«Андрюша, ты когда учился у меня в музыкальной школе, был такой хороший мальчик! Зачем ты пишешь неприличные слова?»
«Чё выделываешься, Серый? Забыл, как мы с тобой на стройке два литра выжрали, и ты голый в канаве плавал?»
«Умничка, Оленька! Не зря мы с тобой еще до садика английский учили! Помню, сама масенькая такая, горшок больше нее, а уже сто слов наизусть отвечает…»
А Оленька, допустим, руководит коллективом в 80 человек и вообще-то выложила выверенный отчет о том, как компания помогла с крупным проектом взыскательному европейскому заказчику. Занятому профессионалу Оленьке в голову не могло прийти, что мама вдруг возьмет да и выступит в «Фейсбуке» с присущей ей кухонной прямотой. Не отследила опытный руководитель, что мамин комментарий, оказывается, красовался под анонсом статьи полдня…
Потому что вы чей-то двоюродный племянник и, будучи второклассником, однажды разбили тете стекло дачной веранды. Потому что в древние времена вы с кем-то вполне достойно подрались на выпускном, и этот кто-то десятилетиями носит память о стычке, словно медаль.
Потому что в дикой юности вы играли на басу в death metal группе, и вам этого не забыли. Потому что вы были однажды влюблены в какую-то то ли Свету, то ли Оксану, оборвали цветы со школьной клумбы с целью одарить предмет страсти, но вынуждены были проследовать в детскую комнату милиции. И кому-то из ваших знакомых эта история очень по нраву, и ее срочно нужно рассказать всему свету под вашим постом о применении скриптов на Python для тематического поиска по открытым научным публикациям.
Потому что 20 лет назад вы с кем-то работали на каком-то складе, и однажды летом у вас там взорвались два ящика дорогущего французского шампанского, и его как-то нужно было списывать, и был атас, и часть шампанского вы с коллегой слили в термосы, и ахахахаха…
Также вас отыщут те, кому вы в эпоху первоначального накопления капитала перешли карьерную дорожку (сами того не ведая). К вам добавятся в «друзья», начнут отслеживать ваши посты и гадить в первом комменте каждого – интуитивно, да и на опыте понимая, что первый комментарий обычно задает тон всему обсуждению.
Соцсетевые приятели, что работают в области, смежной с вашей, или на любительском уровне интересующиеся делом, которым вы зарабатываете на жизнь, всегда будут готовы внести свою лепту в стиле: «Ну, Адрюх, эта какая-то отстойная реализация. Есть же стоковые плагины, фигли ты вавилоны нагородил…»
«Друзья» с кругозором, широким, как Волга, начнут под вашими постами иронизировать, самовыражаться, упражняться в демагогии, тегать других ваших «друзей» с призывами вроде «Алексей Саныч, вы гляньте на это, только чашку с чаем отставьте, а то подавитесь».
Некоторые станут вас снисходительно хвалить – да так, что лучше бы уж нецензурно костерили. Потому что в своих комментариях эти электронные приятели сначала продемонстрируют свою «особую близость» к вам (мол, выпили вместе пуд вискаря, борясь в 2002-м за выживание ООО «Ездовые решения»), а затем выкажут фундаментальное непонимание предмета разговора, ляпнут очевидную глупость и эффектно подмигнут вам «мол, мы-то с тобой в курсе, чувак!»
Другие же вредители будут просто хреначить вам в комменты караваны эмоджи. Или вываливать гифки и мемасики, которые тут ни при чем ни с какой стороны, даже при самом шизофреническом ассоциировании с темой поста.
Несть числа этим доброжелателям и недоброжелателям. Несчетны и способы, которыми они могут обесценить ваш труд и ваши отчеты о нем. И вы день за днем мучаетесь вопросом: «Зачем они все это делают?»
Им пофиг на вас и вашу работу. По данным науки, в комментах люди демонстрируют себя и свои чувства
Как выясняется, вопрос «зачем люди в принципе пишут комментарии в интернете?» недостаточно хорошо изучен. Если вы попробуете поискать ответ на него в русскоязычных научных психологических и социологических журналах, то завязнете в скрепах.
Вы встретите чертову уйму бла-бла-бла «исследований», которые сплошь состоят из оценочных суждений. Там будет про «язык ненависти», «информационную войну в интернете», про «разжигание», про «либеральный дискурс», про «традиционные ценности», в которые никак не втыкает поганая молодежь. Вы подробно ознакомитесь с примерами рашн кибербуллинга и речевой деятельности коварных «агентов влияния» во «ВКонтактике».
Обратившись к англоязычным научным публикациям по теме, вы попадете в тенёта альтернативного «дискурса». В основном они будут по модным темам гендерного неравенства, соцсетевого преследования за признания в «ненормальных» сексуальных практиках, «культурной апроприации», подколодного расизма и всего в таком духе.
У вас создастся стойкое ощущение, что гранты психологам и социологам, что в русскоязычном, что в Западном мире раздают строго в соответствии с «актуальной» политической повесткой.
У вас возникнет мысль «Чума на оба ваших дома! Где же исследователи, которые занимаются качественными изысканиями вне "повестки", как это им и подобает?»
Автор этих строк долго мыкался по закоулкам научной мысли. И наконец откопал отчет о небольшом, но спокойном и взвешенном исследовании южнокорейских ученых из частного исследовательского университета Yonsei (Сеул) – старейшего в стране.
Эта работа без каких-либо оценок пытается ответить на вопрос «Почему люди публикуют в интернете доброжелательные и злонамеренные комментарии?» В исследовании приняли участие 107 подопытных обоих полов в возрасте от 19 до 50 лет. С ними были проведены глубинные интервью длительностью 30–40 минут. Стенограммы бесед подвергли контент-анализу, причем один из аналитиков для вящей достоверности выводов в самих интервью не участвовал. После математической обработки результатов авторы исследования получили некоторые ответы. И в них нас, конечно же, интересует прежде всего мотивация почтеннейшей интернет-публики к написанию злонамеренных комментариев.
Эврика! Оказывается, большинству людей глубоко наплевать и на вас, и на ваши посты. Ваше появление в их соцсетевой ленте – лишь повод выплеснуть накопившееся недовольство жизнью и (цитата): «…проявить чувство собственной неполноценности или фрустрации, желание привлечь внимание других, ревность».
Говоря о своей враждебности, подопытные сообщили, что пишут злые комменты, чтобы «причинять другим боль, критиковать других, проявлять ненависть к кому-либо».
Едем далее по таблице «причин написания злонамеренных комментариев»:
- 15,7 % делают это в Сети из-за слабого самоконтроля – бездумия и чувства безответственности;
- 12,4 % поддерживают негативные оценки других – соглашаясь с тем, что они были вынесены якобы заслуженно;
- 8,5 % пишут злонамеренные комментарии «для веселья», получения удовольствия;
- 6,5 % – для снятия стресса и напряжения, которые заработали оффлайн, в реальной жизни;
- 5,2 % – из-за того, что чувствуют нахождение в контексте всеобщего недоверия друг другу, из-за «нормальности» негативного комментирования;
- 3,3 % – из-за группы причин, среди которых: разные взгляды с автором постов (статей), игнорирование контента, поверхностное (субъективное) осуждение.
Если мы рассмотрим причины написания даже доброжелательных комментариев, то увидим, что 21,5 % опрошенных публикуют их ради чувства самоудовлетворения и демонстрации собственного благополучия.
- 8,9 % подопытных пишут хорошее, поддерживая доброжелательные комментарии других людей (то есть, в некотором роде из-за соглашательства);
- 5,2 % – из-за чувства единства с другими комментаторами, ощущения, что «мы тут все мафия»;
- у 5,2 % мотив написания – обмен информацией, потребность в общении и в публичной демонстрации своего «хорошего поведения».
Куды бечь, что делать
Наверное, разумно было бы всем нам порой (ну хоть иногда, а?) задумываться о том, чтобы не вносить собственную черную лепту в ухудшение экологии Сети. Вот собрались мы врезать комментарий, уже занесли проворные пальцы над клавиатурой – тут бы и тормознуть, волевым усилием включить префронтальную кору да вспомнить:
«Мне же просто водоканал прислал платежку с суммой, достойной принца Катара. Я же взвинчен тем, что придется теперь ехать в хамский расчетный центр и сличать платежи за воду. Вот и причина, почему я вдруг собрался высказать свое бесценное мнение по поводу… блин, забыл уже, о чем там речь…»
Если говорить о проблеме мусорных комментариев на собственных соцсетевых страницах, то, видимо, стоит относиться к проблеме философски: се есть человеки, испортили их квартирный вопрос, низкие зарплаты, явление Бузовой во МХАТе или там очередной эпидемический локдаун.
С практической точки зрения, комменты на своих страницах, конечно, стоит модерировать, если их немного. В случае, когда страницы очень уж публичные, комментаторов много, а соцсетевая репутация критично важна – можно напрячься финансово и нанять модератора, найти (купить, написать) бота, чтоб сканировал комменты и сообщал нам про мат и прочую порнографию.
А можно вообще отпустить ситуацию. Как известно, собака лает, а караван идет. По большому счету нас реально интересует мнение только очень близких людей, действительно профессиональных коллег и давних клиентов, с которыми сложились уважительные отношения. И те, и другие, и третьи, увидев злобные комменты под нашими постами, не отнесутся к ним всерьез и не поменяют мнение ни о нас, ни о качестве нашей работы.
Так чего вообще нервничать?