Как показало исследование Platforma («Платформа больших данных», резидент «Сколково»), во втором квартале этого года активных покупателей, которые приобретали товары не первой необходимости, стало на 10% меньше, чем во втором квартале 2022 года.
Причиной этого, по мнению исследователей, могут быть релокация и частичная мобилизация, что подтверждает и нехватка персонала на рынке труда, а также более экономная схема потребления, получающая все большее распространение.
В ходе исследования были изучены транзакции 26 млн пользователей. Особенно сильный спад покупок наблюдается у продавцов бытовой техники и электроники (на 13%), косметики (на 12%), зоотоваров (на 17%) и билетов на поезда (на 16%) и самолеты (на 10%).
Николай Герантиди, директор продукта «Прогноз спроса» Platforma:
«Мы полагаем, что покупатели, тратившие деньги в категориях не первой необходимости, могли уехать, либо пересмотрели параметры своих расходов. В целом, наше исследование показывает, что спрос пока не достиг показателей прошлого года. Об этом свидетельствует не только сужение аудитории, но и снижение средних и совокупных трат, которые мы фиксируем практически во всех наблюдаемых сферах».
Как вернуть покупателя и не потерять доход
Во-первых, стоит последовать примеру некоторых покупателей и перейти на более экономную схему расходов, так как сэкономленные деньги – заработанные деньги. Аренда, логистика, канцелярия и так далее.
Во-вторых, стоит пересмотреть ассортимент и предложить покупателям менее дорогие аналоги товаров.
В-третьих, подумать о рассрочке и партнерстве с банком, чтобы получить возможность торговать в кредит.
В-четвертых, попробовать акции на залежавшийся товар, благодаря чему можно быстро вернуть в оборот вложенные в него деньги.
Александр Хик, серийный предприниматель:
«Когда-то у меня была сеть вендинговых кофейных аппаратов, и периодически наблюдался сезонный спад спроса на напитки. Тогда я менял время объезда аппаратов на ночное, чтобы не простаивать в пробках. Также на некоторых стаканчиках я прямо от руки писал (времена были попроще), что покупатель получил приз в размере 100 рублей – звоните, переведу. Это неплохо подогревало интерес постоянных покупателей, что компенсировало затраты на призы.
Также я постоянно находился в поиске менее дорогих, но качественных ингредиентов. Например, менял степень помола кофе и его дозировку, что также помогало экономить без потери вкусовых качеств.
Еще я перестал сдавать мелочь из аппаратов в банк, клянчившего за это аж 10% от принятой суммы, а носил ее в соседний «Дикси», у кассиров которого постоянно не было сдачи.
Когда в одном частном институте, где стояли некоторые мои аппараты, стало меньше студентов, я пошел к ректору и предложил ему выбор: переходим с фиксированной аренды на процент от продаж, либо снижаем арендную плату в разы. Кормить людей, допустивших развал своего бизнеса и бизнеса арендаторов, нет никакого смысла – дешевле и правильнее найти других партнеров».
Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:
«Тенденция, безусловно, тревожная. Любое снижение покупательской активности, если оно не сезонное, вызывает опасения. Картина похожа на ситуацию, когда в силу ухудшающейся экономической картины, люди начинают пересматривать статьи расходов и перераспределять финансы на более важные, по их мнению, траты. Посмотрим, что будет по итогу года. Важно будет оценить тенденцию в динамике: пойдет ли все дальше на спад или выровняется. И очень важно сегодня не экономить на рекламе и продвижении: как показывает практика, это не помогает преодолевать кризисы, а наоборот топит бизнес».
Читайте также:
Только не в найм: кем быть интроверту в этой вашей экономике
Я потратил на франшизу 10 миллионов – но получаю 500 000 в месяц
Как не остаться без зарплаты – на примере невыплат в «Связном»