Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Кто такие тролли и как с ними бороться. Спойлер: это не сложно Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

«Тролли» действительно опасны, но, парадоксально, с их деструктивной деятельностью достаточно легко бороться. «Выключить» их на любой интернет-площадке возможно, прервав обратную связь от сообщества при помощи жесткой модерации. Игнор, быстрое удаление комментов и постов, машинные фильтры по стоп-словам, бан – эти несложные методы действенно убивают подпитку, за которой «тролли», собственно, и приходят в публичные виртуальные пространства.

Стратегически важно перестать бояться их появления что на личной, что на бизнесовой странице, ибо тревожное опасение ввязаться в «плохую коммуникацию» с аудиторией мешает спокойному ведению дел.

В реальности «тролли» не так уж страшны. Как правило, они несчастны и не имеют положительной обратной связи в физическом социуме, поэтому вынуждены добывать ее суррогаты в сети максимально циничными способами.

Как показывает ряд исследований, «троллей» мучает низкая самооценка, они склонны к онлайн-подглядыванию и ищут в соцсетях, на форумах и прочих площадках мишени для злорадства, чтобы возвысится за счет других.

Характеры этих деструктивных интернет-пользователей нередко включает в себя личностные черты, которые принято называть «Темной триадой». Это нарциссизм, макиавеллизм (манипуляторство) и психопатия. Некоторые исследователи считают, что имеет смысл добавить к этому списку еще и садизм. И тогда «триада» превращается в «тетраду» – крайне неприятное комбо.

Однако психология «троллей» обличает в них глубоко неудовлетворенных собой и жизнью людей. Давайте с помощью ученых покопаемся в ней поглубже и убедимся, что за страшными сетевыми масками злобных комментаторов прячутся довольно жалкие создания.

Темная сторона использования соцсетей

В 2016 году социальные психологи из Амстердамского Свободного университета (Нидерланды) Яап В. Оуверкерк и Бенджамин К. Джонсон опубликовали научную статью, в которой довольно подробно рассмотрели скрытые и часто неприглядные мотивы использования соцсетей.

Этой работой исследователи попытались заполнить существовавший пробел: ранее психологи в основном изучали позитивные и нейтральные побуждения интернет-пользователей к трате времени на социальные платформы.

Авторы сообщают, что ключевой особенностью соцсетей является предоставляемая ими возможность иметь слабые социальные связи с большим числом людей. В офлайне такое количество знакомств поддерживать крайне нелегко, практически нереально. Но на социальных платформах – пожалуйста. И это позволяет их участникам реализовывать широкий спектр своих «темных потребностей». Рассматривая их, психологи поначалу отмечают относительно безобидные вещи.

  • Часть интернет-пользователей хочет наблюдать за личной жизнью друзей и далеких знакомых с безопасного расстояния, никак не проявляя себя (вуайеризм).
  • Чувство незащищенности в физическом социуме (не в смысле доходов и соц. гарантий, а в смысле самоощущения «каково мне среди людей?» и удовлетворенности жизнью) подталкивает некоторых индивидов заводить контакты в соцсетях, чтобы время от времени получать подтверждение, что общество воспринимает их положительно.
  • Кое-кто очень боится, что его чувства будут задеты в офлайне отказом в дружбе и общении, и поэтому стремится заводить незнакомых «друзей» онлайн.

Однако далее исследователи вскрывают довольно отталкивающие мотивы. Они указывают, что многие психологические школы считают потребность в положительном восприятии самого себя главным двигателем человеческого поведения. В связи с этим люди постоянно сравнивают себя с другими, причем предпочитают делать сравнения с менее удачливыми, чем они сами, персонами.

Подобная сравнительная тактика подталкивает искателей высокой самооценки «дружить» с теми интернет-пользователями, которые представляют собой легкую цель для «нисходящего сравнения» в стиле «Я-то уж точно круче, чем эти никчемные людишки».

И это только первый шаг. Некоторые идут дальше и начинают практиковать торжествующее злорадство, видя ошибки и несчастья своих «друзей». Кое-кому оно приносит большое удовольствие. Таким образом компенсируются низкая самооценка и страх быть непопулярным среди людей из круга реального общения.

Часть пользователей соцсетей следят за объектами своих «слабых связей», чтобы сплетничать о них с третьими лицами. А некоторые стремятся «подружиться» именно с теми, кого на самом деле активно не любят и даже презирают, чтобы подпитывать свое чувство превосходства над ними.

Помня обо всем этом, голландцы Оуверкерк и Джонсон провели исследование на выборке из 156 мужчин и 128 женщин со средним возрастом 29,5 лет, пытаясь прояснить, будут ли связаны темные мотивы использования соцсетей с такими чертами личности, как низкая самооценка, потребность быть популярным, высокий уровень нарциссизма и предрасположенность к злорадству.

Участников исследования тестировали при помощи специально подготовленных опросников и «встроенных» дополнительных и довольно хитрых экспериментов. После обсчета результатов гипотеза подтвердилась. Те, у кого прослеживались дурные мотивы для сетевой «дружбы», действительно имели одну или несколько вышеназванных особенностей характера.

Чем ниже у испытуемых была самооценка и чем сильнее они чувствовали себя незащищенными в социуме, тем мощнее проявлялись их антисоциальные побуждения в сетевом общении, включая нарциссизм и желание наслаждаться злорадством.

Более того, выяснилось, что антисоциальная мотивация приводит к тому, что ее обладатели… имеют больше друзей в Facebook. А те, у кого доминирует мотив незащищенности, получают больше подписчиков как в Facebook, так и в Instagram.

Разумно было бы предположить, что «тролли» являются выходцами как раз из тех групп интернет-пользователей, которые не удовлетворены собственной жизнью, имеют проблемы с самооценкой и любят посмотреть на страдания других. И, похоже, это действительно так.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

«Тролли» наслаждаются страданием людей

В июне 2021 года появился отчет об исследовании поведения «троллей» в соцсети Reddit. Его провели ученые из Университета Аризоны и Университета Бригама Янга (США) на выборке в 438 человек (51,1 % мужчин и 44,6 % женщин, остальные, видимо, – небинарные персоны). Авторы научной работы проверяли результаты более ранних изысканий, показавших, что «тролли» обладают чертами личности из уже упоминавшейся «Темной триады», демонстрируют крайнее бессердечие по отношению к другим людям и безжалостно используют их для своей выгоды.

Кстати, интересно, что исследователи получили от пользователей Reddit их собственное определение «троллинга». Оно вышло таким:

Троллинг – это намеренное онлайн-взаимодействие, направленное на то, чтобы задевать, подстрекать, провоцировать или преследовать других ради привлечения внимания к себе и вызова реакции.

После математического анализа результатов опросов ученые получили любопытную картину: черты «Темной триады» оказались напрямую не связаны с увлечением «троллингом», но определенно были связаны с желанием наслаждаться злорадством. А вот уже стремление к злорадству оказалось совершенно точно присуще «троллям». То есть «Темная триада» связана с практиками «троллинга» через «мостик» злонамеренности.

Как это расшифровать попроще? Примерно так: психопаты, манипуляторы и нарциссы, скорее всего, любят злорадствовать. А те, кто любят злорадствовать, скорее всего, склонны к «троллингу». Не все люди, имеющие черты характеры из «Темной триады», обязательно практикуют «троллинг» в сети. Однако (прямая цитата):

«…те, кто демонстрирует нарциссизм, макиавеллизм и психопатию, с большей вероятностью продемонстрируют «троллинговое» поведение, если получают удовольствие от пассивного наблюдения за страданиями других людей».

Также в ходе исследования авторы подтвердили результаты предшественников, говорившие о том, что для «троллей» характерны низкая самооценка, неудовлетворенность собственной жизнью и потребность «нисходящего сравнения» себя с другими людьми.

Не давайте им обратной связи или идите в полицию, если есть с чем

Бурная реакция на провокации и внимание к их персонам – вот ментальный хлеб «троллей». Защитить от них свою онлайн-площадку – значит лишить этих стервятников «хлеба». Народная мудрость «не корми тролля» имеет под собой вполне научные основания.

Как правило, злонамеренные комментаторы действуют в одиночку. И «отключить» им обратную связь достаточно легко. Как – мы говорили выше. Не получая обратной связи, «тролли» теряют интерес к конкретной персоне или площадке и уходят искать более податливых жертв.

Однако бывают и особые случаи, когда «троллей» нанимают. Скажем, автор этих строк однажды наблюдал многодневную круглосуточную «троллинговую» атаку на один из поволжских интернет-форумов, и это было действительно впечатляюще. Из-под десятка ников анонимы буквально заваливали онлайн-площадку всеми видами провокаций и оскорблений, постили мусорный контент (фотографии культуристов) и всячески преследовали других пользователей.

«Тролли» гуглили цифровой след форумчан в соцсетях и «глобале», выискивали их фото, над которыми можно было поиздеваться, ловко пользовались публично доступной информацией об их личной жизни и т. п. Некоторые из анонимов порой вели себя довольно тонко и демонстрировали неплохое знание человеческой психологии.

В конечном итоге форум, принадлежавший частным лицам, не имевшим возможности защитить его от столь массированной атаки, был чудовищно захламлен, растерял пользователей и закрылся.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: ресурс уничтожали по заказу. И эти «тролли» не были обычными одиночками с низкой самооценкой.

Если ваша интернет-площадка подверглась подобному нападению, но бизнес не так велик, чтобы иметь собственную службу кибербезопасности, за защитой стоит обратиться в местное подразделение полиции, которое специализируется на киберпреступлениях.

Как правило, нанятые «тролли» во время своей специфической атаки ведут себя самоуверенно и в связи с этим публикуют сообщения с персональными данными пользователей конкретной площадки, клеветнические заявления в их адрес, оскорбления, то есть совершают деяния, за которые в Уголовном и Административном кодексах РФ предусмотрены наказания. Полиция может за это зацепиться и потянуть за цифровые ниточки.

В любом случае, бояться не нужно даже таких «профессионалов». Наиболее вероятно, что подобные команды состоят из молодых недохакеров, неспособных достаточно качественно скрыть свое реальное местоположение. Если они находятся внутри страны, награда найдет «героев».

Вернемся к «троллям» диким и «естественным». Как бы высокомерно, грозно и неотразимо они ни выступали на вашей онлайн-площадке, не верьте в их личную значимость и хоть в какую-то весомость их «мнений». Все это плохо слепленная фикция, а ее авторы – несчастные люди с очень дурным характером, а то и с психическими расстройствами.

Возможно, некоторых из них даже стоит пожалеть – как-нибудь на отдалении, абстрактно. А вот бояться их крутого нрава совершенно не имеет смысла. Нет в «троллях» никакой истинной крутости. Они просто маленькие сетевые паразиты. Кстати, не исключено, что вы сможете пронаблюдать их псевдоэффектную активность в комментариях под этой статьей.

Читайте также:

Ближние – враги тебе: когда родные и «друзья» говорят о твоей работе

Карликовые чувства – почему ваш контент не тянет на «вирусный»

Роботы заберут дело вашей жизни? А оно у вас и без них-то есть?

Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 дек 2024
1 818
Рекламные спецпроекты – это хорошо (считают 72% россиян)

Но надо использовать игры, квизы и тесты!

25 дек 2024
3 533
Подарок на новый год – лучшие идеи

Печаль в том, что большинство из них либо слишком дорогие, либо их не купить в России.

25 дек 2024
12 777
Главные тренды в рекламе в 2025 году - с удачными примерами и провалами

Проанализировали несколько отчетов, посмотрели на «Львов» Каннского фестиваля рекламы 2024 и прочитали сотни комментариев пользователей с отзывами на рекламу. Итоги собрали в этой статье.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.