Рассматриваются два сценария, затрагивающие эти сервисы. Один – плохой, второй – еще хуже.

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, которые могут убить привычные нам сайты с объявлениями. Да, обе эти инициативы должны пройти еще второе и третье чтение и подписание президентом. Но по нынешним временам процесс может пройти очень быстро. Особенно когда на кону, как заявляют авторы, стоит национальная безопасность.

Не будем сгущать краски и нагнетать. Это и не требуется: тексты законопроектов прекрасно справляются сами. Мы их изучили и рассказываем про два сценария того, как через полгода мы будем продавать велосипеды, гитары, книжки и что вы там еще продавали на «Авито».

И небольшое предварительное пояснение: проекты несколько противоречат друг другу, так как изобретались одновременно разными авторами. Первый был принят в первом чтении 5 июля, второй – 15 июля. Скорее всего, реализуется какой-то один. Есть слабая надежда, что нас минует эта участь, но все всё понимают.

Сценарий № 1. На «Авито» – через Госуслуги

Автор законопроекта – депутат Антон Горелкин. Тот самый, который до этого пытался запретить рекомендательные алгоритмы в соцсетях.

Нововведения, согласно законопроекту, будут касаться сайтов объявлений с посещаемостью более 10 млн пользователей из России в месяц. Для понимания: у «Авито», по данным Similarweb, почти 319 млн визитов в месяц, 95% которых – из России. «Авито» принадлежит нидерландской компании Prosus. Если законопроект будет принят, проекту придется сменить владельца. Как будет развивать его новый владелец и кто им станет, пока неясно, но интересантом называют известного оператора рекламы.

Доля зарубежных компаний во владении сайтами с объявлениями не должна составлять более 20%.

У российских «Циана» (27,5 млн визитов по Similarweb) и «Юлы» (16,5 млн визитов) с этим проблем возникнуть не должно. Но остальные положения законопроекта касаются и их. Предлагается:

  • установить на каждый такой сайт счетчик количества посетителей, рекомендуемый федеральным органом власти;
  • по решению правительства обеспечить интеграцию сервиса с Госуслугами (это значит, что для авторизации и дальнейших действий пользователям придется через них авторизовываться);
  • создать единый реестр сайтов с объявлениями – по аналогии с реестром соцсетей; контроль за сайтами из реестра будет осуществлять некий федеральный орган.

Для обычного пользователя «Авито» самое значимое изменение – возможная интеграция с Госуслугами. Потому что она обозначает что? Правильно, возможные новые налоги и прозрачность для чиновников того, что ты продаешь-покупаешь частным образом.

Пример: вы авторизовались на «Авито», «Юле» или еще каком-то сайте через Госуслуги. Продали ненужное, получили доход. Если вещь принадлежала вам менее трех лет, вы обязаны заплатить налог с дохода от ее продажи. Об этом нам заботливо напоминает налоговая:

При продаже любого имущества, находящегося в собственности физического лица менее 3 лет, сумма, полученная от такой продажи, образует доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц.

Тут можно сказать «ну кому нужны мои 100 рублей» – но пользователей много, и сумма набегает достаточно красивая, а информация о совершенных сделках может передаваться автоматически и не требовать никаких лишних движений со стороны налоговой.

Интересно в этом законопроекте его обоснование. Зачем он вообще понадобился? Во-первых, не допускать использование сайтов объявлений для совершения «уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну». Критики могут сказать, что этого нельзя было делать и раньше, но зачем придираться?

Во-вторых, «не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности» (а мы-то думали, что просто продаем ненужное). В-третьих, «соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах». Если вы не знаете, как все это связано с размещением объявлений, не теряйтесь – мы тоже не знаем.

Впрочем, депутат Горелкин в своем телеграм-посте дает другое объяснение: «Классифайды аккумулируют огромный объем данных граждан России – и особые опасения вызывает тот факт, что владельцы многих крупных площадок онлайн-объявлений находятся за рубежом». То, что данные, собираемые «Авито», находятся на серверах, расположенных в России, не замечается. Так что новый законопроект будет защищать нашу с вами приватность от ненужных лиц и делать нас более прозрачными для нужных.

Сценарий № 2. Больше никакого «Авито»

Второй законопроект показывает, что предыдущий сценарий можно считать благоприятным. Потому что иначе нам может угрожать полное исчезновение привычных сайтов с объявлениями. Автор законопроекта – депутат Артем Кирьянов.

На самом деле, доски объявлений – только один из объектов урегулирования. Законопроект хочет также изменить работу с цифровой наружной рекламой (мультимедийные щиты) и рекламой на транспорте. По какой логике третьими стали сайты объявлений, не совсем ясно.

Предлагается создать «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений». Если почитать требования, которым этот оператор должен отвечать, станет ясно, что он неминуемо связан с государством.

Фактически законопроект устанавливает монополию – размещение двух видов реклам и объявлений может осуществлять только этот оператор, и еще компании, которые будут находиться у него в подчинении:

Предпринимательская деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг (работ) на территории Российской Федерации осуществляется исключительно единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений. Иным лицам запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц… в форме электронных досок объявлений.

Теоретически возможен сценарий, когда «Авито», «Циан» и «Юла» перейдут в подчинение этому единому оператору. Но останутся ли они в таком случае привычными нам сервисами – большой вопрос. На соцсети запрет о размещении объявлений тоже распространяется – через объявления во «ВКонтакте» больше ничего продать не получится. Так что в наиболее радикальном случае нам предложат пользоваться просто каким-то новым единым сайтом объявлений.

Что это значит для пользователей? Конкретики мало, но в целом – ничего хорошего, как всегда в случае установления монополий. В законопроекте указано, что единый оператор может «взимать с пользователей плату за оказанные любые услуги»... Федеральная антимонопольная служба? – не, не слышали.

#
Новости
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.