньше делал диаграммы для большинства своих статей. Скотт Беринато – автор книги Good Charts – дал бы мне за такой подход хороший подзатыльник. Он говорит, что перед тем, как строить какую-то диаграмму, надо спросить себя – исследуем мы что-то или просто заявляем.

Если исследуем, конкретных данных может не быть. Например, когда планируем бизнес-процессы. А может оказаться столько, что не влезут в экран – исследование закономерностей в истории или тенденций в экономике. Здесь уместно использовать ассоциации и метафоры, применять стрелки и сложную структуру, экспериментировать. Если графиком мы ставим аудиторию перед фактом, тогда упрощаем данные, выделяем главное и хорошо изучаем ЦА. Здесь логичнее использовать привычные образы и форматы диаграмм.

2. И снова о целевой аудитории

Снова, но не совсем о том. В книге Harvard Business Review Press говорится, что для построения графика важно определить, на какой стадии и в какой форме произойдет контакт ЦА и вашей иллюстрации. Будет ли это презентация, где вы сами управляете вниманием, или обычный печатный лист, который можно быстро выбросить в ближайшую урну. Чем короче контакт, тем меньше информации должно быть, тем ярче надо выделить основную цифру.

3. И что?

Этот вопрос точно прозвучит в голове у вашей аудитории, так что задача графика дать ответ на него. Проявите заботу. Не делайте график ради графика. Да, мы уже говорили, что цифры в виде иллюстрации усваиваются лучше, но в идеале замахнуться на такой себе графический сторителлинг, когда картинка сама по себе наталкивает на какую-то мысль.

Вопрос «и что» отпадает сам собой

4. А теперь к первичным атрибутам

Улучшить график или диаграмму можно при помощи цвета, размеров, правильной компоновки информации. В Excel диаграммы автоматически формируются с кучей всего необязательного. Если их убрать, ключевое сообщение станет понятнее. Представим, что надо построить прогноз количества населения на планете. Если вбить простенькую табличку, первый результат, который мы получим, будет выглядеть примерно так.

Если вбить простенькую табличку, первый результат, который мы получим, будет выглядеть примерно так

Если 2 минуты над ним поработать, он превратится в более понятную иллюстрацию.

Если 2 минуты над ним поработать, он превратится в более понятную иллюстрацию

Или еще пример. Изобразим график падения прибыли на фоне роста остальных коммерческих показателей. Числа приблизительные – ради примера. Важно подчеркнуть факт того, что не все радужно в королевстве. Выделить главную мысль.

Изобразим график падения прибыли на фоне роста остальных коммерческих показателей

А если так?

Этот график более красивый и понятный

Простые вещи, но приходят к ним не все и не сразу. Необязательно быть крутым дизайнером, чтобы делать понятные каждому графики.

  1. Не используйте в диаграммах и графиках более 3 цветов. Второстепенные данные заливайте серым. Главные – яркими цветами.
  2. Легенда должна быть. На графике или в тексте, но пользователь за один взгляд должен понимать, какой столбец или линия, что обозначают.
  3. Убирайте границы и сетки из диаграмм. Если вы не на уроке геометрии, они не нужны.
  4. Если возможно, убирайте из поля диаграммы и легенду, оставляя подписи данных непосредственно в теле графика.

Бонус: 17 инструментов для создания графиков, кроме Excel

Программа

Доступ

Формат выгрузки диаграмм

Excel

C регистрацией, платно

gif, jpg, png, bmp

Google Sheets

C регистрацией

html, png

Numbers (Apple)

Платно

pdf, png

Onlinecharts.ru

Бесплатно

jpg, png, bmp, pdf

Creately

Бесплатно на 5 диаграмм

jpg, png, pdf

Visme

Бесплатно

jpg, png, pdf

Raw

Бесплатно с регистрацией

нtml, png, svq

Chartbuilder

Бесплатно

png, svq

Infogr.am

Бесплатно

нtml, png

Vizable

Бесплатно с регистрацией

png

Plot.ly

Бесплатно с регистрацией

нtml, png, svq, pdf

Quadrigram

Бесплатно с регистрацией

нtml, png, svq

Qlik Sense

Бесплатно

нtml, png, jpeg, pdf

Qlik View

Есть бесплатная версия

нtml, png, jpeg, pdf

Illustrator

Платно

png, jpeg, pdf, svq, eps, bmp, ai

Google Charts

Бесплатно

нtml, svq

Highcharts

Бесплатно для некоммерческого использования

нtml, svq

Поделиться статьей:

Новое на сайте

24 апр 2024
560
Как создать контент, который запомнят – советы нейрофизиолога

Биолог назвал 4 задачи контент-маркетинга: обойти антиспам-систему мозга, проникнуть в долговременную память, слиться с картиной мира и зажечь эмоции.

24 апр 2024
459
Лестница Бена Ханта в маркетинге – что это

Учимся ранжировать клиентов по степени их осведомленности о ваших товарах и услугах.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.