Банк России весной спрогнозировал возвращение «челночного» малого бизнеса, особенно в потребительском сегменте. Какими были малые импортеры в 90-е годы и как они изменились к сегодняшнему дню – читайте далее.
Как появились первые «челноки»
«Челночный» бизнес зародился в СССР в конце 1980-х, а развитие получил в 1990-х в России и бывших странах Советского Союза. В исследовании Высшей школы экономики говорится, что толчком к появлению «челночества» послужил экономический кризис 1990-х. Тогда произошел рост инфляции, зарплаты задерживались, доходы людей упали, и россияне начали искать другие способы заработка (всё почти как сейчас). Только за 1992-1993 годы количество предпринимателей увеличилось в четыре раза.
Из Китая, Вьетнама, Польши, Турции, ОАЭ и Кореи везли одежду и обувь, технику и игрушки, продукты питания и стройматериалы. После чего товары перепродавали на российских рынках в несколько раз дороже. «Челноки», как правило, не были зарегистрированы как предприниматели, а платили государству только торговый сбор – обязательный платеж для сфер торговли. Нормы беспошлинного ввоза товаров постоянно менялись. Некоторые и вовсе ехали как туристы. Но на вокзалах при виде людей с огромными клетчатыми баулами все сразу понимали: «челнок».
В том же исследовании Высшей школы экономики говорится, что, по данным Госкомстата России, в 1995–1996 годах товары, которые ввозили «челноки» из стран дальнего зарубежья, составляли треть российского импорта. По некоторым оценкам, в середине 1990-х «челночный» бизнес обеспечивал работой в России около 10 млн человек. В одной только Москве функционировало более 200 рынков и ярмарок, услугами «челноков» пользовался каждый второй москвич.
В «челноки» шли люди разных профессий, в том числе ученые. «В научных институтах царил бардак: разработки есть, а денег нет. Некуда было применять свои знания, – рассказал «Ленте.ру» москвич, попросивший не называть его имя. – Гранты из-за рубежа предоставлялись на грабительских условиях, за нашими мозгами охотились передовые страны. В России же никому ни до чего не было дела. Для ученых имелось два пути – на Запад или в челноки».
«Страшные были времена»
Среди российских «челноков» было много женщин: «Бывало, заходишь в автобус, а там знакомые все лица. Нинка с «Чертановской», Любка с «Павелецкой», Светка с «Домодедовской». В общем, все наши девчонки, ну и еще пара мужиков незнакомых. Через пять минут мы с ними на «ты». Все свои запасы достают. Не успели за МКАД выехать, а автобус уже «Катюшу» поет. И так трое суток до самого Будапешта».
В дороге случалось всякое: «Страшные были времена. Отец мой был камазистом. Ездил в аренду за товаром… В Алматы после приема товара «челноки» собирались в автобус (отец с местными водилами собирались в колонну и возвращались домой). Одна молодая женщина лет 25-ти захотела в туалет. А возле них не было уборной, были только кусты. Все ее ждали, машины прогреты, оставалось только запрыгнуть. Но… из кустов послышался шум и писк. Когда люди подошли, девушка была мертва. Оказывается, у нее был пояс-кошелек, но почти пустой: все деньги ушли на товар. Ее пырнули ножом прямо в сердце. Видно, грабители подумали, что там деньги. А она не хотел отдавать пояс, потому что там были документы. Осталось у нее двое малышей. Жалко ее».
Явление понимали не все иностранцы: «Однажды познакомилась с корейской работницей таможни. Она с недоумением спросила у меня: “Почему все русские ездят с таким большим багажом?” Она верила, что везли они исключительно “личные” вещи для личного пользования».
Кражи случались часто: «У нас в ту первую поездку была трагедия с одной девочкой: начала мерить шубу, сняла с шеи сумочку – за пять секунд утащили. Продавец цокал языком, извинялся, но как-то от этого не легче».
Отцу редактора «Текстерры» во время поездки за товаром на вокзале в Болгарии «продали» нож: приставили его к животу и сказали купить. У автора статьи «челночеством» занимался двоюродный дядя. Однажды он вложил в товар около 10 000 долларов, а таможенники его не пропустили. Чтобы хоть как-то скрасить возвращение к семье, дядя заехал на продуктовый рынок в Москве и накупил на оставшиеся деньги 3 килограмма леденцов. Дети были счастливы, а жена – не очень.
Бизнес начал сходить на нет после экономического кризиса 1998 года: из-за девальвации рубля торговцы понесли огромные убытки, так как все расчеты с зарубежными поставщиками производились в долларах. Многие разорились. В это же время стали появляться торговые сети, организовываться шоп-туры.
Но такой вид торговли не исчез. «Челночный» бизнес, хотя и сократился в размерах, никуда не делся, и все последние годы мы видели людей, которые ездили на распродажи брендовой продукции в Западную Европу, привозили ее сюда и здесь продавали в разы дороже. И это приносило им большую прибыль», – рассказал «Российской газете» директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. По его словам, современные «челноки» работали в достаточно узкой товарной нише. Статистики наиболее популярных товаров нет, но брендовая одежда, обувь пользовалась спросом всегда. Сейчас эта ниша расширится благодаря легализации параллельного импорта, то есть импорта продукции, купленной не напрямую у правообладателя, а у других поставщиков и ввозимой в страну без согласия правообладателя.
Как работает параллельный импорт
В конце марта правительство разрешило параллельный импорт товаров от брендов, которые приостановили работу в России. Суть в том, что продукцию импортируют через альтернативные каналы без согласия владельца бренда, но со всеми сертификатами качества. Минпромторг опубликовал список товаров, для которых разрешен параллельный импорт. В него вошли десятки наименований, включая автомобили и запчасти к ним, электронику и бытовую технику, одежду и обувь, косметику, мебель, бумагу и картон, промышленное оборудование и материалы.
Наша компания поставляет сетевое и серверное оборудование. До марта 2022 года мы занимались серым импортом, а сейчас перешли на параллельный импорт. Разница между ними не большая.
Если товары ввозятся с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования, это серый импорт. Грубо говоря, если товар проходит под другим наименованием. Так, раньше телефоны Apple можно было купить в небольших магазинах по более низким ценам, чем у официального дилера, потому что их доставляли с помощью серого импорта. Но официальная гарантия на такие телефоны не распространялась. На такую продукцию гарантию дает поставщик на территории РФ.
При параллельном импорте ввозятся товары с товарным знаком без разрешения правообладателя этого знака. В последние месяцы спрос на параллельный импорт вырос примерно в три раза.
Заказ размещается на юридическое лицо, зарегистрированное в третьей стране. Оплата производится также с юридического лица, которое не аффилировано с российской компанией. Такая схема необходима из-за отказа поставлять продукцию компаниям из Российской Федерации. Если поставщики из КНР со «скрипом» готовы поставлять в Россию, то европейские и американские категорически отказываются.
Также существует сложность с получением денег из Российской Федерации на счет юридического лица в третьей стране: прямой SWIFT-перевод покажет аффилированность компании. Для обхода этой проблемы есть несколько схем: наличные (доллары, евро или юани), криптовалюта и т.д.
После оплаты товар отправляется в Россию через страны, которые входят в Евразийский экономический союз. Помимо России, это Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика.
Разумеется, такая ситуация отражается на ценах. Пока курс доллара Центробанка меньше того, за который можно реально купить доллары, цены так и будут расти.
Но основные проблемы в том, что европейские и американские компании не хотят работать с российскими компаниями и не все готовы работать за наличку. Пока непонятно, как параллельный импорт будет работать дальше.
Помимо Турции, наибольшую выгоду параллельный импорт может принести Китаю и Казахстану. Но как это будет выглядеть в реальности, покажет в дальнейшем статистика Федеральной таможенной службы и Росстата. Международный бизнес встроен в глобальные цепочки, и [для стран-поставщиков] есть риски вторичных санкций.
Баулы в прошлом
После прогноза Банка России про возвращение «челноков» в крупных СМИ начали анализировать, насколько это возможно. Например, статьи об этом вышли в «Ленте.ру», «Коммерсанте», «Российской газете».
Но пройти через границу в «челночном» формате было сложно еще пять лет назад. Торговцы жаловались, что таможня обкладывает пошлинами, и, даже если предельно допустимый вес груза не превышен, все равно требует оплату.
Кэмелами в Забайкалье называют «челноков». Источник: yaplakal.com
Законодательство пока идет «челнокам» навстречу. Евразийская экономическая комиссия повысила лимит беспошлинного ввоза товаров на территорию ЕАЭС на товары личного пользования с €200 до €1000. Также был увеличен вес беспошлинного ввоза – до 31 кг вместо 25 кг. Если эти нормы будут превышены, при перевозке придется заплатить пошлину – 15% от стоимости товара, но не менее €2 за 1 кг. Но порог увеличен до 1 октября 2022 года. Как будет дальше – неизвестно.
С 1990-х годов многое изменилось. Генеральный директор юридической компании Urvista Алексей Петропольский считает, что «челноки», если и вернутся, то ненадолго: «Крупные торговые компании, которые работали по складским программам, сейчас выстраивают новую логистическую цепочку. И я думаю, в течение двух-трех месяцев «челночников» в лице малого бизнеса вытеснят из этого рынка, потому что они просто не смогут с такой же наценкой, как оптовики, торговать и закупать в том же объеме. Товары, которые привозятся из-за границы, но которые сейчас в дефиците, завозить можно частным образом – не более 5–10 штук. Потребность в этом потреблении измеряется тысячами товаров. Десять фур частным образом не загрузишь и не перевезешь».
С крупным бизнесом «челноки» конкурировать не смогут, и могут оказаться востребованы только, пока бизнес не восстановится. К тому же сфера торговли сейчас сильнее регулируется правительством, чем это было в 90-х.
Сами «челноки» из 1990-х тоже скептически относятся к возрождению бизнеса в прежнем формате. «Газета.Ru» спросила бывшую «челночницу» из Нижнего Новгорода Людмилу Белову, как она оценивает новацию властей о беспошлинном провозе. «Будет финансовым подспорьем для жителей приграничных регионов, на границе с Китаем, например. Но сейчас не очень понятно, что везти на продажу за границу, чтобы не мотаться с пустыми руками».
С ней согласен другой бывший «челнок»:
Возить сейчас что-то частным порядком – в принципе можно, почему нет. Благо и техники теперь много, тех же фургонов, и мы опытнее стали. Только есть вопрос: а законы они «откатят» обратно в девяностые? Потому что если нет – никому возить неинтересно, с пошлинами, налогами и еще чтобы без контрафакта. К тому же на духи теперь сплошная система учета и контроля с куар-кодами, без нее – изъятие товара и штраф.
Вероятно, ввоз товара из-за рубежа не остановится (по крайней мере в ближайшей перспективе), но люди с баулами останутся в прошлом. За двадцать лет малый импорт кардинально изменился, и поставщикам проще найти новые пути доставки товара, чем брать в руки клетчатые сумки и идти к поезду.
Комментарии к посту во «ВКонтакте»
Новая эпоха – новые возможности
Эксперты и бывшие «челноки» едины в мнении: «как раньше» не будет. В эпоху компьютерных технологий и логистических компаний можно больше не ездить с сумками наперевес. А вместо «челноков» поставками товаров занимаются байеры или реселлеры. Многие из них живут за рубежом.
Я живу в Турции уже 21 год, последние 14 лет занимаюсь оптовыми поставками турецкой продукции в страны СНГ. При необходимости помогаю посетить транспортную компанию, организовать закупку или заказать производство изделий под свой бренд. Работаю с разными категориями товаров – от оборудования до текстиля, за исключением пищевых продуктов и медикаментов.
Конечно, раньше работать было проще. Сейчас усложнились переводы денег в случае дистанционных закупок, а так как авиабилеты сильно подорожали, в Турцию прилетают тоже реже. Но продолжает работать платежная система «Золотая Корона» и сделать перевод на сумму до $5000 – не проблема. Если больше, перевести тоже реально. Например, некоторые кооперируются и высылают деньги частями, с разных фамилий, другие делают переводы на разные фамилии. Помимо этого, транспортные компании (карго) переводят крупные суммы за небольшой процент. Но это при работе «в серую».
По белой схеме принцип остался прежним: заключается контракт, после чего переводятся деньги со счета на счет. Но так как SWIFT заблокировали, приходится подстраиваться под каждую ситуацию. Универсальной схемы работы нет.
Из-за проблем с логистикой немного увеличились сроки поставок. Если раньше поставка в Россию занимала в среднем десять дней, сейчас доходит до трех недель.
Еще заметила, что раньше был выше спрос на готовые изделия, а сейчас предпочитают закупать «комплектующие». Например, в текстильной промышленности берут в основном ткани, фурнитуру. Это значит, что люди подстраиваются под условия и налаживают свои производства.
Как и в 1990-х, Турция остается одним из самых популярных направлений для малого импорта.
До текущих событий страны Евросоюза были крупнейшими торговыми партнерами Российской Федерации. В 2021 году внешнеторговый оборот между Евросоюзом и Россией составил 247,8 млрд евро – на 42,7% больше показателя 2020 года. На долю импорта из ЕС в Россию приходилось 36%, а на долю экспорта – 64%.
Санкции ЕС против России привели к возникновению так называемого «эффекта ножниц». Начиная с марта по май 2022 года, экспорт из России, который представлен преимущественно продукцией ТЭКа, сохранился, а поставки продукции машиностроения (технологический импорт) из стран Евросоюза существенно снизились.
Сейчас внимание российского бизнеса сосредоточено на Турции. Она является связующим звеном между Европой и Россией и в настоящее время представляется неким спасительным мостиком, который может превратиться в крупнейший транспортный хаб для европейско-российских перевозок. Турция удобна с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, а также имеет релевантный опыт экспорта запрещенных товаров из ЕС в Иран. Если говорить о цифрах, то в 1 квартале 2022 года товарооборот России с Турцией вырос в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $13,7 млрд.
Но есть байеры, которые даже в нынешних условиях организуют поставки из Европы и США. Правда, об оптовых поставках речи не идет.
Я живу в США, поэтому самостоятельно езжу в аутлеты и выкупаю товары, которые затем переправляю в Россию. Но если раньше я принимала деньги на карту «Сбербанка» и ей же расплачивалась, предварительно переведя средства на валютный счет, теперь это невозможно. Сейчас приходится искать пути перевода рублей в доллары, и каждый раз все зависит от конкретной ситуации. Увеличился срок доставки.
Теперь я работаю только со СДЭК. Возможно, есть и другие грузоотправители, но СДЭК мне кажется более прозрачной компанией. Цена здесь рассчитывается за 1 кг, то есть если вы хотите заказать одну футболку, то лучше заказать три, потому что цена за доставку будет одинакова.
Так как я выкупаю товары для конечных покупателей, а не для перекупов, проблем не возникает – объемы небольшие. Единственное «но»: товары премиум-сегмента теперь отправить невозможно. Зато спрос на товары из США с марта 2022 года значительно вырос.
В итоге
Многие эксперты, как и бывшие «челноки», не согласны с прогнозом Банка России и считают, что эпоха клетчатых сумок осталась в прошлом. Сейчас все иначе. Крупные торговые компании перестроятся, и частники не смогут с ними тягаться. Да и стихийных продаж на рынках уже не будет – проще продавать через маркетплейс или соцсети. Время «челноков» прошло. На смену им пришли компании-перекупщики и байеры, которые не думают уступать место торговцам из 90-х.
Правда, на днях автору на рынке попытались вместе с клубникой продать из-под полы вьетнамскую обувь. Продавец объяснила необычный для продуктового рынка товар тем, что недавно летала во Вьетнам и купила несколько пар «на всякий случай». Так что прежних масштабов «челночества» можно не ждать – но оно и не исчезнет.